ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА СПОСОБОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА СПОСОБОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Сацук Е.В. 1
1СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОСКОВСКОГО ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Субъекты малого предпринимательства – это организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие определенным условиям отнесения к малым и средним предприятиям и сведения о которых указаны в едином реестре таких субъектов. Быть малым предприятием удобно, ведь малые предприятия, к примеру, могут в общем случае вести упрощенный бухучет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.

В 2019 году статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ установлены критерии малых предприятий, которые сгруппированы в 3 группы: юридические, критерии по численности и по доходу [1]. Если хозяйственное общество или хозяйственное партнерство соответствует хотя бы одному из юридических критериев, то следует сверить их соответствие критерию численности (проверить среднесписочную численность работников за предшествующий календарный год) и критерию дохода. А вот для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Рассматривая предприятия малого бизнеса, необходимо учесть следующие факторы, которые непосредственно влияют на организацию бухгалтерского дела и бухгалтерского учета:

недостаточные финансовые возможности по привлечению высококвалифицированных специалистов по организации и ведению бухгалтерского учета и специалистов в других областях (в частности, юриспруденции, маркетинга, менеджмента);

потребность во всесторонних знаниях законодательства для осуществления своей деятельности;

небольшая численность работающих;

необходимость в большей степени учитывать мнение налоговых и иных контролирующих государственных органов; недостаточное знание руководством задач бухгалтерского учета [5].

Перечисленные факторы раскрывают некоторые особенности организации и ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства. Во-первых, незначительное либо полное отсутствие разделения труда в бухгалтерской службе. Чаще всего бухгалтерский учет ведется один бухгалтер, который отвечает за все участки работы. Встречается также бухгалтерская служба, состоящая из двух, трех бухгалтеров. Главный бухгалтер на малых предприятиях в большей степени должен знать бухгалтерский учет всего спектра операций, совершаемых в организации от отражения операций в первичных учетных документах до составления финансовой отчетности. Поэтому субьекты малого бизнеса могут выбрать одну из следующих организационных форм ведения бухгалтерского учета (в зависимости от объема учетной работы): ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично руководителем [2]. Во-вторых, выполнение бухгалтерским персоналом смежных функций, которые в крупных и средних организациях осуществляются отдельными подразделениями: ведение кадрового учета организации, а также часто бухгалтеру приходится решать юридические вопросы. В-третьих, отсутствие финансовых возможностей для организации одновременно налогового, управленческого, финансового видов учета заставляет малые предприятия отдать предпочтение одному из них. Выбор делается в пользу налогового учета в ущерб бухгалтерскому. Это связано с минимизацией рисков во избежание штрафных санкций со стороны налоговых органов в ущерб доходности организации. Однако при этом следует помнить, что организация создается не ради уплаты налогов, а ради получения прибыли. Следовательно, бухгалтерский учет в целом должен быть организован так, чтобы он максимально способствовали этому.

Анализируя таблицу 1 можно сделать вывод, что прослеживается снижение количества малых предприятий в целом по Северо-Кавказскому федеральному округу на 1267, не смотря на ряд привилегий по сравнению со средними и крупными предприятиями. Одной из причин этого является, на наш взгляд, рост налоговой нагрузки и увеличения объемов налоговой и статистической отчетности, что ведет к росту трудоемкости учетных работ. Снижение количества малых предприятий является безусловно отрицательным моментом, так как малый бизнес обеспечивает рабочими местами людей, тем самым снижая безработицу. Только в двух регионах данного субъекта наблюдается рост малых предприятий в республике Ингушетия и Чеченской республике на 17 и 99 соответственно.

Таблица 1 – Численность малых предприятий в Северо-Кавказском Федеральном округе

Субъект Российской Федерации

Количество малых предприятий (без микропредприятий), шт.

Отклонение количества предприятий

Доля в субъекте РФ, %

2017

2019

2017

2019

Северо-Кавказский федеральный округ

5577

4310

-1267

100

100

Ставропольский край

3453

2536

-917

62

59

Республика Ингушетия

49

66

17

1

2

Республика Дагестан

689

575

-114

12

13

Кабардино-Балкарская Республика

477

409

-68

9

9

Республика Северная Осетия-Алания

508

366

-142

9

8

Карачаево-Черкесская Республика

339

197

-142

6

5

Чеченская Республика

62

161

99

1

4

Источник: составлена автором по данным РОССТАТА

На рисунке 1 представлена доля малых предприятий регионов в составе Северо-Кавказского федерального округа. Ставропольский край занимает наибольший удельный вес, который составил 62% и 59% в 2017 году и 2019 году соответственно.

Рисунок 1- Удельный вес малых предприятий в составе субъекта РФ

Другой не менее важной привилегией является составление бухгалтерской (финансовой) отчетности в сокращенном объеме предприятиями малого бизнеса. В частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Субъект малого предпринимательства самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности. При этом он может использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, рекомендованные приказом Минфинов РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» [3]. Организации малого бизнеса могут включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах показатели только по группам статей без детализации показателей по статьям, а также имеют право раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства.

Однако не все организации пользуются этим правом. По данным проведенного исследования в Ставропольском крае каждое десятое малое предприятие ведет бухгалтерский учет и составляет финансовую отчетность в общем порядке. Это позволяет данным предприятиям строить и вести деловые отношения со средними и крупными предприятиями, что в свою очередь обуславливает возможности дальнейшего развития и перспективу становления субъектом среднего предпринимательства.

Считаем, что субъектам малого бизнеса при организации бухгалтерского учета следует внимательно изучить информацию Минфина РФ № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» [4], четко прописать в учетной политике все вобранные способы и методы учета включая выбор формы бухгалтерской отчетности (полную или упрощенную). По нашему мнению, целесообразно большее внимание уделять составлению внутренней отчетности, анализ показателей которой позволит определить «узкие места» и сильные стороны конкретной организации и, следовательно, принимать обоснованные решения по увеличению доходности бизнеса и уменьшению финансовых угроз.

Эффективность бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства зависит от формы организации и ведения бухгалтерского учета, а также уровня квалификации работников.

Список литературы:

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Электрон. дан. – [М.]. – URT: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/08b3ecbcdc9a360ad1dc314150a6328886703356/ (дата обращения: 01.12.2019).

«О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Электрон. дан. – [М.]. – URT: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21879/ (дата обращения: 30.11.2019).

«О формах бухгалтерской отчетности организации» Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 19.04.2019) // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Электрон. дан. – [М.]. – URT: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103394/ (дата обращения: 3.12.2019).

«Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» информация Минфина РФ N ПЗ-3/2012 // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Электрон. дан. – [М.]. – URT: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116670/ (дата обращения: 30.11.2019).

Поленова, С.Н. Развитие организационно-методического обеспечения бухгалтерского учета на малых предприятиях [Электронный ресурс] // Учет. Анализ. Аудит. 2019. Т. 6. № 5. С. 16-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41329616 (дата обращения: 02.12.2019).

Просмотров работы: 21