ТУРКМЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII—XIX - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ТУРКМЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII—XIX

Бахтыяров Худайберен Бахтыярович 1, Новикова Л.В. 1
1ВлГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Крупным поэтом-ученым первой половины XVIII в. был Доулет- Мамед-Азади, отец выдающегося поэта-философа Махтумкули. В знаменитой книге «Вагзы-Азат» («Свободное увещевание») Азади призывает шахов прислушиваться к голосу народа, так как народ является основой общества, без него не могут существовать шахи.

Современником Азади был туркменский поэт Нурмухаммет Андалиб (1711—1770 гг.). Он является автором ряда известных в Туркмении десcанов: «Зейнель-Араб», «Юсуф-Зулейха», «Сагды-Вакгас», «Лейлии-Меджнун», «Огуз-Намэ». Использовав широко распространенный сюжет «Лейли и Меджнун», Андалиб изменил его применительно к условиям жизни туркмен своего времени.

Великим туркменским поэтом, родоначальником классической туркменской

литературы, сделавшим своим творчеством вклад в мировую литературу, был

Махтумкули, справедливо считающийся отцом туркменских поэтов. С его именем связан подлинный расцвет туркменской классической поэзии.

Махтумкули (1733—1782 гг.) родился в местности Хаджиговшан на берегу реки Гурген. Он учился в медресе Хивы и Бухары. Литературное наследие Махтумкули огромно. К сожалению, до нас дошла лишь часть его произведений. Большая часть его творений, согласно преданию и по свидетельству самого поэта, была уничтожена во время одного из

нападений персидских феодалов.

Творчество Махтумкули отражает глубокое знание автором предшествующей культуры, литературы и фольклора туркменского народа, а также соседних народностей,

особенно творчества великих поэтов Фирдоуси, Низами, Навои. Поэт-мыслитель неоднократно путешествовал по всей Средней Азии, он, по-видимому, побывал в Астрахани, Азербайджане, Иране, Афганистане, Индии, что необычайно расширило его кругозор. Поэзия Махтумкули многогранна и глубока по своему идейно-философскому содержанию, изумительна по совершенству формы, богатству и красоте языка. Живя в

эпоху ломки родовых и племенных отношений, Махтумкули в своем творчестве отразил социально-экономические противоречия своего времени.

Тематика песен Махтумкули разнообразна. В качестве главной темы в творчестве Махтумкули выступает пламенный патриотизм, беспредельная любовь к родине, народу.

Поэт в своих многочисленных произведениях положил начало великой идее

независимости и целостности родины; он неустанно призывал разрозненные туркменские племена к сплочению, к прекращению межплеменных раздоров, к объединению для отпора иноземным захватчикам:

Туркмены! Если бы мы дружно жить могли,

Мы осушили бы Нил, мы бы на Кульзум пришли,

Теке, йомут, гоклен, языр и алили,—

Все пять! — должны мы стать единою семьею!

Перевод :

Türkmenler baglasa bir ýere bili,

Gurudan Gulzumy, derýaýy-Nili,

Teke, ýomut, gökleň, ýazyr, alili,

Bir döwlete gulluk etsek bäşimiz.

В стихотворении «Будущее Туркмении» поэт красочно воспевает тот идеал, которому он посвятил всю жизнь, прозорливо рисует грядущее своего народа, когда будет изжита межплеменная рознь:

Единой семьею живут племена,

Для пиршеств расстелена скатерть одна;

Высокая доля отчизне дана,

И тает гранит пред сынами Туркмении!

Здесь братство — обычай и дружба — закон

Для славных родов и могучих племен.

И если на битву народ ополчен —

Трепещут враги пред полками Туркмении.

Махтумкули неустанно воспитывал в своем народе беззаветную храбрость, героизм, ловкость и отвагу в битвах, верность и честность, любовь к героям и презрение к трусам. Важное место в творчестве Махтумкули занимают стихотворения, в которых поэт выражает свои отрицательные взгляды на господствующий класс современного ему общества, разоблачая и осуждая несправедливость ханов, продажность и лживость судей и мулл.

