Мульт-терапия как технология социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Мульт-терапия как технология социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Дьяконова Н.А. 1, Матвеева Н.В. 1
1СВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из наиболее эффективных технологий социальной реабилитации является арт-терапия. «Арт-терапия - терапия искусством. Основная ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания» [1, 38 с].

Мульт-терапия - творческая технология реабилитации и социализации детей, путем создания мультфильмов. Мульт-терапия основывается на том, что воздействуя на творческие способности детей, она дает мощный ресурс, который позволит детям aктуализировать психические резервные возможности, формировaть на их основе адекватное поведение, активизировать социально значимые качества, почувствовaть уверенность в собственных силах, завязать социальные контакты и связи, развить коммуникабельность.

Коллективная творческая деятельность, в которой оказываются задействованы дети, развивает навыки коммуникации, чувство коллектива, общности достижения целей, тем самым способствуя реабилитации и дальнейшей социализации ребенка.

Л.С. Выготский в своих трудах разработал идеи социальной реабилитации и адаптации детей с отклонениями развития посредством игровой, трудовой, учебной и иных видов деятельности.

Проблема организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья рассматривается в исследованиях Д.И. Исаева, Л.П. Кузнецова, И.Ю. Левченко,Е.В. Моржиной, В.В. Ткачева, Э.К. Наберушкина.

В исследованиях И.П. Помещиковой, В.А. Друзя, А.И. Клименко рассматривается проблема адаптации и социализации детей с особенностями развития.

Цель исследования: выявить возможности мульт-терапии как технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: мульт-терапия как технология реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи исследования:

1. Изучить детей с ограниченными возможностями здоровья как категорию клиентов социальной работы.

2. Выявить особенности мульт-терапии как технологии социальной реабилитации.

3. Проанализировать проделанную работу по мульт – терапии в БФ «Харысхал».

Гипотеза: мульт – терапия наиболее эффективная технология в социальной реабилитации детей с ОВЗ.

Исходя из цели и задач, объекта и предмета, нами были выбраны следующие методы исследования: анализ научной литературы, нормативно-правовых документов, обработка данных (анкетирование), обобщение практического опыта, который, на наш взгляд, в наибольшей степени подходят для реализации поставленной цели.

База исследования: Благотворительный фонд поддержки детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья РС (Я) «Харысхал» («Милосердие»).

Мульт-терапия принадлежит к одному из видов арт-терапии. Для того чтобы разобраться в сущности мульт-терапии, нужно проанализировать и обобщить накопленные знания и опыт в области арт-терапии.

Впервые в 1945 году термин «арт-терапия» появился в работе британского художника А.Хилла «Изобразительное искусство против болезни». Находясь в госпитале для лечения туберкулезных больных, он обнаружил, что рисование помогает его выздоровлению. Позже он опробовал этот метод на других пациентах и также заметил, что искусство помогает им отвлечься от болезни и освободиться от психического расстройства, связанного с военными действиями. А. Хилл описывал эффект арт-терапии так: «Когда ум (и пальцы) совершенно вовлечены [в процесс творчества] … отпускается творческая энергия в обычно напряженном пациенте», она позволяет пациенту «выстроить сильную защиту против его бед».

Американская арт-терапевтическая ассоциация рассматривает арт-терапию как вид «лечебного применения изобразительной деятельности в контексте профессиональных отношений арт-терапевта с людьми, имеющими те или иные заболевания, травмы или трудности психической адаптации, либо теми, кто стремится к личному развитию. Благодаря созданию изобразительной продукции и обсуждению образов и процесса их создания, они могут прийти к лучшему пониманию себя и других, справиться с симптомами болезни и стресса или последствиями травмы, развить познавательные навыки и прийти к позитивному, жизнеутверждающему мироощущению» [4].

Российская арт-терапевтическая ассоциация трактует арт-терапию с точки зрения системы. Арт-терапия - это «система психологических и психофизических лечебно-коррекционных воздействий, основанных на занятиях клиентов/пациентов изобразительной деятельностью, построении и развитии терапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных болезней, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала» [4].

Единого подхода к определению понятия «арт-терапия» нет. Существует множество русскоязычных исследований, в которых арт-терапии приписываются не свойственные ей значения. В своей работе мы будем придерживаться определения термина «арт-терапия», которое дает Российская арт-терапевтическая ассоциация. Оно наиболее полно и содержательно раскрывает сущность понятия.

