Особенности инклюзивного профессионального образования - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Особенности инклюзивного профессионального образования

Харитонова С.В. 1, Неустроева А.Б. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Государственная политика в сфере образования нацелена на создание равных условий доступа граждан России к качественному образованию всех уровней, независимо от их места жительства, социального положения и состояния здоровья. Интенсивно формирующаяся и совершенствующаяся система общего образования людей с ограниченными возможностями здоровья в России создает необходимые условия для дальнейшего профессионального образования, которое традиционно трактуется как значимый компонент системы их непрерывного образования, существенно увеличивающий возможности для выбора профессиональной деятельности, предстоящего трудоустройства и дальнейшей полноценной и адекватной социальной адаптации.

В настоящее время в Российской Федерации активно формируется нормативно-правовая база, которая может служить основанием для развития образовательной среды нового типа, ориентированной на предоставление равноправного доступа всех членов общества к образованию на всех его уровнях. Такая образовательная среда во всем мире формируется в параметрах инклюзивного образования. Показателем готовности России к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов, стало подписание в 2008 году и ратификация в 2012 году Конвенции о правах инвалидов.[1]. Кроме этого механизм реализации прав инвалидов на профессиональное образование содержится в федеральных законах от 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". [2,3]. В 2015 году был разработан Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья до 2020 года [4]. Межведомственный план систематизировал работу по развитию инклюзивного образования в России, стал основой для разработки и реализации региональных планов и программ, направленных на развитие образования детей и молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование является новым явлением в образовательной системе, которое определено и задано законодательно и указывает на перспективное направление долгосрочного развития системы образования в стране [5].

В Республике Саха (Якутия) численность всех граждан с инвалидностью в 2019 году составляла 58 376 человек или 6% от общей численности населения региона, из них 6461 детей-инвалидов или 2,7% от общей численности детского населения республики. [7]. В рамках исследования целью, которого является выявления проблем внедрения инклюзии в систему высшего образования на примере СВФУ, был проведен анализ образовательного компонента: документов, образовательных программ, учебных программ, методического сопровождения, дидактических материалов для студентов с ограниченными возможностями здоровья, материально-технической оснащенности зданий высшего учебного заведения.

В 2010 году Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (далее СВФУ) был включен в перечень базовых образовательных учреждений высшего профессионального образования РФ, обеспечивающих условия для обучения лиц с ОВЗ. В 2019-2020 учебном году общая численность студентов с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в СВФУ, составила 126 человек (таблица 1). Удельный вес обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в общем числе обучающихся в СВФУ составил всего 0,8%. Все 126 студентов с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся в СВФУ, получали психолого-педагогическое, медицинское, социально-реабилитационное сопровождение. Кроме этого, 96 студентов (76,2% от всех студентов с ОВЗ и с инвалидностью в СВФУ) получали дополнительную финансовую поддержку в виде специальных стипендий, грантов.

Таблица 1. Количество студентов с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в СВФУ

Характер нарушения

Количество студентов

Доля студентов с инвалидностью от общей численности студентов с ОВЗ и инвалидностью в СВФУ, в %

Доля студентов с инвалидностью от общей численности студентов в СВФУ, в %

Нарушения зрения

28

22,2

0,185

Нарушения слуха

23

18,3

0,152

Нарушения опорно-двигательного аппарата (мобильные)

23

18,3

0,152

Нарушения опорно-двигательного аппарата (на кресле-коляске)

4

3,2

0,026

Соматические заболевания

48

38,1

0,317

Психические заболевания

0

0,0

0,000

Всего

126

100,0

0,832

Внедрения инклюзии в систему высшего образования в первую очередь складывается из наличия специальных условий в вузе, касающихся методики обучения студентов с учетом их нозологий, подготовки и переподготовки преподавателей. Кроме этого одним из важных факторов успешной социальной адаптации студентов с инвалидностью к условиям вуза является наличие специально подготовленных кадров. Одной из причин проблем занятости и трудоустройства, низкого образовательного уровня большинства граждан с инвалидностью является недостаточное количество образовательных программ, учитывающих специфические образовательно-реабилитационные потребности инвалидов разных категорий и заболеваний [6].

