РАЗВИТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В УСЛОВИЯХ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В УСЛОВИЯХ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Черноиванова А.В. 1, Агафонова М.С. 1
1ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Целью статьи является рассмотрение сущности конкуренции как объективной закономерности развития товарного производства, основанного на частной собственности на средства производства, и товарного обмена. В статье показывается экономическая основа рыночной экономики (частная собственность), которая порождает соответствующую цель производства. Такой целью являются максимилизация прибыли и минимизация затрат субъектов рынка. Поэтому борьба за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в таких условиях неизбежна, она выступает на поверхности общества с развитой рыночной экономикой как конкуренция.

Актуальность исследования.

Данная тема всегда будет актуальна для обсуждения, так как рыночная конкуренция всегда была, есть и будет. Она неотъемлемая часть экономики, при помощи ее фирмы и компании контактируют друг с другом. Благодаря конкуренции товары или предложения развиваются и улучшаются, она является одним из самых важных факторов успеха. Шотландский экономист, основоположник современной экономической теории Адам Смит говоря о рыночной конкуренции употреблял афоризм «Невидимая рука рынка». Тем самым указывая на то, что при конкуренции каждый хочет добиться своей цели, но сделать это можно лишь удовлетворяя чужую потребность, из чего получается рост и улучшение всего общества.

Конкуренция рассматривается как объективное явление, присущее рыночной системе хозяйствования как таковой, что обусловлено экономической обособленностью отдельных товаропроизводителей. Будучи важным двигателем рыночной экономики, конкуренция не устанавливает ее законы, а выступает лишь в роли «исполнителя» данных, внутренне присущих товарному производству законов и, прежде всего, закона максимилизации прибыли, который определяет цель и движущий мотив хозяйствующих субъектов в экономике.

Рыночная конкуренция представляет собой соперничество или борьбу между несколькими экономическими субъектами, за достижение похожей цели. Она подразделяется на несколько видов: совершенная, несовершенная, монополия и олигополия. Рассмотрим их подробнее.

Совершенная конкуренция.

Свободная, или совершенная, конкуренция означает неограниченную конкуренцию, при которой отсутствуют барьеры для вхождения в бизнес, отличия в продуктах и, что самое главное, отсутствует чья бы то ни была власть над рынком, а потребители и производители обладают всей полнотой информации о рынке [1]. Модель совершенной конкуренции основывается на четырех фундаментальных предположениях:

Продавцы не могут влиять на цену. Это означает, что каждый продавец действует исходя из того, что он может продать столько продукции, сколько сочтет нужным, не влияя при этом на преобладающую рыночную цену.

Поведение продавцов не является стратегическим, то есть поставщик товара на рынок при принятии решения не учитывает реакцию конкурирующих производителей.

Свободный доступ на рынок. Это означает, что новые фирмы могут входить на рынок со своей продукцией без каких-либо препятствий, не потерпев при этом никаких особых издержек.

Покупатели не влияют на цены, то есть каждый покупатель (фирма или домашнее хозяйство) может приобрести такое количество товара, какое пожелает, по действующей цене, не оказывая при этом на нее никакого влияния [2].

Согласно [3], «в условиях чистой конкуренции в отрасли одновременно действует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт (например, пшеницу или арахис). Новые фирмы могут легко войти в отрасль». «Совершенная» конкуренция в целом соответствовала структуре экономики XIX в., для которой был характерен капитализм с мелкими производственными единицами.

В то же время «совершенная» конкуренция не означает, что она лучшая. Из того, что она – один из полюсов всего спектра видов конкуренции, «не следует, что совершенная конкуренция желательна, что … это цель, которую мы хотим достичь» [4]. Совершенная конкуренция – идеальное явление в экономике. Ни в одной отрасли с развитой рыночной экономикой совершенной конкуренции не было и нет, то есть в реальной экономике не было и нет рынков, удовлетворяющих всем условиям этой модели рынка. Лишь в некоторых случаях (на рынке сельскохозяйственной продукции, фондовой бирже, рынке иностранных валют и т.д.) ситуация может быть сравнительно близка к условиям совершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция.

Состояние рынка, при котором небольшое число продавцов могут контролировать цены на товар.