На становление и развитие арт-терапии оказывали огромное влияние известные зарубежные психологические школы: психоанализ З. Фрейда, гуманистическая клиент-центрированная психология Н. Роджерса, гештальт-терапия Дж. Райна. Среди психиатров, внесших заметный вклад в развитие арт-терапии, выделяются В. Моргенталер (Швейцария), Г. Принсхорн (Германия), Л. Нивратил (Австрия), В. Андреоли (Италия), Р. Вольма, Ж. Делей (Франция), И. Харди (Венгрия), А. Якаб, Г. Вилмер, Н. Льюис (США) [2, с. 42].

Фонд оказывает широкий спектр услуг – начиная с психологической и правовой помощи семьям, заканчивая организацией досуга детей с ограниченными возможностями здоровья.

Благодаря целевой субсидии, выделяемой правительством РС (Я), услуги предоставляются на безвозмездной основе. Все мероприятия дети посещают бесплатно.

Они оказывают информационно-консультационные услуги для поддержки семей, воспитывающих детей с инвалидностью и детям с ОВЗ.

Поддерживают социальные проекты, направленные на улучшение социального положения детей с инвалидностью и детям с ОВЗ.

Организовывают и проводят социально-культурные мероприятия и благотворительные акции, направленные на развитие инклюзии.

Внедряют новые формы адресной помощи детям с инвалидностью и детям с ОВЗ.

В студии «Чудеса кино» дети учатся составлять небольшие рассказы и сказки, рисовать, лепить, конструировать и творить, создавать мультфильмы через рисунок и профессионально озвучивать анимированные истории своим голосом.

Работа студии проводится по двум направлениям:

— Кружковая работа с детьми в фонде. Дети в возрасте 6-18 лет учатся различным техникам творческой работы и создают из них мультипликационные фильмы;

— Проведение мастер-классов на мероприятиях, в школах г. Якутска и районах республики. Дети учатся основным технологиям создания анимации и в конце обучения создают свой мультфильм.

На основном этапе осуществлялась непосредственная работа по созданию мультфильма. Начинается работа с выбора темы мультфильма.

Выборы тематики у нас прошли общим голосованием. Детям были предложены разные тематики сказок и они голосовали какая сказка им больше нравится. Большинством голосом выбрана якутская народная сказка «Старушка Таал - Таал». Сценарий я напечатала сама и начали раскадровку (отображение сюжета в картинках.) В раскадровке действие разбирается на отдельные сцены, из которых складывается мультфильм. Это нужно для того, чтобы на этапе съемки понять какие сцены необходимо отснять.

Занимаясь раскадровкой, мы пытались ставить себя на место будущего зрителя. Будет ли понятен сюжет. Сцены, которые будут казаться очевидными нам, для зрителя могут быть не совсем понятными.

Следующий наш шаг создание фона, декораций и персонажей мультфильма. Здесь необходимо было мне сначала направлять детей, давать указания, чтобы все включились в творческий процесс, а затем дать детям возможность самостоятельно принимать решения и организовывать себя и своих товарищей.

Мы с детьми изготовили декорации и персонажей и можем приступать к непосредственной съемке мультфильма. Для съемки использовали технику перекладки. Она заключается в пошаговом передвижении персонажа. Дети передвигают шаг за шагом героев мультфильма в соответствии с действиями, прописанными в сценарии, создавая иллюзию их самостоятельного перемещения. Каждую сцену мультфильма нужно отснять таким образом. Это самая трудоемкая часть работы.

Следующим этапом являлась озвучивание мультфильма. Озвучивание очень важный процесс. Озвучивание способствует развитию речи, памяти, мышления и артистических способностей ребенка. Нужно дать возможность каждому ребенку озвучить одного из персонажей мультфильма. Это даст ребенку почувствовать свою значимость, важность и нужность, поможет поверить в себя, преодолеть замкнутость и комплексы, связанные со своей особенностью. На озвучку у нас тоже ушел один день занятий.

Далее у нас монтаж - это завершающий этап создания мультфильма. Монтировали полученные в процессе съемки кадр с помощью компьютерной программы Видеоредактор.

На заключительном этапе была повторная диагностика уровня социализированности детей. По результатам диагностики выяснилось, что с средним уровнем социализированности 80% и 20% с низким уровнем.

