СОЗДАНИЕ МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОСИИИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СОЗДАНИЕ МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОСИИИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Гринева И.А. 1, Агафонова М.С. 1
1ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение и социально-экономическое обоснование проблемы.

Малый бизнес играет очень значимую роль в развитии экономики России, он оказывает сильное влияние как на экономический рост, так и на оснащённость рынка качественными, разнообразными потребительскими товарами. Помимо того, данный субъект способствует развитию экономической деятельности страны посредством внедрения инноваций, обеспечения занятости населения, поддержанием здоровой конкурентной среды, означающей всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности [5].

Тенденция значимости малых предприятий в России с каждым годом усиливается, в силу того, что самая важная роль малого бизнеса заключается в решении ряда социальных аспектов, таких как создание возможности для многих людей организации своего дела, тем самым помогая государству с решением проблем безработицы и социальной нестабильности.

Эксперты, оценив удельный вес малого бизнеса в экономики, сделали выводы, что он создаёт более 16,5 млн потенциальных вакансий и содержит в себе около 20% ВВП, когда мировой показатель составляет 35% [4].

Р аспределение субъектов малого бизнеса на 10.11.2019 г. отражено на рисунке 1.

Рисунок 1. Территориальное распределение субъектов малого бизнеса в 2019 г.

По итогам 2019 года на территории России действуют 225 396 субъектов малого предпринимательства, с общей численностью работников – 6 200 607 человек. Сравнимая текущие показатели с данными прошлых лет (2018 г. – субъектов: 252 521, число работников: 6 564 026 чел.; 2017 г. – субъектов: 265 339, число работников: 7 035 232 чел.; 2016 г. – субъектов: 268 901, число работников: 7 427 062) можно сказать, что с каждым годом количество субъектов малого бизнеса, а соответственно и число работников стремительно уменьшается [6].

Аналитическое обоснование проблемы развития малого бизнеса.

В связи с постоянно изменяющимися рыночными условиями, малый бизнес имеет плохое развитие, это вызвано рядом объективных причин. Многочисленные исследования показали, что современное предпринимательство сталкивается с совокупностью причин, которые касаются финансового обеспечения и бюрократических проблем [1]. К таким причинам можно отнести:

1) Нехватка средств для развития.

В России население, обеспеченное среднестатистической заработной платой, не способно накопить необходимый объём средств для того чтобы открыть собственное предприятие.

2) Высокие налоги и рост налоговой нагрузки.

Действующая система налогообложения РФ не учитывает особенности издержек малого предпринимательства. В усложняющихся кризисных условиях бизнесмены в большей степени склонны рассчитывать только на свои силы и полностью отказываться от заемных средств.

3) Низкое доверие банков и инвестиционных институтов.

Для большинства малых предприятий кредитование в банках до сих пор остаётся недоступным, по той причине, что такие предприятия считают ненадёжными заёмщиками. В связи с этим бизнесменам можно полагаться только на собственное финансирование, которого зачастую не хватает для эффективного развития своего дела.

4) Административные барьеры.

Это также серьёзная проблема в развитии российского предпринимательства. Ее недостаточная решенность многократно увеличивает издержки бизнеса. В этих условиях малый бизнес фактически вынуждается уходить в неправовую сферу. В частности, бизнесмены ввозили в страну товары контрабандным путем, нарушали достоверность их кодирования, занижали объемы ввозимых товаров, скрывали реальные доходы от налогообложения и т.п. Это обусловлено тем, что легальная деятельность отечественного малого и среднего предпринимательства отличалась крайне высокими издержками.

5) Недостаточная квалификация кадров.

В настоящее время малые предприятия всё больше нуждаются в высококвалифицированных кадрах. Зачастую наймодателю приходится принимать на работу недостаточно квалифицированных работников и тратить своё время и средства на обучение сотрудника.

6) Неустойчивое законодательство и недостаточное информирование об изменениях в нем.

В России новые законы разрабатываются и принимаются с большой скоростью и большом количестве, предприниматели попросту не успевают перестраиваться под новые положения, а зачастую даже не в курсе происходящих изменений.

7) Высокий уровень конкуренции на рынке.

Маленьким предприятиям сложно конкурировать с более успешными компаниями, так как из-за ограниченного дохода малые компании не могут организовывать разного рода скидки на товары и услуги, развивать свой бренд на таком же уровне как крупные предприятия, а также работать на повышение лояльности своей аудитории. Малый бизнес в большинстве случаев предоставляет «всё как у всех», в силу того терпит поражение в конкурентной борьбе.

8) Бюрократия

Разумеется, данная проблема характерна не только для малого бизнеса, эта проблема всей страны. Заключается проблема в том, что для создания своего дела, получения субсидий или гранта предпринимателям приходится пройти через огромную волокиту, а собрав внушительный пакет документов и получив деньги от государства им нужно правильно отчитаться за выделенные средства. Малому бизнесу трудно бороться с бюрократией, так как у в таких предприятиях часто нет юридического отдела [3].