У производителей появляется возможность регулировать цены на продукцию. В данном виде конкуренции характерно невыполнение любого из важных условий совершенного рынка. Здесь присутствует огромное число покупателей и продавцов, также возможно прохождение на рынок легче чем при монополии, но тяжелее чем при совершенной конкуренции, производство и продажа дифференцированного продукта. При несовершенной конкуренции более мелкие производители вытесняются более крупными, так как уменьшаются издержки, крупным компаниям и фирмам производство обходиться дешевле, товар продается по более низким ценам. Также при несовершенной конкуренции возможны потери при росте цен, увеличении издержек, остановка в развитии научно-технического прогресса, падение экономики и т.д.

Монополистическая конкуренция.

При монополии производитель, занимающий большую долю рынка может влиять и на цену, и на товар, почти нет возможности новым производителям попасть на рынок, а уже находящимся выйти, как правило отсутствуют товары заменители. Такой вид конкуренции особенно отрицательно влияет как на рынок, так и на экономику в целом. Монополия появляется если одна фирма долго обслуживает весь рынок или, когда производитель владеет важным и редким ресурсом.

«Монополия как экономическое явление – это обусловленный собственностью и властью тип экономических отношений между субъектами экономической системы, реализующих собственный интерес, по поводу влияния последних на общественное производство или на его отдельные сферы с целью присвоения монополий прибыли» [5]. Монополии, однако, не уничтожают конкуренцию, а лишь видоизменяют ее. Вырастая из свободной конкуренции, монополии «не устраняют ее, существуют над ней и рядом с ней, порождая этим ряд особенно острых и крупных противоречий, конфликтов» [6].

Монопольная (рыночная, экономическая) власть возникает вовсе не случайно. Ее формирование обусловлено монопольным положением субъекта, который стремится обладать большей мощью, получать больше прибыли и пользоваться большим престижем. Именно экономическая власть мощных хозяйственных групп позволяет им изменять цены и сознательно регулировать ход рыночных операций в своих интересах. По словам А. Пигу, «само ожидание выгод, связанных с ней, служит фактором, способствующим ее формированию» [7].

В условиях рыночной экономики конкуренция играет противоречивую роль. С одной стороны, она заставляет производителей постоянно стремиться к снижению затрат ради увеличения прибыли. В результате этого повышается производительность труда, снижаются издержки производства, и компания получает возможность уменьшить розничные цены на свою продукцию. Следовательно, повышая эффективность производства, конкуренция выступает потенциальным фактором понижения цен. С другой стороны, в условиях несовершенной конкуренции продавцы имеют больше свободы в назначении цен, так как продают свою продукцию в условиях монополистической конкуренции или олигополии. В этом главная слабость рыночной системы хозяйства. «Для монополии, так же, как и для совершенной конкуренции, главным принципом является максимилизация прибыли фирмы» [8].

Олигополия.

В этом виде конкуренции присутствует очень небольшое количество производителей, компаний, которые удовлетворяют большому количеству потребителей на рынке. Производят как дифференцированные товары, так и одинаковые. Данная конкуренция не даёт возможности войти на рынок и выйти из него также трудно, производители влияют на товар и на цены. Главная особенность — это взаимосвязь фирм между собой, один производитель зависит от остальных и действия конкурентов также влияют друг на друга. Олигополия также делиться на две группы, одна из которых предусматривает договорённости производителей между собой, а вторая наоборот не согласуется с конкурентами.Существуют несколько моделей сосуществования фирм при олигополии:

Название модели

Сущность

Модель картеля

Модель картеля представляет собой договорённость фирм-конкурентов между собой по ценам производства и объёму продукции. При таком объединении каждый производитель получает прибыль как при монополии. Такая модель монополии запрещена, поэтому на практике примером является международный картель «ОПЕК» или тайные картели. Чаще всего картель распадается быстро, так как у конкурентов есть желание достичь цели раньше срока и тогда они нарушают соглашение.

Модель лидерства

Модель лидерства по объёму, выделяет одну фирму, которая становиться главной на рынке и при изменении её цены или объёма производства, фирмы конкуренты начинают следовать за лидером. Чаще всего лидер более информирован о состоянии рынка, имеет более профессиональный персонал, новейшие технологии и большую долю на рынке и хорошо информирован о конкурентах.

Модель Курно

При модели Курно фирмы анализируют своих конкурентов, после чего выбирает оптимальную для себя цены и объём производства, которые сделают стабильным её положение на рынке. Если расчёты оказываются не верными, то фирма делает перерасчёт и стабилизирует своё состояние и в последствии не меняет его. Таким образом поступают все фирмы-конкуренты, уравновешивая ситуацию на рынке.

