Важным индикатором цивилизованного общества является способность поддерживать людей, имеющих особые потребности в повседневной жизни. К таким людям относятся инвалиды и люди с ограниченными возможностями здоровья, лишенные полноценной жизнедеятельности.
В Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2019г. [1] численность инвалидов составляет свыше 11 млн человек, что говорит о большой значимости проблем инвалидности для общества, а также о необходимости принятия важных решений в правовой сфере государства, способствующих улучшению качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и приближающих их к полноценным членам общества. В современном мире инвалиды практически ежедневно сталкиваются со многими проблемами в повседневной жизни: к примеру, из-за отсутствия в городе специального оборудования для лиц, передвигающихся на инвалидных колясках, возникает проблема свободного передвижения, а во многих случаях даже невозможность подъезда к социально-необходимым объектам (больницам, магазинам, культурным учреждениям и т.д.). В связи с этим, возникает острая потребность в создании и формировании правильной доступной среды. Доступная среда призвана облегчить жизнь не только инвалидам, но и другим группам населения, таким как: люди пожилого возраста, дети в возрасте до 8-10 лет, беременные женщины, люди с повышенной массой тела, люди с временными травмами (растяжения, переломы и т.д.) и другие маломобильные категории населения. [2] Соответственно, доступная среда важна для каждого человека, независимо от того, признан он инвалидом или нет.
Для самого большого «меньшинства» в мире, общества инвалидов, ежедневно сталкивающегося с различными формами дискриминации, особенно важно улучшение их социального положения и условий жизни, внимание которым уделяется не только в каждой стране в отдельности, но и в международном масштабе. Большим шагом в данном вопросе было международное сотрудничество в области защиты прав инвалидов, выражающееся в принятии Организацией Объединенных Наций «Декларации о правах инвалидов» (1975г.), а также принятие и ратификация государствами мира «Конвенции о правах инвалидов» (2006г.), которые ознаменовали своим появлением признание правового статуса данной категории людей, смену устоявшегося отношения подходов к инвалидам и лицам с ОВЗ на национальном и государственном уровнях.
В Российской Федерации на законодательном уровне принят ФЗ от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», которым определяются требования к доступной среде, а именно: физическая доступность (ст. 15); информационная доступность (ст. 14 и 15); порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи (ст. 15); инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности (ст.15); привлечение полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов (ст. 33). Также была принята Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012г. №1297 (в редакции Постановления Правительства РФ от 31 марта 2017г. №371) Государственная Программа Российской Федерации «Доступная среда», рассчитанная на период с 2011г. по 2020 г. Целью данной программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни. Данная программа призвана обеспечить равный доступ инвалидов к жизненно важным объектам и услугам в основных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Необходимо обеспечить равный доступ инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству. Принятые законодательные акты направлены на проведение работы в обществе по изменению мировоззрения и отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо изменить устоявшиеся мнения людей о данной группе населения, призвать относиться к инвалидам, как к достойным членам общества.
В целях выявления отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и определения уровня развития доступной среды для людей с ОВЗ был проведен социологический опрос. Участниками данного опроса были респонденты в возрасте от 18 до 45 лет, которым был задан вопрос: «Какие, на ваш взгляд, основные проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды в России ежедневно?». Из предложенных на выбор ответов, 27% респондентов отмечали, что основные проблемы и трудности инвалидов связаны с перемещением по городу, не приспособленным для передвижения людей с ОВЗ городским транспортом, а также сложностями с входом/выходом из дома (неприспособленность тротуаров, отсутствие пандусов, отсутствие лифта, узкие дверные проходы и пр.). Отсутствие в медицинских учреждениях оборудования, необходимого для полноценного лечения отметили 13% опрошенных. 12% респондентов обратили внимание на враждебное или бестактное, грубое отношение окружающих к инвалидам. Недостаточный размер пособий и сложность получения положенных льгот указали 11% участников опроса. Проблемы с обеспечением необходимыми лекарствами заметили 10%. Проблемы с трудоустройством и недоступность современных технических средств реабилитации (инвалидных колясок, протезов и пр.), отсутствие нужного количества экономически доступных реабилитационных центров отметили равное количество респондентов - по 9%. В свою очередь, ограниченность в выборе досуга, развлечений назвали 7% опрошенных. 2% участников при ответе на вопрос заметили, что на сегодняшний день в России у инвалидов не существует проблем с доступной средой.
В ходе социологического исследования было выявлено, что уровень развития доступной среды для инвалидов в нашем обществе развивается не на должном уровне. Существуют проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Развитие доступной среды необходимо каждому члену общества в равной мере, поэтому в наших интересах всеми силами способствовать развитию данного процесса.
Таким образом, идеология формирования исключительного пространства, в котором отсутствуют всевозможные барьеры и препятствия, предполагает, что отношения, складывающиеся в цепочке "инвалид - среда - общество" строятся так, что меняться должны последние, а не наоборот, как это было принято считать долгие годы. Развитие концепции доступного пространства направлено на создание и совершенствование механизмов, которые помогут покончить с преградами, препятствующими инвалидам их полноправному участию в жизни общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Численность инвалидов в Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2019г. / Федеральная Государственная Информационная Система – Федеральный реестр инвалидов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost?territory=1 (Дата обращения: 10.12.2019г.);
2. Вебинар с участием федерального эксперта, заместителя руководителя аппарата «Всероссийского Общества Инвалидов» Бухарова Е.А. на тему: "Комплексный подход в организации доступной среды: нормативная база и основные принципы" / Тотальный тест «Доступная среда» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn----7sbaqbevmv7c5i.xn--p1ai/total-test/ (Дата обращения: 10.12.2019г.);
3. «Декларация о правах инвалидов», принятая резолюцией 3447 на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975г.;
4. Конвенция ООН «О правах инвалидов», принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 7 января 2006г.;
5. Федеральный Закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
6. Государственная Программа Российской Федерации «Доступная среда», принятая Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012г. №1297 (в редакции Постановления Правительства РФ от 31 марта 2017г. №371).