Архитектурное освещение исторических объектов и современных сооружений - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Архитектурное освещение исторических объектов и современных сооружений

Говорухина А.Ю. 1
1ЮФУ Академия архитектуры и искусств
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Свет – главный «строительный» материал зрительных представлений – основа восприятия и формирования в сознании человека художественных образов окружающего мира. Светотехника в наши дни - важный компонент функциональной организации среды обитания современного человека. Правильно спроектированное архитектурное освещение площадей и улиц - это не только комфорт и безопасность людей в темное время суток, но и мощный инструмент в руках архитектора, позволяющий моделировать различные аспекты эстетического восприятия городской среды.

В настоящее время главная научная и композиционная проблема в области светового урбанизма - решение планировочных задач светового зонирования и формирование системы световых ансамблей. Также обеспечение безопасности людей и транспорта в вечернее и ночное время.

ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ ВНЕШНЕГО ОСВЕЩЕНИЯ ЗДАНИЙ

Основной задачей архитектурного освещения культовых сооружений является создание образа, к которому будут обращены взоры, подчеркнув художественнуюиэстетическуюсоставляющуюобъектавтемноевремясуток без ущерба его дневномуоблику.

Все начинается с темного пространства, оно является точкой отсчета в создании любой световой композиции. С помощью света выполняется не освещение здания в самом прямом понимании, а создание субъективной составляющей его восприятия человеком. И основное внимание здесь уделяется психологической, физиологической и архитектурной составляющей.Собственно,задачасводитсяквыделениюотдельныхобъектов иперспектив,благодарякоторымсветсможетобрестиструктуру,форму.И,

разумеется, подсвечиваемое здание никак не является объектом освещения. Центр внимания – человек, субъективно воспринимающий пространство.

Задача освещения сводится к формированию у «зрителя» правильного восприятияпространстваиархитектуры.Основноесчемприходитсяработать

– это эффекты теней и отражений. Благодаря специальным светофильтрам историческое здание в темное время суток может выглядеть более интересно, чемвдневноевремя.Крометого,эффектноеосвещениеисторическогоздания притягиваетбольшевниманиягорожан,туристовииностранныхгостей,что в свою очередь, повышает культурную ценность постройки. Особенно интереснойявляетсяподсветкаулициплощадейвпраздничныеиНовогодние дни.

Существует несколько видов подсветки зданий в ночное время. Различаются следующие способы: локальная; общая заливающая; силуэтная или фоновая; контурная; «световые фасады»; динамичная.

Локальная подсветка. Локальное архитектурное освещение зданий является одним из самых универсальных способов. Такой тип подсветки осуществляется при помощи светильников, которые располагаются на фасаде здания или рядом с ним. Так можно акцентировать внимание на наиболее значимых архитектурных элементах здания.

Заливающаяподсветка(прожекторызаливающегосвета).Такойспособ архитектурного освещения зданий показывает его целиком, что позволяет человекуполучитьполноевпечатлениеотеговида.Такоеосвещениеидеально подходит для отдельно стоящих уникальныхзданий.

Фоновая подсветка. Этот способ чаще всего применяется для подсветки зданий, театров или дворцов, декорированных колоннами. На фоне ярко светящегося заднего плана вырисовывает темный силуэт здания, что придает комплексу монументальность и одухотворенность.

Контурная подсветка. Это архитектурное освещение зданий предполагает выделение контуров. Для организации этого вида подсветки

могут использоваться линейные светодиодные светильники, трубки, а также неоновые лампы. Оформление в этом случае получается мягким и ненавязчивым.

«Световые фасады». Если в здании имеются обширные остекленные фасадные поверхности, можно применить своеобразную подсветку, - т.е.

«световые фасады». При этом все осветительные элементы и оборудование устанавливается за стеклом, а свет направляется изнутри наружу.

Динамичная подсветка. В этом случае декоративный эффектдостигается за счет периодического изменения интенсивности, цвета, смешения оттенков света. При этом чаще всего используется светодиодное освещение. Это создает иллюзию, что строение живет собственной жизнью. Такой тип освещения чаще всего используется для художественного освещения общественных зданий.

