Молодёжь в современном российском обществе - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Молодёжь в современном российском обществе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Молодёжь играет важную роль в современном обществе. Вместе с тем, в переломные моменты существования социума именно молодежь оказывается самой незащищенной категорией населения, котораянаходитсявсвоеобразномценностном и духовном вакууме. В связи с этим не случайным выглядит тот факт, что молодежь и обусловленныееесуществованиемвобществе проблемы оказались настолько актуальны,что еще несколько десятилетий тому назад была создана специальная наука о молодежи ювенология.

Перваяследует различатьпроблематику молодости и проблематику молодежи, хотянередкокажется,чтомеждуэтимипонятияминет существеннойдистанциииречьидетободном и том же. Действительно, молодежь выделяется из других общностей людей именно на том основании, что ее характеризует молодость, и именно это обстоятельство позволяет строить междисциплинарность молодежныхисследованийсвнедрениемвобластибиологиииобщейи возрастнойпсихологии.Темнеменее,предмет исследования при обращении к тематике молодости и тематике молодежи совпадаетлишь частично.Молодость–свойствоиндивидана определенной жизненной стадии, в каком-то смыслетакжеинекоторогосообщества,например,организации,ноздесьэтоскорееметафора. Молодежьсовокупностьлюдейопределенного возрастаисоответствующегосоциальногостатуса;выделениеэтойгруппыиотношениекней вобществесвязаноскультурнымитрадициями и актуальной ситуацией (экономической, политической, социальной и т.д.).

Втораяпричинаразнаястепеньнеобходимоститеоретическогооформлениямолодежныхисследований вразличных науках. Большее значениеимееттеоретическоеобоснованиеотдельных аспектов коллективного исторического действия, связанных с молодежью (например, молодежное движение,молодежнаяполитика).Специфически рассматриваетмолодежныйфактордемография, там само представление о молодежи, молодежномвозрастесущественнорасходитсясвидением социологии и психологии.

Одинизклассиковотечественнойсоциологии молодежи В.Т. Лисовскийопределялмолодежь как «поколение людей, проходящихстадию социализации,усваивающих,авболеезреломвозрасте ужеусвоившихобразовательные,профессиональные, культурные идругиесоциальные функции; в зависимостиот конкретных исторических условийвозрастныекритерии молодежимогутколебатьсяот16до30лет».

Среди факторов социологического определения «молодежь» исследователями устойчиво выделяются:

возрастныеграницыисоциально-психологическиеособенности;

специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения;

процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации.

Молодым приходится самим решать, что важнее:

быстрое обогащение любыми (вплоть до криминальных) способами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям;

отрицание прежних морально-нравственныхнорм или гибкость, приспособляемость к новойдействительности;

безграничная свобода межличностных (межполовых) взаимоотношенийили семья – как оплот успешного существования».

По мнению И.М. Ильинского, проблема социальногоположениямолодежисостоитвтом, чтооназависимаиживеткакбы«вкредит»,ее самостоятельностьвпринятииважныхрешений ограничена и в то же время перед ней всегда стоит проблема выбора работы, профессии, нравственногоисоциальногосамоопределения.

Впоследниегодыположениемолодежитакже осложняетсятем,что происходит бурноеразвитиецифрового (интерактивного) образования и с этим продуцирует состояние страха и неопределенности, что еще больше усложняет вхождение молодого поколения в быстроменяющуюсяжизньиспособствуетвозникновению различного родадевиаций.

Если мы обратимся к обучению с погружением, где используется виртуальная реальность, если мы будем обучать человека при помощи опыта, то есть не просто перемещения картинок или работы с выпадающем меню, это станет именно взаимодействием с объектом. Человек сможет взять, поменять и увидеть, возможно, не ожидаемый результат.

Как справедливо указывает Е.М. Куликов, «коммуникация в Интернете выглядит более конфиденциальной, анонимной и безответственной,чемвреальнойжизни,каксморальной, так и с юридической точки зрения. Глобальная сетьтрудноподдаетсясоциальномуконтролюи управлению, об этом свидетельствует наличие в открытом доступе большого числа интернет- ресурсов антисоциальной, экстремистской направленности».

Молодежьвусловияхпрогрессаинформационно-компьютерныхтехнологий«нуждаетсявповышенном внимании со стороны общественности, государственныхуправленческихструктур,таккак в силу своих социально-психологических и социально-возрастных особенностей может подвергаться влиянию криминального мира. Ситуацияв молодежной среде осложняется тем, что группы криминальной направленности могут привлекать молодого человека своей альтернативностью, агрессивностьюжизненногостиля.Наначальном этапе молодой человек увлекается «внешним», символическим, романтизированным срезом криминальной культуры, усваивает иосваивает лингвистический аппарат, символическуюсоставляющую, элементы художественной культуры, воспевающие криминальный мир (определенная музыка, произведения литературы,художественные фильмы и т.д.). Однако затем, попадая под влияние данных объединений, молодые люди серьезно включаются в криминальную культуру, совершают противоправные деяния, нередко подвергаясьюридическимсанкциям.Врезультате происходит ломка личности молодого человека, а прогрессивному развитию общества наносится значительный урон».

Такимобразом,существованиесовременной молодежи связано с рядом проблем, которые, в свою очередь, детерминированы маргинальным, переходным статусом молодежи, ее специфическимисоциально-психологическими и социокультурными признаками. В ситуации прогресса информационно-компьютерных технологий и роста социальной значимости Интернетамолодежьсталкиваетсясещеодной группойфакторовриска,угрожающихдисфункцией процессов социализации и социального развитиямолодежи.Вслучае,еслидисфункциональныеаспектыуказанныхпроцессовнебудут преодолены, общество может столкнуться с тенденциейувеличениямолодежныхдевиаций.

Список литературы:

1. Кубякин Е.О. Особенности формирования и проявления экстремизма в молодежной среде. Краснодар,2011.

2. Луков В.А. Теория молодежи: путиразвития // Знание. Понимание. Умение. 2007. №3.

3. Аверьянов Л.Я. О проблемах молодежи и нетолькооних//Социол.исслед.2008.10.

4. БелыйО.И.Определениепонятия«молодежь» // Теория и практика. 2012. №12.

5. Лисовский В.Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи:автореф.дис.канд.филос.наук.Л.,1968.

6. Социальные практики современной молодежи: поиск новых идентичностей: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международнымучастием.Барнаул,21–22мая2009г./ отв. ред. С.Г. Максимова. Барнаул,2009.

7. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи. М.,2007.

8. ПетровА.В.Социальныепрактикимолодежи: учеб. пособие. Краснодар,2005.

9. Шапко В.Т. Актуальная культурароссийской молодежи: кафедра социол. наук. Екатеринбург,1997.

10. Лисовский В.Т. Социальные измененияв молодежной среде // CREDO NEW: Теоретический журнал. 2002. №1.

11.Куликов Е.М. Слухи в российском сегменте Интернета: социальные и социально- инженерные аспекты // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. 3.

12.Куликов Е.М., Куликова Н.А. Массовая культура как фактор генезиса экстремистских установок современной российской молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. № 1–2.

Просмотров работы: 29