Дети, которые попадают под эгиду особых потребностей, имеют много сходных характеристик. Как все дети, они яркие, веселые, творческие и любопытные. Они хотят быть успешными, понятыми, признанными и принятыми. Иногда слаборазвитая коммуникация, проблемы сенсорной интеграции, разрушительное поведение и недостаток внимания могут подорвать способность ребенка учиться и процветать. Так как дети-инвалиды не могут участвовать в социальной жизни наравне с обычными детьми, они могут восприниматься как слабые, беспомощные и зависимые. Принятие особенностей детей-инвалидов помогает им выработать адекватную самооценку.

Социально-педагогическая деятельность ставит своей целью оказание социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Социально-педагогическая реабилитация решает задачи успешной интеграции ребенка-инвалида в общество с целью обеспечения полноценности и разносторонности процесса социализации, предупреждения развития возможных негативных ситуаций. Можно сказать, что в некотором смысле успех социально-педагогической реабилитации во многом зависит от успеха всех форм реабилитационной помощи. Однако именно социально-педагогическая реабилитация обеспечивает своеобразный итоговый успех всего процесса.

Цель исследования: выявить возможности мульт-терапии как технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи исследования:

1. Изучить детей с ограниченными возможностями здоровья как категорию клиентов социальной работы.

2. Выявить особенности мульт-терапии как технологии социальной реабилитации.

3. Проанализировать проделанную работу по мульт – терапии в БФ «Харысхал».

Таким образом, при написании курсовой работы были выполнены следующие задачи:

1. Изучены дети с ограниченными возможностями как категория клиентов социальной работы. Была рассмотрена классификация детей с особенностями развития Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина. Выделяют шесть групп детей с особенностями развития: дети с нарушением слуха, дети с нарушением зрения, дети с нарушением речи, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, дети с умственной отсталостью, дети с искаженным развитием (психопатией, с патологией влечений). Вывили особенности детей с ограниченными возможностями здоровья:

- нарушения эмоционально-волевой сферы и характера;

- трудности в обучении, игре, овладении профессией;

- затруднения бытовой адаптации;

- психические и психологические нарушения (неуверенность, пассивность, замкнутость, склонность к самоизоляции, раздражительность, возбудимость, агрессивность и др.);

- трудности в общении и взаимодействии с окружающими людьми.

2. Рассмотрена мульт-терапия как технология реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены ее особенности:

- раскрытие творческих способностей детей;

- совершенствование познавательных способностей детей;

- дает возможность подступиться к глубинному бессознательному ребенка, стимулирует проработку переживаний;

- содействует в преодолении неуверенности в себе, овладению необходимыми навыками коммуникации, выработке адекватного стиля поведения в коллективе. Рассмотрены этапы мульт-терапии как технологии. Она состоит из подготовительного, основного и заключительного.

3. Проанализирована проделанная работа по мульт – терапии в БФ «Харысхал».

Исследование проводилось в период с 1 по14 апреля 2019 г. На базе благотворительного фонда поддержки детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья РС (Я) «Харысхал» («Милосердие»).

Для проведения исследования нами были выбрана следующая методика:

1. Методика для изучения социализированности личности, разработанная профессором М.И. Рожковым.

В ходе проведенного исследования мы получили следующие результаты.

По «Методике для изучения социализированности личности, разработанная профессором М.И. Рожковым» до начала реализации работы детей со средним уровнем социальной адаптированности было 70%, а с низким уровем были 30% детей. Однако, после проведения занятий по мульттерапии процент детей с низким уровнем социальной адаптированности стал 20%, а со средним уровнем стало 80% детей.

Мы отметили положительную динамику при использовании мульттерапии как технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством мульттерапии можно считать эффективным. Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.

Список использованной литературы:

Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Акатов. -- М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -- 368 с.

Копытин, А.И. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг / под ред. А.И. Копытина.- М.: «Когито-Центр», 2008.- 288 с.

Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика : учебник / Е. И. Холостова. -- М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. -- 905 с. -- Серия : Основы наук.

Что такое арт-терапия? [Электронный ресурс] // Российская арт-терапевтическая ассоциация. - М., 2011. URL: http://rusata.ru (Дата обращения: 15.01.2017).

Просмотров работы: 206