Разработка проекта архитектурного освещения города является сложной комплексной задачей. Освещение архитектурно-художественных объектов (АХО) должно быть выполнено с учетом норм и требований, описывающих принципиальные подходы к вопросу формирования цветосветовой среды городского пространства и регламентирующий эксплуатацию АХО в городе. При разработке проектов АХО, помимо внешних особенностей конкретных зданий и сооружений, следует учитывать взаимосвязь этих объектов, их

месторасположение в контексте общей городской застройки, общественные и функциональные назначения.

Данные факторы оказывают существенное влияние на итоговые проектные решения, а именно:

•принципиальные решения;

•типы и приёмы освещения;

•режимы включения АХО;

•расположение и типология применяемых осветительных приборов;

•предъявляемые к АХО нормы и правила, и процесс реализации АХО.

ГЛАВА 2. АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХОБЪЕКТОВ.

Анализнормысветотехническихпараметровивыбористочникасвета

для культовых сооружений

Сложность подсветки исторических объектов заключается в рельефных линиях объектов, наличии большого количества выступов и углублений.

Освещение должно обозначить не только контур, но и его подробности, структуру, пластику.

Для зданий классической архитектуры возможно применение:

Заливающегоосвещения

Акцентногоосвещения

Комбинированногоосвещения.

При создании архитектурной выразительности объектов, особое внимание уделяют фасадам и деталям. Фасад здания может освещаться в самых разных вариантах:

Для подсветки памятников архитектуры, культовых сооружений, строений, применяется в основном общая заливка светом (источником светового потока служат широкоугольные прожекторы большой мощности)

Характерные фрагменты здания и архитектурные изыски подчеркиваются локальнымосвещением.

Применение различных способов комбинации освещения зданий, позволяет добиться более точному и эффектному восприятиюобъекта.

Припроектированииосвещениясуществуютрегламентированныенормыс установленными уровнями освещенности и яркости фасадов объектов в городской застройке, характеристиками отделочных материалов. А также должны учитываться требования «Санитарных правил и норм искусственного освещения» [3], регламентирующих предельные уровни средней вертикальнойосвещенности.

Примеры освещения историческихобъектов

ХРАМ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г.Сочи.

рис. 1 Общий вид на Храм днем

рис. 2 Общий вид на Храм вечером с освещением

рис. 3 Расположение осветительных приборов

В данном примере использован прием комбинированного освещения. Храм освещен не равномерно и разделяется на фоновое освещение фасада и точечное выделение отдельных архитектурных деталей

На фасадах здания было установлено 529 светодиодных светильников фирмы «Церс». Холодный белый свет прожекторов (5000 K) максимально приближен к естественному солнечному. Правильный выбор цветовой температуры светильников позволил предельно точнопередать архитектурную пластику сооружения.

Для освещения территории вокруг храма были применены светильники типа Лотос. Светильники были смонтированы на опорах высотой 4 метра и в них установлены металогалогенные лампы мощностью 150 Вт с цветовой температурой 5000 К.Что обеспечило необходимую освещенность на землеи

непосредственно на фасаде.

Здание Государственного банка г.Ростов-на-Дону

рис. 4 Общий вид на здание банка днем

рис. 5 Общий вид на здание банка вечером с подсветкой

рис. 6 Расположение осветительных приборов

В данном примере использован прием локального освещения. Такой тип подсветки осуществляется при помощи светодиодных светильников, которые располагаются на фасаде здания, чтобы акцентировать внимание на значимых архитектурных элементах здания.

Такое освещение не нарушает целостность и гармоничность вечернего образа здания. На фасадах здания смонтировано около 400 специально разработанных светодиодных светильников.

В освещении использован холодный белый свет прожекторов (5000 K) и теплый свет прожекторов (2700 К), акцентируя внимания на входы в здание.

3.Площадь Регистан в Самарканде.

рис. 7 Общий вид на площадь без освещения

рис. 8 Общий вид на площадь с подсветкой

рис. 9 Подсветка

В данном примере использован прием

заливающее освещение.

Освещение всех поверхностей фасадов осуществляется с помощью прожекторов с зеркальными параболо- цилиндрическими отражателями и неконцентрированной кривой силы света (КСС) в вертикальной плоскости, располагаемые открыто или скрыто на значительном расстоянии от освещаемой поверхности с заданной равномерностью направленного света.

