Одна из актуальных проблем как российского образования, так и мирового является повышение качества образования. Для решения данной проблемы необходимо оптимизировать технологии и способы организации образовательного процесса, реформировать содержание образования, а также переосмыслить цели и результата образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составила концепция непрерывного профессионального развития педагога, представленная в работах таких учёных, как A.M. Новиков, В.А. Сластенин, Е.П. Тонконогая, В.А. Федоров, А.И. Щербаков и др.
Значительное количество публикаций существующей практики подготовки педагогов в системе профессионального образования к реализации профессиональной деятельности, методической работы и повышения квалификации на всех уровнях образования, не уменьшает интерес к поиску эффективных способов данной подготовки и путей управления данным педагогическим процессом.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, определяются требования к квалификационному уровню педагогических и иных работников образовательной организации и непрерывности их профессионального развития.
Проблемой определения понятия, обозначающей категорию развития человека в профессиональной сфере, занимались многие педагоги и психологи: В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина, А.В. Коптелов, А.В. Машуков, Л.М. Митина, М.М. Поташник, В.Д. Симоненко, В.И. Слободчиков, Г.В. Сорокоумова и другие.
В психолого-педагогической литературе для определения данной категории выделяют такие понятия, как профессиональное развитие педагога, профессиональный рост, профессиональная компетентность, профессионализм.
Г.В. Сорокоумова понимает под профессионализмом: «Совокупность психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях» [8].
В.Д. Симоненко отмечает: «Профессиональная компетенция – это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений» [9, с. 37].
Профессиональный рост по мнению М. М. Поташника: «Цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников» [6, с. 11].
Доктор психологических наук Л.М. Митина в работе «Учитель как личность и профессионал» даёт определение понятию профессиональное развитие учителя: «Это рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений» [4, с. 7].
А.В. Коптелов и А.В. Машуков в статье «Профессиональное развитие педагогов в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» отмечают: «Профессиональное развитие педагогов - процесс позитивных изменений в личностных и профессиональных качествах, обеспечивающих достижение каждым обучающимся образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных), определенных ФГОС и способствующих развитию личности ребенка на основе универсальных учебных действий» [2].
На основе вышесказанного можно отметить, что все эти термины обозначают процесс формирования, становления, приобретения и преобразования профессиональных знаний, умений и навыков личности.
Отличие заключается в цели этого процесса, то есть профессиональные изменения личности происходят с целью профессионального роста, реализации в профессиональной деятельности или с целью реализации профессиональных обязанностей по эффективному образованию, воспитанию и развитию обучающихся.
Таким образом, профессиональное развитие педагога – это процесс становления, формирования и интеграции личностных качеств и профессиональных знаний, умений, навыков педагога, с целью квалифицированного роста и реализации в педагогической деятельности, способствующих эффективному исполнению профессиональных обязанностей.
С понятием профессионального развития педагогов тесно связано понятие профессиональное становление.
В.А. Адольф в статье «Профессиональное становление педагога: сущность процесса и инновационная модель» указывает: «Профессиональное становление педагога – это последовательность взаимосвязанных временных стадий от возникновения и формирования профессиональных намерений до полной реализации личности в профессиональном труде» [1].
А.В. Орлова, Л.А. Регуш выделяют 5 стадий профессионального становления:
«формирование профессиональных намерений и выбор профессии (период оптации);
профессиональной подготовки (учебно – профессиональная);
профессиональной адаптации;
первичной профессионализации;
профессионализма и профессионального мастерства» [7].
Профессиональное развитие педагога характерно для четырёх стадий из пяти. Рассмотрим их наиболее подробно.
Стадия профессиональной подготовки – это стадия, характеризующаяся освоением профессиональных знаний, умений и навыков в период обучения в профессиональных учебных заведениях. Высокий уровень владения данными знаниями, умениями и навыками является предпосылкой успешного прохождения следующей стадии профессионального становления.
Стадия профессиональной адаптации характеризуется реализацией приобретённых на предыдущей стадии профессиональных навыков в начале педагогической карьеры, приспособлением к педагогическому коллективу, условиям и особенностям специальности. Результатом успешного прохождения данной стадии является готовность к принятию образа - Я как педагога, профессиональных ценностей.
Стадия первичной профессионализации – это процесс изменения личности с целью соответствия требованиям профессиональной деятельности.
Стадия профессионализма и профессионального мастерства - это высокий уровень владения педагогической деятельностью, доведённое до совершенства владение профессиональными умениями и навыками.
Рассмотрим формы и методы работы, способствующие профессиональному развитию педагога на каждой стадии профессионального становления.
В научно – педагогической литературе, научных статьях и педагогических монографиях делается акцент на отдельных формах и методах профессионального развития педагога. Раскроем наиболее часто встречающиеся из них.
Инновационно - педагогическая деятельность – это деятельность педагога, направленная на введение новшеств в педагогическую практику, изменение в содержании, технологий воспитания и обучения, а также овладение новыми педагогическими технологиями.
Повышение квалификации и переподготовка в учреждениях последипломного образования – это способы профессионального обучения персонала образовательной организации, имеющие цель обновления, повышения уровня владения практическими и теоретическими профессиональными умениями, навыками, приобретение квалификации в новой сфере деятельности.