Разработка механизма развития малого бизнеса в России.

1) Субъекты малого бизнеса нуждаются в стабильной государственной поддержке, которая может принимать разные формы, таких как, например, предоставление льгот в сфере дотаций банковского кредитования, создание научно-технических и информационных центров, развитие системы страхования и т.д.

2) C целью построения сбалансированной и самодостаточной экономики, государство должно повышать привлекательность малого бизнеса, функционирующего в производственном секторе, в том числе налоговым путем. Такой малый бизнес должен получать особые налоговые льготы, так как производственная деятельность сопряжена с высокими затратами, требует использования технологий, оборудования, квалифицированного персонала.

3) Для решения проблем кредитования бизнеса необходим комплексный и системный подход. Поддержка должна исходить как со стороны малого бизнеса, так и государства. Основной задачей банков в условия кредитования должно быть повышение доверия предпринимателям к своим банковским продуктам.

4) С целью снизить административные барьеры требуется:

-Упростить процедуры регистрации малого предприятия. Необходимо осуществить переход к уведомительному принципу регистрации. Обязанность по уведомлении налоговых и иных органов о создании малого предприятия возложить органы, осуществляющие регистрацию. Увеличение ответственности учредителей за предоставляемые сведения в процессе регистрации предприятия, также будет способствовать снижению административных барьеров.

-Упростить процедуру лицензирования. Этому будет способствовать снижение числа законодательно установленных документов, которые представляются в орган, выдающий лицензию, а также повышение ответственности указанного органа, при отказе за выдачу или в продлении лицензии, не основанном на законе.

-Необходимо осуществить увеличение внутреннего и внешнего общественного контроля над осуществлением деятельности государственных служащих для того, чтобы ограничить произвол чиновников.

5)Необходимо активизировать работу в области подготовки и повышения квалификации предпринимательских кадров, так как на многих предприятиях руководители действуют по наитию, с учетом своих способностей и опыта. Это сдерживает дальнейшее развитие и повышение эффективности малого бизнеса.

6)Для стабильной работы малых предприятий в условиях глобализации с учетом международного опыта необходимо обеспечить условия для создания оперативно действующего информационного бизнес-портала о положении дел в России. Необходимо выстроить надежную систему правового и информационного обеспечения деятельности малого предпринимательства.

7)Преимуществом малого бизнеса является его способность к гибкости и лавированию. В отличии от крупной корпорации, которой для разработки и внедрения новой технологии требуется достаточно долгий срок времени, малому предприятию в случае целенаправленного стимулирования работы по разработке новшеств требуется меньшее количество времени.

8)Необходимо сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию [2].

Рисунок 1. Механизм функционирования бизнеса.

Выводы и предложения

Таким образом, в ходе научной работы были рассмотрены основные проблемы развития малого бизнеса в России в условиях нестабильной рыночной экономики. В заключении можно сказать что данная тема актуальна, потому что малое предпринимательство играет значимую роль в развитии экономики страны, а в нынешнее время как начинающие, так и уже опытные бизнесмены сталкиваются с рядом существенных проблем, которые препятствуют развитию малого предпринимательства в России.

Исходя из анализа проблем, рассмотренных в статье, можно сделать вывод, что для того, чтобы в нашей стране благоприятно развивался малый необходимо работать не только Правительству, но и всем предпринимателям. Небольшие компании являются двигателями экономики. Следовательно, бизнесменами должны приниматься новые законопроекты, которые бы оптимизировали налогообложение для малого бизнеса, а финансовые ресурсы и страховые услуги делали более доступными. А предпринимателям, в сложившихся условиях на рынке, нужно повышать свои знания в вопросах маркетинга и менеджмента, а также запускать собственное дело только тогда, когда будут найдены надежные источники поступления средств и сформирован рабочий персонал из высококвалифицированных сотрудников, готовых трудиться со 100% отдачей ради достижения общей цели.

Список литературы

1. Агафонова М.С. Развитие механизма управления адаптацией промышленного предприятия // Успехи современного естествознания. 2011. № 11. С. 71-72.

2. Агафонова М.С. Так дайте, дайте мне мотив! Формирование партнерских отношений на уровне фирмы // Российское предпринимательство. 2008. № 1. С. 143-147.

3. Агафонова М.С. Формирование элементов механизма регулирования экономического поведения фирм в России // Научное обозрение. 2008. № 5. С. 59-62.

4. Кузнецова Е.В., Агафонова М.С. Особенности развития предпринимательства в России // Успехи современного естествознания. 2012. № 4. С. 136-137.

5. Коваленко С. В., Шарипова А. Р. Проблемы малого бизнеса в России // Молодой ученый. 2016. №10. С. 743-746.

6.Единый реестр малого и среднего предпринимательства [электронный ресурс]. – режим доступа: https://ofd.nalog.ru/statistics.html, свободный – (28.11.2019).

Просмотров работы: 30