В настоящее время эффективное управление любой коммерческой организацией основано на применении современных методов и принципов управления. Со стороны управленцев особое внимание уделяется функциям и структуре самого управления. Если рассматривать понятие «организация» то, это группа людей, которые действуют сообща для достижения общей цели или целей [1]. Коммерческая организация - такая организация, основной целью деятельности которой является получение прибыли.
В РФ коммерческие организации ведут свою деятельность в следующих формах: хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере), крестьянское (фермерское) хозяйство, хозяйственные общества (акционерные общества – публичные и непубличные, а также общества с ограниченной ответственностью - ООО), производственные кооперативы, унитарные предприятия и хозяйственные партнёрства. Коммерческие организации занимают достаточно большую долю среди всех хозяйствующих субъектов. По данным официальной статистики, на начало 2019 года было зарегистрировано около 4,07 млн. коммерческих предприятий [3].
Управление коммерческой организацией это важнейший процесс в деятельности любого хозяйствующего субъекта. При этом формируются финансовый механизм и финансовые отношения с другими хозяйствующими субъектами. Система управления – это совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, которые обеспечивают целенаправленное осуществление коммерческой деятельности. Для эффективной системы управления необходимо определить конкретные цели деятельности, распределить функции управления между субъектами управления и осуществлять постоянный контроль за всей системой управления.
Управление — это важнейшая функция любого предприятия. Оно включает в себя планирование, организацию, мотивацию и контроль. Практическая реализация функции управления осуществляется путем применения различных методов управления. Методы управления — это способы воздействия на управление коммерческими процессами и деятельностью; совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект. Чаще всего, применяется не один метод управления, а совокупность или комбинация нескольких методов, которые дополняют друг друга.
Ниже на рисунке 1 представлены основные методы, применяемые в управлении деятельностью коммерческой организацией.
Рис.1. Методы управления в коммерческой организации [2, с. 20].
Соответственно, выделяют три основных группы методов управления:
Организационно - административные методы имеют целью непосредственное воздействие на объект управления, носят обязательный характер. В их основе – власть, принуждение, дисциплина, ответственность. Эта группа методов считается самой жесткой группой (т.к. не дает возможности выбора сотрудникам своего поведения в организации).
Такие методы включают в себя две подгруппы:
организационные методы - нормирование, регламентирование, проектирование;
административные методы - приказы, распоряжения, постановления, инструктаж, команды.
Экономические методы управления направлены на обеспечение рационального использования экономических законов в хозяйственной деятельности с учетом экономических последствий. Эти методы основаны на использовании материальных стимулов, увязанных с результатами труда. Такие методы занимают доминирующее положение в системе управленческих методов, так как самым непосредственным образом связаны с объективными материальными потребностями и интересами людей.
Социально-психологические методы управления представляют собой комплекс способов воздействия на личностные отношения, связи и социальные процессы в трудовых коллективах, через социальные потребности и психологические особенности людей. Здесь используются, главным образом, моральные стимулы к труду, с помощью которых административное задание преобразуется в осознанный долг, внутреннюю потребность работника.
В группу социально-психологических методов управления входят:
социальное планирование (совершенствование социальной структуры персонала, его демографического и профессионально-квалификационного состава, повышение общеобразовательного и культурно-технического уровня, улучшение условий работы и т.д.);
мотивация работников;
формирование благоприятного морального климата в коллективе и т.п.
Некоторые авторы выделяют в отдельные группы правовые и информационные методы. Правовые основываются на применен нормативно-правовых актов и заключаются в юридическом регулировании процесса управления. Информационные методы ориентированы на использование информационных систем и современных способов получения и обработки информации. Применении данных методов также способствует повышению эффективности деятельности хозяйствующих субъектов.
Для более эффективного и рационального управления не следует ограничиваться каким-то одним методом, ведь они могут взаимодополнять друг друга, применяясь в комплексе. Данные методы всегда находятся во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных факторов внешней и внутренней среды функционирования хозяйствующего субъекта. Таким образом, необходим комплексный подход к управлению деятельностью коммерческих организаций.
Список литературы
1. Коммерческая деятельность: учебное пособие для академического бакалавриата / В. Н. Дорман; под научной редакцией Н. Р. Кельчевской. — Москва: Издательство Юрайт, 2019; Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. — 134 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08385-9 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1879-7 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438107
2. Удалов Ф.Е., Алёхина О.Ф., Гапонова О.С. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018.
3. Федеральная налоговая служба – Электронный ресурс «Прозрачный бизнес» https://pb.nalog.ru