Поэт смело ввел в свои стихи простую народную речь, он постоянно обращался к неисчерпаемым источникам народного творчества, используя пословицы и поговорки, народные песни и легенды. В свою очередь жемчужины его поэзии, его афоризмы, отрывки из его стихотворений вошли в золотой фонд туркменской литературы, стали песнями, пословицами и поговорками.

Глубокое изучение и последовательное собирание классического наследия

туркменского народа, в том числе и произведений Махтумкули, началось лишь после победы Великой Октябрьской социалистической революции.

Видными последователями Махтумкули были Сеиди (1768—1830 гг.) и Зелили (1800—1853 гг.), связанные между собой не только общностью характера творчества, но и долголетней личной дружбой. Сеиди был поэтом-воином, пером и мечом боровшимся за великую идею национального объединения и отпора врагам. Его стихи, полные возмущения и гнева направленные против всевозможных притеснителей, остаются в

туркменской литературе непревзойденными образцами гражданской лирики. Зелили больше семи лет пробыл в плену у хивинского хана Мухаммед-Рахима, терпя горечь разлуки с родиной, унижение, тяжело переживая рабское положение своих соотечественников в Хиве. Им было создано много песен, лучшие из них — песни о Родине, о любимом народе.

В блестящей плеяде поэтов XIX в. особое почетное место по праву принадлежит туркменскому поэту-сатирику Кемине (1770—1840 гг.). Песни Кемине в большей степени, чем песни его современников, насыщены глубокими социальными мотивами. Защищая интересы бедняков, Кемине высмеивает власть имущих как злейших врагов народа, разоблачает несправедливость общественного строя своего времени. Такой резкой и об-

личительной сатиры, как у Кемине, не найти в творчестве туркменских поэтов XVIII — XIX вв. Даже Махтумкули, который в своих лучших произведениях обличал духовенство и эксплуататоров, не бросал в лицо угнетателям столько горькой правды, как Кемине.

Непревзойденным мастером любовно-лирического жанра туркменской поэзии является Молланепес (1810—1862 гг.). Он был не только поэтом, но и известным певцом- бахши. Молланепес был большим знатоком письменной литературы Востока. Многие стихотворения поэта, построенные в виде диалога между возлюбленными, являются лучшими образцами любовной лирики в туркменской литературе. Перу Молланепеса принадлежит знаменитый роман «Зохре и Тахир», повествующий о горестной любви

юноши Тахира и дочери шаха Зохре. В основе романа лежит народная легенда, широко распространенная в Средней Азии.

ЛИТЕРАТУРА :

Краткая литературная энциклопедия, М., 1972

Предисловие А. Зырина и М. Овезгельдыева к изданию Махтумкули,

Стихотворения, Советский писатель, Ленинградское отделение, 1984

Нуры Байрамов «Долгая дорога», Ашхабад, «Магарыф», 1986 В составе сборника повесть «Долгая дорога» (перевод Михаила Гребнева) о Махтумкули. [Симашко, Морис Давыдович] «Повести красных песков», Алма-Ата, «Жазушы»,1966 В составе сборника повесть «Искушение Фраги» о Махтумкули.

Victor Pogadaev (2015). «Turkmenistan. Maktymgyly Pyragy: Dalam Puisinya Berdebar Jantung Rakyat» (Туркменистан. Махтумкули: вегопоэзиибьётсясердценарода). —«Dewan Sastera». Kuala Lumpir: Bil. 4, Jilid 45, p. 57-58. ISSN 0126-5059.

Электронный ресурс: http://lib7.com/narody-srednej-azii-i-kazahstana/1583-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-turkmen-hudozhestvennaja-literatura-muzyka-i-teatr.html

Просмотров работы: 366