Экономическая безопасность. Противодействие экономическим угрозам и коррупции. - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Экономическая безопасность. Противодействие экономическим угрозам и коррупции.

Волкова Е.О. 1, Агафонова М.С. 1
1ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение в социально-экономическое обоснование проблемы.

Российская Федерация переживает сложный исторический период становления новых социально-экономических отношений. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов. В России вопрос экономической безопасности встал в связи с переходом от административной системы хозяйствования к рыночной. В первую очередь актуальность проблеме обеспечения экономической безопасности страны придали резко обострившиеся кризисные явления, сопровождавшие процесс реформирования экономики. Стало ясно, что в новых экономических и политических условиях требуются качественно новые подходы к обеспечению нормального функционирования и развития экономики страны, основанные на принципах и критериях, существенно отличающихся от «советской экономики». В результате возникло и получило развитие понятие «экономическая безопасность», которое очень быстро вошло в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого разного профиля, работающих в сфере экономики, политики, международных отношений.

Проблема экономической безопасности в России.

Потребность в защите от вредных внешних воздействий и внутренних изменений во всех отношения, одним словом, нужда в безопасности — это базовая потребность, жизни индивида,семьи, общества и государства. Экономическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности государства, следовательно, для любого государства крайне важно решить проблему обеспечения своей экономической безопасности. Рассматривая, что же такое экономическая безопасность, можно сказать:экономическая безопасность — это своего рода материальная основа национальной безопасности. Она служит гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости. Эту основополагающую роль подтверждает, хотя и опосредованно, определение, данное рассматриваемому понятию в «Государственной стратегии экономической безопасности РФ». В документе сказано: «цель государственной стратегии — обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз». Основными функциями системы национальной безопасности Российской Федерации являются:

-идентификация и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;[1]

-создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

-управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и в чрезвычайных ситуациях;

-осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

-участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ. Правительство РФ в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее регионов. Среди основных элементов сил обеспечения безопасности следует выделить Вооруженные Силы; федеральные органы безопасности; органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности представителей законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу; органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации; таможни; природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.[6]

Угрозы экономической безопасности России

В настоящее время множество стран, в том числе и Россия столкнулись с таким явлением, как экономический кризис. За счет этого повысился уровень экономической нестабильности в нашей стране, что привело к образованию новых серьезных экономических угроз.

Под угрозой безопасности будем понимать совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Угрозы возникают в результате целенаправленных или неосознанных действий людей, органов власти и управления, других звеньев экономики, а также природных процессов. Источники угроз могут образовываться в ходе неблагоприятного развития экономических, социальных, политических и других процессов во внешней или внутренней среде рассматриваемой системы или хозяйствующего субъекта.

Закон Российской Федерации «О безопасности»[2] определяет экономическую безопасность России как защиту жизненно важных интересов всех жителей страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность является главным компонентом системы национальной безопасности. Гарантии экономической безопасности являются необходимым условием для обеспечения стабильного развития национальной экономики. В реальном мире существуют грозы экономической безопасности – это такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.

Ни для кого не секрет, что сфера экономики отличается повышенной криминогенностью. И зачастую мы встречаемся с таким явлением, как «коррупция».

13 мая 2017 года Владимир Владимирович Путин издал указ №208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».[3] В Стратегии отмечается, что «главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной без-опасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом»

Стратегия экономической безопасности России призвана предотвратить кризисные явления в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах и не допустить снижение качества жизни граждан. Стратегия предусматривает совершенствование механизма ответных мер на антироссийские санкции Запада.

На основании стратегии будет формироваться государственная политика по обеспечению экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях.

Проблема коррупции в современной России

Коррупция, как форма социального и экономического взаимодействия, является сложным, многофункциональным явлением, имеющем собственную природу, обладающем динамикой, структурой и значительными масштабами. Коррупция в России стала одним из наиболее опасных явлений для общества и государства в последнее десятилетие.

Чаще всего под коррупцией понимают действия, в ситуации, когда должностное лицо принимает противоправное решение в корыстных интересах. Из этого противоправного действия извлекает выгоду некоторая вторая сторона, например, фирма или холдинг, корпорация, которые, благодаря этому решению, получают государственный заказ или бюджетные деньги вопреки установленной процедуре, а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от заинтересованной стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.

Коррупция стала реальной угрозой национальной безопасности по целому ряду причин. Среди них выделим главные. Коррупция препятствует проведению намеченным крупномасштабным экономическим и социальным преобразованиям и развитию государства. Она увеличивает долю теневой экономики и при этом уменьшает налоговые поступления в бюджет. Кроме того, наличие массовой коррупции в стране негативно влияет на имидж страны в глазах её политических и экономических партнёров ухудшает инвестиционный климат. Нечестно нажитые доходы от коррупции являются питательной средой для организованной преступности, терроризма и экстремизма. Вместе с тем она увеличивает имущественное неравенство граждан, формирует в общественном сознании представление о их беззащитности и перед преступностью, и перед лицом власти, приводит к деградации моральных ценностей общества, оказывает негативное воздействие на формирование политической элиты, избирательный процесс, деятельность органов власти и институтов гражданского общества. Коррупция в России в настоящее время стала уже не столько криминальной проблемой, сколько общегосударственным негативным фактором, не только подрывающим авторитет власти, но и разрушающим государственность и способствующим все более глубокому подрыву экономической безопасности. Характерной особенностью коррупционной преступности в современной России, отмечает экс-министр внутренних дел А.Куликов, является ее тесная связь с организованной преступностью.[4] По его утверждению, преступные авторитеты устанавливают тесные связи с государственными чиновниками различного ранга, берут их на содержание, как бы «скупают на корню», полагая, что в нужный момент, в соответствующей ситуации коррумпированный представитель власти и управления поступит так, как ожидают взяткодатели. Оперативные данные МВД и ФСБ России свидетельствуют, что чиновники в органах государственной власти оказывают содействие каждой десятой организованной преступной группировке.