Модель ценовой войны

Модель ценовой войны показывает то, что для устранения конкурентов один из производителей начинает уменьшать цены на товар и в последствии конкуренты тоже начинают так делать. Цены снижаются до тех пор пока на рынке не остаётся одна фирма.

Методология

Основоположники в области экономических наук выступали за честность в конкурентной борьбе, считали, что только конкуренция способна установить нужную цену товару и необходимый объем производства, а государство обязано установить правила и заставить соблюдать конкуренцию. Тогда справедливым будет утверждение о том, что именно рыночная совершенная конкуренция дает возможность усиливать научно-технический прогресс, улучшить технологии производства и открыть новые возможности.

Экономист

Взгляд

Майкл Юджин Портер

Показал, что компания может быть конкурентоспособной если у нее будет нужное окружение, которое сможет конкурировать с ней, от ее ресурсов. Успех компании зависит от развитой конкуренции на внутренних рынках страны, от высоких требований потребителей.

Пол Энтони Самуэльсон

Высказывал возможность существования свободной конкуренции, но только тогда, когда государство участвует с фирмами в равной конкурентной борьбе и присутствует смешанная экономика. Если государство будет вмешиваться в совершенную конкуренцию, при наличии государственной собственности возможно добиться цивилизованной конкуренции.

Карл Генрих Маркс

Говорил о конкуренции делая пример из отношений работников и капиталистов. Капиталист хочет больше прибыли, для этого заставляет рабочего больше трудиться, не повышая зарплату, а рабочие стремились к более высокой заработной плате. Карл Маркс категорически отказывался от такого уклада. Он был недоволен тем, что в погоне за прибылью капиталисты все больше используют труд рабочих. Карл Маркс стремился доказать, что конкуренция негативно влияет на рынок и экономику.

Можно сделать вывод, что конкуренция – это сложный механизм, очень важный для производителя, для покупателя, для государства, для всего рынка, для экономики. В разные времена конкуренцию трактовали как положительный факт, а иногда и как отрицательный. Она является самым важным критерием для продвижения экономики, улучшения товаров и услуг, развития новых технологий. В основу конкуренции положено желание добиться своей цели, но, если контролировать и управлять конкуренцией, где-то установить рамки и правила, а где-то не вмешиваться, она даст положительные результаты для рынка и экономики в целом.

 Выводы и предложения

Чтобы конкуренция способствовала развитию экономики, необходимо наличие ряда условий:

На рынке должно присутствовать как можно больше производителей однородного товара с целью исключения их сговора (явного или тайного) против потребителей.

Конкуренция должна заинтересовывать товаропроизводителей в увеличении своих доходов не за счет цен, а за счет увеличения выпуска товаров.

Необходимо повышение предложения над спросом, то есть воздание рынка потребителя, при котором он имеет возможность выбора (в противном случае это будет рынок производителя).

Конкуренция должна подвергаться государственному регулированию, чтобы заставить конкурирующих субъектов хозяйствования учитывать не только свои интересы, но и интересы других граждан и общества в целом. Поскольку конкурентная борьба носит стихийный характер, она при отсутствии регулирующей роли государства может привести к тяжелым экономическим, социальным, экологическим и иным последствиям.

Список литературы

Совершенная конкуренция и эффективность - https://studfile.net/preview/5248887/page:25

Кац, М. Микроэкономика / М. Кац, Х. Роузен. –Минск: Новое знание, 2004. – 828 с.

Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика: в 2 т. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. –М.: ИНФРА-М, 1999. – 2 т.

Сломан, Дж. Экономикс / Дж. Сломан, М. Сатклифф. – СПб.: Питер; Питер принт, 2005. – 830 с.

Санько, Г. Г. Монополия и конкуренция / Г. Г. Санько. – Минск: Амалфея, 1999. – 125 с.

Ленин, В. И. Империализм как высшая стадия капитализма / В. И. Ленин. – М.: Книга, 1986. – 502 с.

Пигу, А. Экономическая теория благосостояния: в 2 т. / А. Пигу. – М.: Прогресс, 1985. – Т. 1. – 512 с.

Долан, Э. Дж. Рынок: микроэкономическая модель / Э. Дж. Долан, Д. Е. Линдсей. – Ленинград: Печатный двор, 1992. – 496 с.

Просмотров работы: 37