Профессиональное самообразование и самовоспитание – это процессы самостоятельного освоения профессиональными навыками, технологиями и ценностями.
Участие в научно-педагогических исследованиях. К данному методу относят работу в составе экспериментальных групп и комиссий, участие в педагогических конкурсах профессионального мастерства, обучение в аспирантуре и магистратуре.
Обобщение собственного педагогического опыта – это научно-исследовательская деятельность педагога, включающая в себя участие в научных конференциях, семинарах, круглых столах, написание статей на профессиональные темы, составление портфолио.
Рассмотрим наиболее подробно такое направление профессионального развития педагога, как методическая работа в образовательных организациях.
Методическая работа – это система мероприятий и действий, направленных на повышение квалификации и педагогического мастерства отдельного педагога и коллектива в целом, включающая работу методических объединений и педагогических советов, организацию и участие в семинарах – практикумах, мастер - классов, наставничество, школы молодых специалистов и передачи передового опыта и другие.
Задачи методической работы, осуществляемой в образовательной организации:
изучение и внедрение инновационного педагогического опыта;
включение педагогов в экспериментально – исследовательскую и научно – исследовательскую деятельность;
повышение профессионального мастерства педагогического персонала;
повышение научного уровня педагогов.
С. Г. Молчанов разделяет формы методической работы на две группы: административные и дидактические.
«Административные формы методической работы:
учебно – образовательные округа;
ассоциации (учителей по проблемам исследования);
ассоциация (учителей по учебной дисциплине);
научно – методическая кафедра (по образовательной области);
методическое объединение (по образовательной области);
методическая секция (по учебной дисциплине);
индивидуальное профессионально – педагогическое самообразование.
Дидактические формы:
проблемные семинары;
проблемно – проектные семинары;
организационно деятельные игры;
репродуктивно – эвристические (педагогические чтения, научно – практические конференции);
эвристико – продуктивные (фестивали педагогических идей, социально – педагогических инициатив, проектов; конкурсы профессионального мастерства);
продуктивные (научные конференции; теоретические (методологические) семинары; повыение квалификации по индивидуальному плану; участие во ВНИК, ВТК; творческие отпуска; научные стажировки);
репродуктивные (экстернат, практикум, научно – практические семинары, педагогические мастерские, семинары – практикумы, тренинги) [5].
Выделяют несколько компонентов системы методической работы с педагогическими кадрами в школе.
Педагогический совет – собрание всего педагогического персонала с целью определения стратегии работы педагогического коллектива, направленной на повышение уровня учебно-воспитательного процесса.
Методический кабинет школы обеспечивает организацию творческой работы педагогов, формирование и совершенствование педагогического мастерства, обобщение, анализ педагогического опыта методической работы, накопленного в образовательной организации. Методический кабинет находится в непосредственном подчинении методическому совету образовательной организации.
Методический совет школы – деятельность посвящена организации и координации методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методической учёбы педагогических кадров, диагностике результатов профессиональной деятельности педагогов.
Методическое объединение - коллективный орган школы, объединяющий педагогов и классных руководителей и способствующий повышению методической культуры педагогического персонала, профессиональной мотивации и развитию творческого потенциала.
Таким образом, профессиональное становление педагога - это последовательность временных периодов формирования и развития профессионализма в трудовой деятельности. С целью становления и развития профессиональных умений и навыков используются различные формы и методы.
Список литературы:
Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Профессиональное становление педагога: сущность процесса и инновационная модель [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-stanovlenie-pedagoga-suschnost-protsessa-i-innovatsionnaya-model (дата обращения 21.02.2019). – Загл. с экр.
Коптелов А.В., Машуков А.В. Профессиональное развитие педагогов в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7816 (дата обращения 21.02.2019). – Загл. с экр.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь [Электронный ресурс]: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с. – Режим доступа: URL: https://studfiles.net/preview/2238234/ (дата обращения 15.12.2018). – Загл. с экр.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал [Текст] / Л.М. Митина. – Москва: Изд – во Просвещение, 1994. – 155 с.
Молчанов, С.Г. Профессиональная компетентность в системах аттестации, управления, повышения квалификации и профессиональной деятельности / С.Г. Молчанов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: межвузовский сборник научных трудов. Вып.1 – Челябинск: Изд – во ИИУМЦ «Образование», 2001. – 122 с.
Поташник М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой [Текст] / М.М. Поташник. – Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 320 с.
Регуш Л.А., Орлова А.В. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие. — М.: СПб.: Питер, 2011. — 414 с. – Режим доступа: URL: http://historich.ru/uchebnoe-ez-posobie-pod-redakciej-l-regush-a-orlovojpedagogic/ index.html #pages (дата обращения 07.03.2019). – Загл. с экр.
Сорокоумова Г.В. Теоретические подходы к развитию профессионализма педагога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-razvitiyu-professionalizma-pedagoga (дата обращения 21.02.2019). – Загл. с экр.
Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах [Текст] / Под ред. Симоненко В.Д., Ретивых М.В. – Брянск: Изд- во Брянского государственного университета, 2003.