ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТИ К ОБЩЕНИЮ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТИ К ОБЩЕНИЮ

Смирнова Д.Р. 1, Мищенко И.В. 1, Аношина Т.В. 1
1 Северный (Арктический) Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Человек обладает важной способностью — умением общаться и воспринимать окружающих, оказывая на них свое влияние. Мы умеем выстраивать наше поведение в соответствии с социальными нормами, ожиданиями и требованиями, когда нас понимают и принимают другие. Нам необходимы коммуникативные и организаторские способности для установления и расширения различных контактов с окружающими, участия в мероприятиях, проявления смекалки и инициативы.

Способность к общению зависит от характера и типа личности, особенно от наших коммуникативных качеств. Коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения. Коммуникативные способности каждого человека формируются индивидуально и в течение всей жизни. На эти способности очень сильно влияет самооценка, которая позволяет регулировать наше поведение. От нее зависят наши отношения с другими людьми, наша требовательность к себе, отношение как к успехам, так и к промахам. Также влияющими факторами на формирования коммуникабельность человека являются взаимоотношения с родителями, сверстниками, позже с руководством и коллегами по работе. В целом наше осознание собственной социальной роли диктует нам «правила» поведения и общения в окружающей среде. [1]

Способности к общению всегда социально обусловлены и проявляются с трех сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Каждый человек должен обладать такими свойствами:

Преобладание мотивации «достижения успеха»;

Чутье, самостоятельность, ответственность;

Смелость, адекватная самооценка, развитое чувство собственного достоинства;

Быстрота реакции, способность анализировать ситуацию и извлекать нужную информацию;

Способность к умеренному, взвешенному риску, способность переносить неудачу;

Эвристический стиль мышления, склонность предугадывать события. [3]

Социализация каждого из нас предполагает усвоение и воспроизводство нашего социального опыта, когда мы становимся личностями, приобретая необходимые умения, привычки, знания и навыки. Сферами нашей социализации выступают деятельность, общение и самосознание. В образ нашего «я» входят три основных компонента:

Когнитивный, когда мы познаем себя;

Эмоциональный, когда мы оцениваем себя;

Поведенческий, когда мы относимся к себе тем или иным образом.

Компоненты взаимосвязаны и дают цельное представление о «я-образе» человека, в который входит четыре «я»: реальное, идеальное, динамическое и желаемое.В коммуникативном процессе происходят движение и обмен информацией, психологическое воздействие на того, чье поведение мы хотим изменить, осуществляется коммуникативное влияние и возникают барьеры, носящие социальный и психологический характер. [4]

Люди общаются постоянно, и их речь всегда выполняет две основные функции:

Сигнификативную, когда мы произвольно вызываем образы предметов и воспринимаем их смысловое содержание.

Коммуникативную, когда через речь мы передаем информацию.

В целях подкрепления своей работы точными данными, было проведено исследование - опрос по определению коммуникабельности среди студентов 3 курса Высщей инженерной школы Северного (Арктического) федерального университета. В опросе приняли участие 30 человек. Студентам был предложен опросник «Ваша коммуникабельность», автора А.В. Батаршева, состоящий из 16 вопросов, на которые нужно было честно ответить да, нет или иногда.

Рисунок 1 – Диаграмма результатов распределения среди опрошенных по типам коммуникабельности.

Около 85 % опрошенных, набрав от 14 до 18 очков, у них нормальная коммуникабельность. Они любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпимы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение. 

Примерно 10 % ответили и набрали с 9 – 13 баллов, поэтому они весьма общительны, порой даже сверх меры. Любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих, охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспыльчивы, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете заставить себя не отступать.

И 5 % (набрали 4 - 8 баллов) являются «рубаха-паренем». Общительность бьет из них ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие в дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести дело до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями.

Исходя из результатов нашего исследования, можно сделать вывод, что у большинства опрошенных нет проблем с общением. Они легко находят язык общения, вегда могут поддержать разговор. Но немного скрытны по эмоциям, что не есть хорошо. Но так как все люди разные, то и коммуникативные способности в одной группе общения будут отличаться. Что способствует различным точкам зрения, разным позициям в общении, развиваются разные качествам в человеке.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 176 с.

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Общение

3. Халина К. Д., Капустина Т. В. Коммуникативные способности как фактор успешного общения // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 209-213.

4. Мясищев В. Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. — СПб.: Речь, 2010. — С. 34–45.

Просмотров работы: 99