Индивидуальные особенности копинг-стратегий студентов-спортсменов - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Индивидуальные особенности копинг-стратегий студентов-спортсменов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Совладание с жизненными трудностями - есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления внешними и внутренними требованиями. Совладающее поведение можно определить как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям [1]. Проблема преодоления сложностей в различных сферах деятельности имеет большое значение для студентов-спортсменов. Цель исследования заключается в определении особенностей копинг-стратегий у студентов физкультурного ВУЗа.

В ходе исследования применялись методы: литературного анализа, опроса, сравнения и анализа полученных результатов, методика «Копинг-стратегии» Лазаруса [1].

В опросе принимали участие 10 бакалавров-спортсменов 2-го курса физкультурного ВУЗа. Студентам предлагалось рассмотреть 50 утверждений, связанных с их поведением в трудных жизненных ситуациях. Задача испытуемых состояла в оценке частоты проявления определенных способов поведения, заключающихся в утверждениях. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Значения копинг-стратегий

Копинг-стратегия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Конфронтационный копинг

56%

44%

22%

56%

50%

61%

50%

56%

78%

39%

2

Дистанцинирование

28%

28%

50%

44%

33%

44%

28%

44%

33%

50%

3

Самоконтроль

67%

43%

38%

67%

62%

67%

43%

57%

75%

67%

4

Поиск соц. Поддержки

72%

84%

22%

61%

28%

72%

44%

67%

72%

78%

5

Принятие ответственности

67%

83%

42%

83%

58%

75%

67%

67%

83%

83%

6

Бегство-избегание

33%

58%

46%

56%

13%

58%

54%

54%

54%

50%

7

Планирование решения проблемы

78%

33%

56%

89%

50%

83%

67%

67%

72%

89%

8

Положительная переоценка

57%

38%

38%

52%

29%

71%

57%

52%

81%

95%

При анализе и сравнении полученных результатов, было выделено 2 преобладающих и 2 наименее используемых копинг-стратегий у студентов-спортсменов. Так, выявлено, что наибольшему количеству испытуемых присуще такие стратегии, как: принятие ответственности и планирование решения проблемы; у 7 человек из 10 эти стратегии имеют высокие значения. Преимущество «принятия ответственности» заключается в том, что личность признает свое участие в создании сложностей, и понимает свою роль в решении проблемы. Для ответственности характерно обдумывание своих действий, поиск личных ошибок, но при этом обратной стороной подхода является чрезмерная самокритика. В стратегии планирования решения проблемы человек учитывает свой опыт, анализирует возможности и вероятные результаты своих действий. Негативной стороной планирования является отсутствие возможности моментально принять нужное решение, например, используя интуицию [2].

Также по результатам опроса были выявлены стратегии с наименьшими значениями: дистанцинирование (выбрали 8 из 10 опрошенных) и бегство-избегание (отметили 4 из 10 студентов). Данные стратегии помогают абстрагироваться и сохранять спокойное внутреннее состояние человека, но при этом они не способствуют решению проблем.

Очевидно, полученные результаты связаны со спортивной деятельностью студентов, так как занятия спортом влияют на становление человека как личности и, соответственно, на приобретение таких качеств, как: ответственность, настойчивость, способность и планирование нахождения выхода из трудных ситуаций. В отличие от вышеперечисленных приобретаемых качеств в спорте, дистанцинирование и избегание решения проблемы являются менее значимыми, так как являются эффективными не во всех сложных жизненных ситуациях.

Список литературы:

1. Крюкова Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) [Электронный ресурс] Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112. – Режим доступа: http://1-source.ru/diagnostika/koping-test-lazarusa.html – (дата обращения: 14.12.19)

2. Копинг тест Лазаруса – поведение в стрессовых ситуациях [Электронный ресурс]: режим доступа: http://sstress.ru/theory/koping-test-lazarusa-povedenie-v-stressovyx-situaciyax.html – (дата обращения: 15.12.19)

Просмотров работы: 9