В СВФУ работает Северо-Восточный научно-инновационный центр развития инклюзивного образования, основной целью которого является методологическая, технологическая и методическая разработка вопросов использования адаптивных компьютерных технологий для создания специальных образовательных условий студентам с особыми образовательными потребностями в процессе их инклюзивного обучения в вузе. Доля специалистов, обеспечивающих сопровождение студентов с инвалидностью в СВФУ составляет 0,5% от общей численности профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала в вузе. В течение последних 3-х лет СВФУ проводила работу по повышению квалификации по вопросам работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. Удельный вес профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала вуза, повысивших квалификацию по вопросам работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в течение 3-х лет составил 1,4%.

Адаптация образовательных программ для студентов с ОВЗ и с инвалидностью предполагает включение в основную профессиональную образовательную программу высшего образования и в рабочие учебные программы дисциплин дополнительных модулей, разделов, абзацев или учебно-методических материалов, которые обеспечат создание условий для полноценного включения в образовательную деятельность вуза студентов с инвалидностью и ОВЗ и будут содействовать обеспечению равенства возможностей формирования компетенций у студентов без инвалидности и с инвалидностью. Любая образовательная программа изначально должна быть подготовлена к возможности организации инклюзивного обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Анализ адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспечения обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в СВФУ показал, что общее число адаптированных образовательных программ, в том числе по видам нозологий составляет 13 и все они для лиц с нарушениями зрения. Для лиц с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, для лиц других нозологических групп, к сожалению, адаптированных образовательных программ в СВФУ не было. В образовательной программе СВФУ используются в основном адаптационные модули, методы обучения, адаптированные программы практики и аттестации, доступные для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Для оценки потенциала доступности вуза были обследованы 9 зданий учебных корпусов и общежитий СВФУ по основным показателям доступности для студентов с инвалидностью. Анализ доступности среды учебных корпусов и общежитий СВФУ для студентов с инвалидностью показал, что 100% оборудованных корпусов нет. Большинство зданий СВФУ были оборудованы только на половину, средний показатель доступности обследованных учебных корпусов и общежитий СВФУ по 24 показателям составил 47,7% (рисунок 1). Из 24 показателей 11 показателей отсутствовали во всех объектах вуза. Так, например, на территории корпусов вуза асфальтное покрытие прилегающей территории было значительно неровным, что создает дополнительные трудности при использовании инвалидной коляски. Здания корпусов вуза оснащены узкими дверными проёмами, лестницами с высокими ступенями, отсутствуют адаптированные лифты, поручни, пандусы, подъемные платформы, доступные санитарные-помещения, раздвижные двери и другими пространственными стрессорами.

Рисунок 1. Коэффициент, оснащенности и оборудованности учебных зданий СВФУ (в %)

С целью выявление проблем внедрения инклюзии в систему высшего образования на примере ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова", был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие 10 руководителей, преподавателей, специалистов.

Большинство экспертов оценивают условия, для обучения студентов, имеющих ограничения по здоровью в СВФУ, на 6 и 8 баллов - по 40%, на 5 и 7 баллов - по 10%.

- соответствие материальной среды – 5;

- методическое обеспечение – 9;

- разработка методик использования адаптивных компьютерных технологий для создания специальных образовательных условий студентам с особыми образовательными потребностями – 9.

По итогам экспертного опроса были выявлены основные проблемы внедрения инклюзии систему высшего образования:

Отсутствие гибких образовательных стандартов. Учебные программы по которым обучаются студенты с ограниченными возможностями здоровья, должны быть адаптированы, при этом содержание программ должно соответствовать федеральным государственным стандартам. В СВФУ число адаптированных образовательных программ, в том числе по видам нозологий составляет 13 и все они для лиц с нарушениями зрения. Для лиц с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, для лиц других нозологических групп адаптированные образовательные программы отсутствуют.

Отсутствие специальной подготовки педагогического состава вуза по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии. Ограниченное количество педагогических ставок сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги медицинских работников. педагог (социальный работник), специалиста по техническим и программным средствам, тьютор, профориентолог.