В марте 2015 года по подозрению в получении крупной взятки был арестован губернатор Сахалина, у которого было изъято около 1 млрд рублей наличными. 9 марта того же года Владимир Путин утвердил поправки в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ, снижающие минимальные штрафы за получение и дачу взятки.

Летом 2016 года в Уголовном кодексе наказание за получение и дачу взятки было значительно смягчено: получение и дача взятки на сумму до 10 тыс. руб. выделено в отдельный нетяжкий состав (ст. 291.2, которая предусматривает максимальное наказание до 1 года лишения свободы или иные виды наказания).

В ноябре 2010 г. российское политическое руководство приняло участие в международном саммите руководителей двадцати государств мира, проходившем в Сеуле. В принятом на саммите «G20» «Антикоррупционном плане действий» отмечалось, что «коррупция угрожает целостности рынков, подрывает честную конкуренцию, препятствует справедливому распределению ресурсов, негативно сказывается на общественном доверии и верховенстве права. Более того, по мнению участников саммита, она является «серьезной преградой для экономического роста и вызовом как развитым и развивающимся странам, так и странам с формирующейся рыночной экономикой». Россия наряду с другими странами, входящими в «Двадцатку», взяла на себя обязательство «поддерживать совместный подход к установлению эффективного глобального антикоррупционного режима».

Сейчас существует индекс восприятия коррупции, где страны набирают определенное количество баллов, по которым можно судить об уровне коррупции в стране.

Индекс восприятия коррупции (Рисунок 1) — составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Он составляется на основании опросов экспертов и , проведенных независимыми организациями по всему миру, и выходит ежегодно с 1995 года. Страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль - самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто - самый низкий.

 

Индекс восприятия коррупции

в России

Год

Количество набранных баллов

2011

2,4

2012

28

2013

28

2014

27

2015

29

2016

29

2017

29

2018

28


Рисунок 1. Индекс восприятия коррупции в России с 2011 года по 2018 год

На данный момент Россия занимает 138 место из 180. Что говорит об ужасной ситуации с коррупцией в стране.

Выводы и предложения по решению проблем экономической безопасности

Исследование показало, что коррупция, поразившая почти все органы власти и управления в нашей стране, препятствует динамичному развитию, реализации политических установок руководства и многих социально-экономических программ, принятых в России. Коррупция, как болезнь общества, наиболее опасно проявляется в сфере государственного управления потому, что чиновники, распоряжающиеся государственными ресурсами, принимают решения не в интересах всего общества, а зачастую для удовлетворения собственных корыстных устремлений. В результате растет благосостояние и качество жизни не всех россиян, а только тех, кто с помощью коррупции распоряжается государственными финансами и природными ресурсами.

Проблемы с коррупцией и экономическими угрозами связаны с тем, что действующие институты демократического общества зачастую подменяются их имитацией. В связи с этим, можно выделить следующие возможности для исправления ситуации:

-подготовка и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона «О противодействии коррупции»[5];

-выработка предложений по профилактике коррупции;

-определение требований к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации и должностей государственной службы;

-развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства;

-совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации;

-совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий;

-обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах;

-контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера лиц, замещающих должности судей, государственных должностей Российской Федерации и должностей государственной службы;

В целях разрешения проблем в сфере управления системой обеспечения экономической безопасности РФ необходимо следующее.

- Придать Стратегии национальной безопасности РФ высшую юридическую силу посредством принятия соответствующего федерального закона Федеральным собранием РФ.

- Разработать и принять по каждому составному элементу национальной безопасности соответствующие доктрины и основные направления развития (стратегию) их составляющих .

- Разработать теоретикометодологические основы формирования права экономической безопасности как комплексной отрасли российского законодательства, имеющего свой объект, предмет и метод правового регулирования.

- Четко разграничить полномочия субъектов, участвующих в обеспечении экономической безопасности, определить правовой статус советов безопасности в субъектах федерации.

- Создать межведомственный механизм сотрудничества в решении проблем обеспечения экономической безопасности по конкретным направлениям.

- Совершенствовать механизм взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами в сфере борьбы с международным терроризмом и организованной преступностью.

В итоге можно сформулировать главный вывод: в современных условиях угрозы экономической безопасности России во всех сферах жизнедеятельности реальны как никогда. В этих условиях необходимо выработать новые подходы в определении стратегии ее обеспечения, строительства ее системы и правового сопровождения.

Список литературы

Агафонова М.С., Баутина Е.В. Механизм раскрытия источников внешних и внутренних угроз экономической безопасности // Научное обозрение: теория и практика. 2018. № 12. С. 81-89.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Указ Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)".

Криворотов В. В. Экономическая безопасность государства и регионов : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / В. В. Криворотов А. В. Калина, Н. Д. Эриашвили. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 350 c.

Глаголев, С. Н. Коррупция в экономике России : монография / С. Н. Глаголев, Ю. А. Дорошенко, В. В. Моисеев. — Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2014. — 308 c.

Максимов С. Н. Государственное управление в сфере экономической безопасности России : монография / С. Н. Максимов ; под редакцией Д. И. Фельдштейн. — Москва : Московский психолого-социальный университет, 2012. — 380 c.

Просмотров работы: 369