При освещении медресеиспользован также динамический прием, который позволяет создавать различные световые эффектызасчетизмененияосвещенности в разных местах освещаемого объекта. Приэтомсоздаетсяощущениеоживления объекта,нетеряяцелостностьвосприятия объекта и подчеркивая его величественность.

ГЛАВА 3. АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБЪЕКТОВ.

Среди зданий современной застройки прослеживаются тенденции к полному или частичному остеклению фасадов. При освещении таких объектов реко- мендуется располагать светильники внутри здания для создания эффекта свечения изнутри. Кроме того, возможно применение различных форм динамической подсветки, использование медиафасадов. Динамические элементы могут крепиться как внутри, так и снаружи на обрешетке остекления.

Для зданий и сооружений современной архитектуры, помимо базовых типов освещения, могут применяться также:

Маркерное

Проекционное

Статодинамическоеосвещение.

Высотные современные постройки в рамках концепции архитектурного освещения являются световыми доминантами. Эти объекты доминируют над городским пейзажем и видны на значительном расстоянии, а потому должны выделяться яркостью и интенсивностью свечения [1] Реализация концептуальных архитектурных идей сопровождается творческой разработкой и внедрением новых приемов и средств освещения. На смену ранее господствовавшему приему одноцветового заливающего света пришли новые приемы освещения медиафасадов, позволяющие более эффектно выявить архитектурную форму, акцентировать внимание на главных элементах композиции.

Использование медиафасадов для спортивныхкомплексов

рис. 10 Общий вид на Ледовый комплекс «Алматы Арена» г. Алматы при дневном освещении

рис. 11 Общий вид с подсветкой

рис. 12 Ростов Арена г. Ростов-на-Дону при дневном освещении

рис. 12 Ростов Арена г. Ростов-на-Дону вид с подсветкой

Применение медиафасадов является очень актуальной темой при проектировании современных зданий. Они являются одним из основных инструментов светодизайна, который активно используется для формирования архитектуры городов.

Медиафасады подразделяют на три типа:

Реактивные

Автоактивные

интерактивные.

Достоинства:

Способны транслировать различные мероприятия в режиме реального времени

Недостатки:

негативное влияние широкоформатнойрекламы

прямая зависимость от наличия бесперебойного электропитания и исправностиуправляющего

компьютера.

Использование медиафасадов для общественныхзданий.

рис. 13 Медиафасад на Огненных Башнях в Баку,

Азербайджан

рис. 14 Огненные Башни

рис. 15 Огненные Башни.элемент

Небоскребы «Огненные Башни» в Баку, Азербайджан

Массивныенебоскрёбырасполагаютсяна вершине холма, на берегу Каспийского моря, откуда открывается шикарный вид на бухту Баку и центр старогогорода.

Вдохновением для создания LED фасада этих трех башен стал древний культогня, исторически свойственный Азербайджану. Светодиодная подсветка зданий символизирует внутренней огонь современного Баку и освещает ночное небо надгородом.

Были разработаны специальные светодиодные световые панели, которые были инсталлированы за окна строений, что создаёт иллюзию всполохов света. Контроль медиафасада осуществляется при помощи видео микро конвертера.

ВЫВОДЫ

Развитие светотехнического оборудования и источников искусственного света в XXI веке открывает новые возможности для реализации идей проектировщиков архитектурного освещения. Все виды вечерней подсветки (локальная; общая заливающая; силуэтная; контурная; «световые фасады»; динамичная)выполненысучетомсоблюдениянормосвещенностииявляются важными художественными элементами для создания единого архитектурного замысла.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.Мадьяров А.С. Особенности архитектурного освещения зданий в зависимости от архитектуры объектов // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.- практ. конф. — № 3(13). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 58-62.

Методические материалы по разработке концепций архитектурно- художественного освещения подготовлены с участием специалистов компании «Smart & Bright», включающие доклад эксперта в области архитектурного освещения ЦветковойИ.Г.

Санитарные правила и нормы СанПиН2.2.1/2.1.1.1278-03

Интернет источник:http://earchive.tpu.ru/bitstream/11683/26963/1/TPU200004.pdf

Интернет источник: http://mosoblarh.mosreg.ru/upload/iblock/3a8/metodicheskie- materialy-po-akho.pdf

Просмотров работы: 57