Групповые и индивидуальные формы работы в процессе обучения - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Групповые и индивидуальные формы работы в процессе обучения

Мартынова М.И. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В истории педагогики и практической части процесса обучения известны различные формы организации процесса обучения. Их появление, формирование, улучшение и постепенное исчезновение связано с нуждами и потребностями развивающегося общества. В связи с этим появилась цель исследования.

Цель работы: изучить групповые и индивидуальные формы работы в процессе обучения, а также разработать цикл занятий и экспериментально доказать их эффективность в процессе развития познавательных процессов обучающихся.

Существует несколько вариантов определения обучения. Чаще всего под данным термином понимается совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание.

Понятие формы используется по отношению к обучению как форма обучения и как форма организации обучения. Форма обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения; эта форма обучения и одновременно форма организации обучения.

Остановимся на рассмотрении индивидуальных и групповых форм обучения.

Групповые формы обучения – такие формы обучения, в процессе которых учащиеся работают в группах.

Индивидуальные формы обучения – такие формы обучения, которые предполагают взаимодействие учителя только с одним учеником.

Рассмотрим виды групповых форм работы в процессе обучения. Групповые формы работы в процессе обучения разделяют на:

звеньевую (организация учебной деятельности постоянных групп учащихся);

бригадную (организация учебной деятельности специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся);

кооперированно-групповую (класс делится по группам для выполнения каждой из них части общего задания);

дифференцированно-групповую (разделение учащихся на группы с разными учебными возможностями и работу с ними).

Теперь перейдем к рассмотрению видов индивидуальных форм работы в процессе обучения. Наиболее распространенным среди них является репетиторство. Репетитор чаще готовит ученика к сдаче экзаменов, зачетов. Основой такой системы обучения является интенсивное изучение знаний, умений и навыков, которые нужны для усвоения учеником определенной системы требований. В таком случае к уровню личностного и творческого развития ученика не предъявляется.

В последнее время восстанавливаются когда-то распространенные формы семейного обучения и гувернерства. Семейное обучение – форма получения образования, которая предполагает изучение общеобразовательной программы вне школы. Такая форма обучения предусматривает право учащегося на прохождение промежуточных, а также государственной итоговой аттестации в образовательном учреждении. Родители могут самостоятельно обучать своих детей, при этом выбирая график обучения и учебные материалы. Гувернерство представляет собой одну из форм семейного обучения.

Определим особенности данных форм работы.

Групповая форма предполагает взаимодействие учащихся в малых группах, причем работа в них основывается на принципах самоуправ­ления школьников с менее жестким контролем учителя.

Груп­повые формы создают условия, в которых возможно проявление возможно­стей каждого ученика, в частности, потому что при общении между собой учащиеся могут высказывать­ся свободно и значительно чаще, чем при работе всего класса.

Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных, на уроках трудового обучения, при изучении текстов, а также эффективна при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов.

Достоинствами такой формы обучения является то, что результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Недостатками являются трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в них не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения.

Индивидуальные же формы обучения предполагают, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения специально подобранное для него задание,  соответствующее его подготовке и учебным возможностям. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, решение задач или примеров, написание изложений и т. д.

Выделяют два вида форм индивидуальных заданий: индивидуальную и индивидуализированную.

Когда ученик выполняет задания по индивидуальной форме, его деятельность протекает без контакта с одноклассниками, но в одном темпе. Индивидуализированная форма заданий позволяет регулировать темп продвижения деятельности каждого ученика.

Достоинствами такой формы работы является возможность каждому ученику в силу своих способностей закреплять  полученные знания и формировать у себя потребности в самообразовании. Недостатками является то, что способствуя воспитанию самостоятельности у учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, такая форма работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях.

Изучение использования групповых и индивидуальных форм работы в процессе обучения проводилось на базе МКОУ Пуреховская СШ (Нижегородская область, г.о.г. Чкаловск, с. Пурех). Выборку составили обучающиеся 5 класса в количестве 15 человек.

