Анализ и развитие логистических систем в концепции экономики предприятия - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Анализ и развитие логистических систем в концепции экономики предприятия

Сербина Ю.В. 1, Чебуркова А.П. 1, Агафонова М.С. 1
1ФГБОУ ВО Воронежский Государственный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение в социально-экономическое обоснование проблемы.

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время недостаточно использовать только маркетинговые подходы, чтобы достичь положительного результата деятельности, требуются современные эффективные методы и методы управления потоковыми процессами, такие как логистика. Логистика занимает одну из лидирующих позиций в управлении современными компаниями. Кроме того, это имеет большое значение для клиентов, поставщиков компании, ее владельцев и акционеров. Логистика в деятельности компании является основным звеном между всеми этапами производства и охватывает практически все виды деятельности организации: от контроля всех видов затрат до продажи готовой продукции - это значит, что без специального отдела работа предприятия неэффективна. Применение основ логистики позволяет существенно снизить расходы и увеличить конкурентоспособность среди числа других предприятий.

Цель статьи: определить влияние логистических систем на деятельность предприятия, их значимость и пути развития.

Логистика - это деятельность, которая открывает большие возможности для использования человеческих и материальных ресурсов, которые влияют на экономику страны. Система логистики - это адаптивная система обратной связи, которая выполняет определенные функции логистики. Как правило, она состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Логистический менеджмент оказывает существенное влияние на состояние финансовой, экономической и правовой поддержки в рыночной экономике. Что касается, в первую очередь, рынка транспортных услуг, организации и функционирования складских помещений, развития транспортных услуг в посреднических организациях и предприятиях. Но не стоит ограничивать логистическую деятельность только этими областями, они более разнообразны. Это также включает управление персоналом, коммерческую деятельность, организацию информационных систем и многое другое. Опыт экономически развитых стран и ведущих российских компаний показывает, что логистика играет стратегически важную роль в современных бизнес-процессах [1].

Пожалуй, главной задачей логистики можно назвать – получение максимальной прибыли при минимальных затратах на производство в условиях нестабильной рыночной экономики. Для достижения желаемого результата не обойтись без создания целостной системы управления, сопровождающей весь жизненный цикл изделия. Роль логистики на предприятии, помимо прочего, воплощается в обнаружении наибольшей выгоды и носит интегральный характер, но решение вопроса оптимизации всех процессов на предприятии невозможно без применения принципов, методов, функций логистики.

Главные цели производственной логистики представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Цели производственной логистики

В результате следования им происходит уменьшение количества товарных запасов продукции в сфере производства, снабжения и сбыта, а также снижение затрат, обеспечивающих удовлетворенность потребителей качеством товаров и услуг.

В число ключевых функций логистики входят: определение необходимого запаса ресурсов для хорошего процесса производства компании; рациональное управление запасами ресурсов и готовой продукции; организация и управление транспортно-распределительными операциями готовой продукции; сокращение времени доставки.

Транспорт – наиболее важный параметр логистики, так как предприятие не может функционировать без доставки готовой продукции клиентам. Большая часть затрат приходится на транспортировку товаров, по отрасли в среднем 15-30%. Именно поэтому необходимо добиться минимальных затрат и максимальной оперативности [4]. Для этого важно рассчитать количество транспортных средств:

,где:

n – количество транспортных средств;

Q – грузооборот;

Кн – коэффициент неравномерности грузооборота;

W - производительность транспортного средства.

, где:

W- производительность транспортного средства;

g – грузоподъёмность;

Тц – время цикла;

Ки – коэффициент использования транспортного средства:

, где:

q – загруженное количество груза.

Регулирование запасов обеспечивает высокую устойчивость предприятия и дает время для реорганизации неэффективной системы управления. Завершающей логистической операцией на предприятии является обработка заказа. Логистика значительно ускоряет процесс получения необходимых данных, а также значительно повышает уровень сервиса. Большинство курьерских компаний используют логистические операции, интегрируя логистические функции в территориальной области на основе ориентации на продукт, что может помочь производителям снизить стоимость транспортировки готового продукта и его хранения, а также улучшить качество услуг.

2. Методология основных логистических систем.

В процессе интеграции производства и торговли логистике принадлежит первостепенное место, поэтому сейчас возрастает значение логистики на каждом предприятии, потому что значительную часть статьи расходов занимают транспортные расходы. Что доказывает статистика МВФ, исходя из которой следует, что затраты на логистику предприятий колеблются в пределах 4-30%, и 9-11% на европейском уровне. При попытке сокращения производственных затрат путём поиска более доступных аналогов за рубежом, доля логистических затрат может кардинально возрасти.

Одна из наиболее значимых целей отдела логистики на предприятии – это оперативное получение информации о возможности скорого приобретения ресурсов, вместо их накопления. Существует большое количество методов того, как это сделать [5]. Первым из них и наиболее распространённым является метод под названием «ABC», в котором на производстве изделия подразделяются на 3 группы:

1) Изделия А. Им принадлежит около 75-80% от совокупной стоимости хранимых на складе изделий, но при этом составляют только 10–20% от общего числа продуктов.

2) Изделия В. Имеют приблизительно 10–15% стоимости всех продуктов, однако составляют 30–40 % хранимой продукции.

3) Изделия С. Представляют 5–10 % от общей стоимости изделий и наибольшую массу объема хранения 40-50%.

На основе вышеуказанных данных подводится итог, что на 20% хранимых на складе изделий, приходится 80% средств, вложенных в запасы. Отсюда следует вывод, что большая часть капитала предприятия обесценивается при хранении на складе незначительного количества товаров, то есть является напрасной тратой средств.