Недостаточное материально-техническое оснащение образовательного учреждения под нужды лиц с ограниченными возможностями здоровья. В СВФУ для организации доступной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидов необходимо переустройство зданий старой постройки с учетом мобильных потребностей студентов с различными нарушениями, в том числе обеспечение пандусами, лифтами, расширение дверных проемов, пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест. Переделка, оснащение некоторых зданий является сложной задачей, которая решается планомерно.

Необходима дополнительная визуализация учебного материала, больший упор на интерактивные образовательные технологии, развитие технологий дистанционного обучения для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Эксперты отмечают, что все требования к содержанию образования, условиям получения образования и формированию доступной среды отражены в различных нормативных актах. Задача каждой образовательной организации выполнять эти требования и создавать комфортные условия. Обучение людей с ограниченными возможностями здоровья, как известно, осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся. При этом абитуриенты с ОВЗ имеют право поступать на все программы, что и остальные категории, ограничений по здоровью нет. Есть небольшое количество направлений подготовки, специальностей, куда при поступлении необходимо предоставлять медицинское заключение. Поэтому у вуза должны быть созданы комфортные условия для лиц с особыми образовательными потребностями на территории всего университета,.

Основное внимание СВФУ направляет на обучение, повышением квалификации преподавателей. Увеличение штата сотрудников, обеспечивающих сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья: (педагог-психолог), социальный педагог (социальный работник), специалиста по техническим и программным средствам, тифлопедагог, тьютор, профориентолог, профориентолог.

Адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспечения обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Больший упор на интерактивные образовательные технологии, создание курсов по адаптивным компьютерным технологиям, по освоению студентами мобильных сенсорных устройств, развитие технологий дистанционного обучения для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Решение проблем трудоустройства и закрепления на рабочем месте выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, выявлены проблемы, препятствующие процессу внедрения инклюзии в СВФУ, среди которых особо значимыми являются: низкая степень доступности инфраструктуры высших учебных заведений, отсутствие гибких образовательных стандартов, недостаток специальных средств сопровождения образовательного процесса, ограниченное количество педагогических ставок сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги, медицинских работников. педагог (социальный работник), специалиста по техническим и программным средствам, тьютор, профориентолог, значительные финансовые проблемы. Одной из ключевых является проблема кадрового обеспечения, которое должно решаться посредством подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, обеспечивающих образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования и социокультурную интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.

В СВФУ для организации доступной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидов необходимо переустройство зданий старой постройки с учетом мобильных потребностей студентов с различными нарушениями, в том числе обеспечение пандусами, лифтами, расширение дверных проемов, пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест. Переделка, оснащение некоторых зданий является сложной задачей, которая решается планомерно. Необходима дополнительная визуализация учебного материала, больший упор на интерактивные образовательные технологии, развитие технологий дистанционного обучения для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность СВФУ должна быть нацелена на подготовку педагогических кадров новой формации в СВФУ. Педагогический институт, Институт психологии СВФУ должен готовить такие кадры по направлению «Психология и педагогика инклюзивного образования». Именно от уровня квалификации, профессионализма и мастерства педагогов зависит эффективность инклюзивной практики, результативность образовательных достижений обучающихся и позитивность восприятия этого подхода всеми субъектами образования. Развитие системы индивидуального сопровождения студентов с инвалидностью (тьютор), направленную на студентов - первокурсников. Привлекать для этого студентов по специальности «Социальная работа».

Эксперты отмечают разработку дистанционного образования для студентов с ОВЗ. Дистанционное обучение - это способ получения образования, при котором студент имеет возможность освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства с помощью информационных и телекоммуникационных технологий. Основной формой получения знаний в дистанционном обучении является индивидуальная форма обучения. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности студента-инвалида. развивать систему индивидуального сопровождения студентов с инвалидностью особенно первокурсников.

Список литературы:

Федеральный закон «О ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов» 25.04.2012 г.

Федеральный закон от 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Федеральный закон от 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2020 гг. Утвержден Минтрудом России, Минобрнауки России 01.02.2016 г.

Куликова Д.Н. Проблемы реализации инклюзивного образования в условиях трансформации высшего образования в России: к постановке вопроса /Д.Н. Куликова // Философия образования. – 2015. – № 1(58). – С.104.

Старобина Е.М. Специфика профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья /Е.М. Старобина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. – С. 61.

Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gks.ru, свободный.

Просмотров работы: 106