Для исследования была использована методика самоконтроля «Тест на определение уровня познавательных способностей». Тест состоит из 20 суждений. Чтобы определить, какой уровень познавательных способностей у испытуемого, ему предлагалось ответить на утверждения «да», «нет» или «затрудняюсь ответить».

Все полученные данные в ходе использования данной методики были обработаны. Оказалось, что:

53% опрошенных учащихся имеют средний уровень познавательных способностей;

40 % опрошенных учащихся имеют низкий уровень познавательных способностей;

7% опрошенных учащихся имеют высокий уровень познавательных способностей.

Для повышения уровня познавательных способностей обучающихся 5 класса был разработан цикл занятий, а именно уроки по всеобщей истории с использованием групповых и индивидуальных форм работы в процессе обучения.

Первым был разработан и проведен урок по теме «Появление неравенства и знати» с использованием индивидуальных форм работы в процессе обучения.

Далее был разработан и проведен урок по теме «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте» с использованием групповых форм работы в процессе обучения.

Затем был разработан и проведен урок по теме «Искусство Древнего Египта» с использованием групповых и индивидуальных форм работы в процессе обучения.

После проведения уроков снова была использована методика самоконтроля «Тест на определение уровня познавательных способностей» для определения уровня познавательной активности после.

Полученные данные в ходе использования методики были обработаны. Выявлены следующие результаты:

47% опрошенных учащихся имеют средний уровень познавательных способностей;

40 % опрошенных учащихся имеют высокий уровень познавательных способностей;

13% опрошенных учащихся имеют низкий уровень познавательных способностей.

Таким образом, из полученных результатов можно сделать вывод о том, что после реализации цикла занятий с использованием индивидуальных и групповых форм работы в процессе обучения уровень познавательных способностей обучающихся заметно увеличился.

На  основе проделанной работы, исходя их полученных результатов, можно предоставить следующие рекомендации педагогам по использованию групповых и индивидуальных форм работы в процессе обучения.

Внедрение групповых форм работы в процессе обучения очень эффективно в 5–6-х классах.

Разделение на группы может происходить случайным образом, по выбору педагога, по желанию учащихся, по определенному признаку. Оптимальным составом группы является состав из 4-5 человек. Время работы в группе должно занимать не менее 20 минут.

Учитель должен давать ясные и четкие указания, потому что от этого зависит продуктивность деятельности учащихся.

Для учащихся, не захотевших работать в группе, должны быть созданы необходимые условия индивидуальной работы.

Важно помнить, что абсолютной тишины при такой форме работы не будет.

Учитель, работающий с малыми группами, может вести себя по-разному.

При групповой работе на уроке педагогу не следует:

принуждать к работе в группе учащихся, которые не хотят вместе работать;

воспринимать групповую работу как момент, когда можно позволить себе выйти из класса;

уделять внимание только одной группе, забывая об остальных;

оказывать давление на участников или препятствовать их высказываниям;

давать слишком категоричных оценок;

не следить за процессом работы в группах.

При использовании индивидуальных форм работы в процессе обучения педагогу необходимо знать индивидуальные особенности детей.

Следует подобрать приёмы индивидуального подхода к учащемуся, пути воздействия на него, задачи, которые ставятся в последующий период.

В организации занятий следует учитывать склонности детей, их способности к усвоению материала, работе в группе, фронтальной и индивидуальной деятельности.

Индивидуальную работу с каждым учеником можно спланировать в течение дня. Эта работа  может быть направлена на устранение пробелов в знаниях, развитие познавательных процессов, навыков общения и др.

Необходимо, чтобы педагог нашёл пути индивидуального подхода к учащемуся.

Работа по осуществлению индивидуального подхода требует от педагога терпения, творческого поиска и является неотъемлемым содержанием процесса обучения и воспитания учащихся.

Просмотров работы: 1610