Использование данной методологии показывает, что конструктивным способом сокращения издержек на транспортировку и хранение запасов, а также повышение конкурентоспособности предприятия, является применение идей логистики, которые часто применяются на практике в зарубежных бизнес-структурах [2]. Поэтому актуальным становится вопрос о повсеместном внедрении концепций логистики на отечественных предприятиях. Это позволит вступить России в международную конкурентную гонку производителей.

Рассмотрим позитивное и негативное влияние использования логистики на предприятии, которые представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Влияние логистики на деятельность предприятия

Помимо рассмотренного метода существует ряд других, с помощью которых возможно достигнуть повышения эффективности деятельности и производительности труда предприятия, добиться снижения издержек и улучшения качества продукции, к ним относятся: система 5S, принцип автоматизации, «точно время» и канбан. В российской практике также встречаются довольно редко.

3. Решение проблемы.

Как уже выяснилось, предприятия, которые строят программы функционирования производства на основе логистических методов, могут целесообразно рассчитывать свой производственный цикл, в том числе выбор поставщиков. Но несмотря на весь перечень достоинств, логистика не получает достаточного уровня восприятия в общественности. В то время как опыт развитых иностранных компаний говорит о том, что логистике в стратегическом плане принадлежит важнейшая роль, как, например, получение 20-30% ВНП ведущих промышленных стран или факт, что при сокращении издержек даже на 1% ведёт к увеличению объёма продаж на 10%.

Что касается России, на данном этапе развития технологий и в связи со сложившейся общеэкономической ситуацией уровень использования логистических систем не так высок, но это не означает полное его отсутствие. Данное положение усугубляется разрывом между высокотехнологичными операциями и отсталыми технологиями, поэтому наиболее распространёнными в использовании являются простые логистические операции, такие как: отправка и перевозка грузов транспортными средствами. Но вопреки этому, в России действует центр DAMU – Logistics, который был создан по примеру современных иностранных технологий и оборудования [3]. Следует отметить, что наблюдаются и предпосылки к развитию логистических систем. Особо приоритетными можно назвать: технологические (автоматизация процессов) и научно-теоретические (подготовка специалистов в сфере логистики).Поступательное развитие экономики нашей страны в ближайшее будущее без развития логистической системы и структуры невозможно. Общемировые тенденции глобального мирового экономического развития свидетельствуют, что формирование рынков потребностей приводит не только к развитию рынка производителей. Следствием этого процесса, под влиянием ряда причин и факторов, происходит развитие логистики и логистических систем в целом.
Переход от управления отдельными функциями к интегрированному управлению процессами связан с нарушением функциональных границ различных служб организации и помехами в ранее «суверенных» областях. Поэтому компания может вызвать серьезные организационные конфликты. Служба логистики должна эффективно управлять этими конфликтами, а также конфликтными ситуациями, которые «традиционно» возникают из-за противоречивых интересов различных подразделений организации

Выводы и предложения

В современных условиях логистика и логистические системы становятся одними из элементов потенциала развития рыночной экономики нашей страны, значительным производственным сегментом экономики. Логистика всё более отчётливо вырисовывает свою специфическую роль энергичного локомотива, приводящего в движение транспортный конвейер поставки услуг, перевозки грузов, организации потоков при производстве продукции тем самым обеспечивающего движение вперед к достижению целей повышения благосостояния всех граждан Российской Федерации, национальной и экономической независимости нашей Родины.

В статье был проведён анализ значения логистики на предприятии, состоящий из: совокупности операций по транспортировке продукции и способы расчёта затрат с целью их сокращения; значения предоставления оперативной информации об уровне запасов готовой продукции и материалов для её создания, необходимой для быстрой реализации товаров без обесценивания ресурсов; использования методологий логистических систем.

Выделены основные преимущества использования основ логистики:

1. Увеличение эффективности производства

2. Сокращение затрат

3. Повышение рентабельности

Также было отмечено, что отслеживается определённая отсталость в отношении инноваций на отечественном рынке, равно как и неосведомлённость общества. В связи с чем, рекомендуется уделить внимание вышеперечисленным приоритетным сферам развития логистики и созданию стратегии развития и распространения логистических систем сроком на 10-15 лет. Важно помнить, что огромную роль в оптимизации логистики играет человеческий фактор. Для привлечения специалистов желательно пересмотреть мотивационную систему оплаты труда, так как в современных условиях невозможно игнорировать значимость логистики, принимая во внимание, что ее функции охватывают весь производственно-сбытовой процесс на предприятии.

Список литературы

1. Агафонова М.С., Иванова И.С. Модификационные этапы в логистической концепции // Современные наукоемкие технологии. 2013. - № 10-1. - С. 134-135.

2. Агафонова М.С. Современные международные отношения и инновационные технологии // Успехи современного естествознания. 2012. № 1. С. 101.

3. Агафонова М.С. Адаптация предприятий к новым условиям хозяйствования // Вестник развития науки и образования. 2009. № 1. С. 36-40.

4. Артеменко В.Б., Агафонова М.С. Вопросы адаптации экономических систем к инновациям // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-9. С. 1995-1999.

5. Ефимьев А.С., Колодяжный С.А., Сотникова К.Н. Разработка методики оценки инновационной активности хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики // Научный журнал. Инженерные системы и сооружения. 2012. - № 2 (7). - С. 114-119.

Просмотров работы: 27