История возникновения финансового планирования деятельности предприятия. - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

История возникновения финансового планирования деятельности предприятия.

Матвеева Д.В. 1, Тихохина В.А. 1
1Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Финансы предприятий призваны обеспечить предприятие финансовыми ресурсами; обеспечить сбалансированность между объемом финансовых ресурсов и их распределением помогают финансовое планирование.

На основе анализа литературных источников предложим следующие подходы, с позиции которых можно рассматривать историю возникновения и эволюцию категории «финансовое планирование» (рис. 1).

Подход с позиции эволюции уровня знаний в менеджменте предложен нами на основе описанных Д. Б. Мельничуком граней стратегического управления предприятием. Он представляет собой первую грань, согласно которой происходит постоянный рост уровня компетенции команды руководителей (табл. 1).

Согласно данному подходу датой возникновения финансового планирования принимается дата возникновения финансового менеджмента, то есть конец 1950-х гг.

Второй предложенный нами подход к истории возникновения и эволюции финансового планирования – с позиции этапов развития финансового менеджмента – создан на основе работ С. Л. Улиной. Он уточняет подход с позиции эволюции уровня знаний в менеджменте и позволяет более точно получить дату возникновения финансового планирования (табл. 2).

Согласно данному подходу возникновение финансового планирования датируется 1990–1996 гг. Это произошло на этапе возникновения и развития функционального подхода в финансовом менеджменте.

Финансовый план предприятия неразрывно связан с макроуровнем, то есть определяется господствующей на конкретный момент времени экономической ситуацией в стране. В этом заключается ограниченность первых двух подходов, предложенных нами: они не учитывают это, рассматривая финансовое планирование только как элемент финансового менеджмента. В подходе с позиции развития экономики России, предложенном нами на основе работ И. Н. Олейниковой [3], этот недостаток устраняется. В данном подходе дата становления финансового планирования определяется моментом появления административно-командной экономики, поскольку именно ей присуща черта централизации, причем как на уровне экономики в целом, так и на уровне отдельных предприятий.

Изучение эволюции типов финансовых планов в зависимости от изменения макроэкономических условий начинается с 1918 г. (рис. 2, табл. 3), а заканчивается 90-ми гг. ХХ в., что не случайно. Переход от административно-командной экономики к рыночной системе хозяйствования ликвидировал существовавшую в стране систему долгосрочного государственного планирования, а вместе с ней исчезла и система внутрифирменного планирования. Методы планирования, применявшиеся в СССР, утратили свою актуальность в условиях непредсказуемости, стихийности экономики, а новые созданы не были. Финансовое планирование потеряло свою значимость и постепенно было забыто.

Формирование рыночной среды, характеризующейся высокой конкурентной борьбой, изменчивыми макроэкономическими условиями хозяйствования, сложностью получения прибыли и привлечения клиента, способствовало тому, что руководители предприятий вынуждены были искать более эффективные методы контроля за результатами финансово-хозяйственной деятельности, используя весь арсенал инструментов финансового менеджмента, имевшихся в тот момент в зарубежной и отечественной практике. Повысился интерес к методам финансового планирования и бюджетирования деятельности предприятия.

В своем развитии эволюция бюджетирования как управленческой технологии в российских компаниях прошла три последовательных этапа.

Первый этап характеризовался интенсивным использованием модного слова «бюджетирование» и подготовкой документов под названием «бюджет», не имеющих ничего общего с действительными задачами бюджетирования. Основной целью этого этапа являлись попытки привлечь финансовые ресурсы западных кредиторов и инвесторов. В подавляющем большинстве из этого ничего не вышло, так как кредиторы и инвесторы быстро разобрались, что представляемые материалы не несут никакой смысловой нагрузки и полагаться на них нельзя.

В определенной степени это дискредитировало идею бюджетирования среди руководителей предприятия.

Второй этап отмечен широким выходом на рынок услуг по постановке бюджетирования российского консалтинга. Руководство предприятий все же принимало минимальное участие в выполнении этих работ.

Третий этап характеризуется осознанием многими руководителями предприятий полезности бюджетирования как инструмента стратегического и текущего управления своим бизнесом, без которого достижение серьезных конкурентных преимуществ на рынке возможно лишь по случайному стечению обстоятельств. Наряду с привлечением специализированных фирм динамично развивающиеся предприятия начали сами осваивать технологию бюджетирования и готовить соответствующие документы.

Список литературы

1) Амосов А. Эволюция экономического планирования: [Электронная версия]. – https://www.promved.ru/oct_02_04.shtml

2) Финансы и кредит: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2006.

Просмотров работы: 355