ВЫЯВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ВЫЯВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире все больше развиваются информационные технологии. Мир и сами люди стремительно познают много нового благодаря этим технологиям. Данные технологии отразились в сфере обучения. Они привели к изменению и реформированию образования, в котором на первое место вышли информационные технологии в виде мультимедийного интерактивного оборудования и обучающих фото-видеоматериалов, вошедшие в процесс обучения и давшие развитие дистанционному обучению. Целью дистанционного обучения является объединение виртуального и традиционного образования.

Цель исследования: выявить отношение студентов к дистанционному обучению.

Материал и методы исследования: авторский опросник. Выборка: 30 студентов университета МПГУ.

Многие ученые и авторы изучали вопрос дистанционного обучения и попытались сформировать определения, что же это такое, выразив в них свое понимание данного понятия.

Так, А. В. Зубова писала, что: «Дистанционное обучение — это новая форма организации учебного процесса, соединяющая в себе традиционные и новые информационные технологии обучения, основывающаяся на принципе самостоятельного получения знаний, предполагающая в основном телекоммуникационный принцип доставки обучаемому основного учебного материала и интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей как непосредственно в процессе обучения, так и при оценке полученных ими в процессе обучения знаний и навыков»[3]. Так, автор говорит о том, что это процесс и интерактивное взаимодействие обучаемого и преподавателя.

Обратимся к определению дистанционного обучения, которое дал А. А. Андреев: «дистанционное обучение — это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе».[1]

Специалисты из МЭСИ считают, что: «дистанционное обучение — это технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Ранее дистанционное обучение означало заочное обучение. Сейчас это средство обучения, использующее кейс-, ТВ- и сетевые технологии обучения».[4]

При анализе статей, связанных с дистанционным обучением, выявилось, что некоторые авторы под дистанционным обучением понимают обучение на расстоянии, когда обучающийся не взаимодействует с обучающим лично, а опосредованно, при помощи новых виртуальных технологий. Также обучающийся отдален от обучающего определенным расстоянием.[2,5]

Проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что: на вопрос «Знаете ли вы, что такое дистанционное обучение» 100% респондентов ответили, что да – это говорит нам о том, что дистанционное обучение становится все более известным в обществе. Но при этом только 36,7% сталкивались с дистанционным обучением, остальные 63,3% не имели такого опыта. Обычно этот опыт связан с прохождением каких-либо вебинаров (50%), курсов (33%), личных занятий по видеосвязи (17%), В целом, если говорить об отношении студентов к дистанционному обучению, то 40% относятся положительно, 50% нейтрально, а 10% отрицательно. Это может говорить нам о том, что студенты плохо освещены в вопросах дистанционного обучения, то есть не знают обо всех возможностях и преимуществах этого обучения, не знают где и как им можно воспользоваться и т.д. 80% обучающихся считают, что дистанционное обучение нужно внедрить в университет в качестве вспомогательного обучения. Если говорить о преимуществах дистанционного обучения, то на первое место выходит факт обучения в комфортной и привычной обстановке (80%), на втором месте - гибкость учебного процесса (70%), на третьем месте – возможность совмещать работу с учебой (60%), 4 и 5 место соответственно заняли использование информационных технологий в обучении (30%) и получение практических навыков (20%). Переходя к минусам дистанционного обучения, то студенты выделяют такие недостатки: отсутствие живого общения обучающихся с преподавателем, малое развитие в нашей стране, менее качественное получение знаний, сбои в системе и необходимость быстрого непрерывного интернета, слабый контроль знаний обучающихся, малая включенность в процесс обучения, большое количество времени нужно проводить за компьютером, сложно проверить качество курса и обратной связи перед прохождением и другие. Пока главным недостатком этой системы остается отсутствие живого общения с преподавателем, ведь как показал опрос, 70% предпочитают именно такую форму общения с педагогом. Но при этом 73,3% обучающихся считают, что дистанционное обучение нужно, несмотря на большое количество недостатков.

Подводя итоги, можно сказать, что дистанционное обучение – это новая форма образования, которая постепенно входит в нашу жизнь. Большинство студентов имеет представление о том, что такое дистанционное обучение, а также имели опыт непосредственного обучения в Интернете. Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ и недостатков, потому что это новый феномен в образовании, который прогрессирует, но при этом остается недоработанным по различным причинам. Сейчас мы можем сказать, что дистанционное обучение можно внедрять в университет только в качестве вспомогательного обучения, так как для обучающихся остается важным факт взаимодействия с преподавателем вживую, а также включенность в процесс образования. Но дистанционное обучение не стоит на месте и возможно через несколько лет оно модернизируется и станет гармоничным дополнением традиционного образования.

Список литературы

Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 1999. С. 196.

Волкова А. Н. Специфика языкового дистанционного обучения // Иностранные языки в высшей школе: проблемы, опыт, перспективы: материалы межвузовского научно-методического семинара. Чита. 13 марта 2001 г. Чита: ЗИП Сиб УПК, 2001. С. 30 - 35.

Зубов А. В., Зубова И. И. Информационные технологии в лингвистике: учеб. пособие для студ. лингв. фак-тов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 208.

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики Открытое образование. Термины и определения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.info.mesi.ru/program/glossaryOO

Полат Е. С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе. 1998. № 5. С. 6 - 11.

Просмотров работы: 295