Современное общество живет в мире информации, так как цифровые технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. Наравне с ростом качества жизни, увеличивается необходимость в грамотной переработки поступающей из различных источников большего числа информации, так как из этой массы некоторые данные имеют определенную ценность, а другие – нет. Поэтому появляется потребность в экспертах, специально обученных для фильтрации бесконечного потока информации. Но нынешняя российская система высшего профессионального образования ещё не готова к формированию востребованных компетенции, поэтому надо четко понимать о необходимости её перестройки [5, с. 434].
Профессиональная деятельность человека играет огромную роль в его самореализации, развитии и душевном благополучии, так как проходит через весь жизненный путь от начала трудовой карьеры и до ее конца. Правильная и осознанная позиция при выборе рабочей сферы даст верное направление в жизни каждого, такое важное решение обычно принимается нами ещё в школьном возрасте.
Представим молодого человека только что получившего аттестат об образовании, перед которым открывается огромный выбор профессий и образовательных учреждений. Выпускник школы личность, в большей степени, не готовая к осознанному выбору профессии, так как современная система образования не дает должного представления, хотя бы, о малой части востребованных специальностей даже ученикам старших классов.
В ходе поиска своего призвания, учитывая собственные интересы, предпочтения и знания, выпускник также руководствуется следующими факторами, влияющий на выбор [3]:
Престиж и востребованность профессии;
Карьерный рост;
Заработная плата;
Привилегии при поступлении;
Легкость обучения;
Мнение родственников и друзей;
Возможности для дополнительного заработка.
Выбрав свою будущую профессию, человек изучает необходимую информацию о вузах, которые производят обучение по данной специальности.
Говоря о мотивах выбора высшего образования, большинство выпускников полагает, что оно гарантирует им хорошие условия жизни, востребованность на рынке труда, высокий уровень культуры и реализации собственных возможностей. В то же время очень малый процент абитуриентов посредством получения высшего образования хочет посвятить себя научно-исследовательской деятельности, заниматься организаторской или руководящей работой [2, стр.154].
Рисунок 1 – Основные факторы, оказывающие влияние на выбор вуза [4, стр. 46]
Очевидно, что именно наличие выбранной специальности играет определяющую роль при определение будущего университета. Стоимость обучения и наличие бюджетных мест – одни из самых важных, но в то же время отталкивающих факторов, влияющих на желание поступить в высшее учебное заведение. Это объясняется тем, что обучение дорожает с каждым годом, желающих учиться становится все больше и больше, а бюджетные места выделяются в очень ограниченном количестве, а где-то и вовсе не выделяются [6].
Если говорить о принятии решения с точки зрения выбора ВУЗа, то при подаче документов в конкретное учебное заведение молодые люди принимают сразу два решения:
• решение о профессиональном выборе (то есть, какую профессию абитуриент хочет получить);
• решение о выборе образовательных услуг (то есть, выбор определенного ВУЗа среди других альтернатив) [3].
Оба этих решения принимаются на основе критериев, которые были выявлены при изучении мотивации выбора.
Период обучения в вузе является важным этапом в жизни каждого человека, а также одним из основных этапов социализации личности. Именно поэтому мотивация получения высшего образования занимает одно из ведущих мест в структуре личности. Однако степень осознанности выбора профессии и вуза все ещё на достаточно низком уровне, абитуриенты и даже студенты не знают тонкостей выбранных специальностей. [1, стр. 68]. Современная система образование должна научить приемами в поиске достоверной информации, её обработке и применению в жизни; усвоению культурных ценностей, эстетических норм и способов структурирования и контроля новых форм и видов деятельности. [7, с. 472]. Это повлияет на уровень образования в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ефимова И.Н. Анализ мотивации абитуриентов при выборе вуза (на примере Нижегородской области). Университетское управление: практика и анализ. 2011;(6): С 60-68.
Тимошкина М.В., Наумова М.В. Мотивы выбора вуза и профессии современной молодежью (на примере первокурсников ЮГУ) // Вестник Югорского государственного университета. – 2016. – № 1 (40). – С. 152–157.
«Чем мотивируются студенты при выборе вуза?»: сетевое издание «Навигатор образования»: [сайт]. URL: https://fulledu.ru/articles/940_chem-motiviruutsya-studenty-pri-vybore-vuza.html
Супрун Т.С. Исследование рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов при выборе ВУЗа. Подтема: «Изучение мотивации выпускников школ г. Мыски 2016 г. при выборе высшего учебного заведения» Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет) 2016 – C 75. URL: http://e-lib.kemtipp.ru/uploads/vkr/2016/Экономика%20и%20управление/2016/Очное/Супрун%20Т.С.pdf
Лакман И.А., Иванова А.Д. Перспективы применения кейс-обучения в
высшей школе // Электронное обучение в непрерывном образовании 2018. V межд. научно-практ. конф. (18-20 апреля 2018 г.): сб. научн. трудов. Ульяновск: УлГТУ, 2018 - с. 433-440.
Хайбулин Б.С., Андреева В.А., Малаховская Е.К. Исследование мотивации абитуриентов при выборе вуза // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 13(33). URL: https://sibac.info/journal/student/33/114938 (дата обращения: 11.12.2019).
Иванова А.Д. Особенности методических и психолого-педагогических аспектов в преподавании математики на гуманитарных специальностях в технических вузах // Теоретико-методологические проблемы естественнонаучных методов в гуманитарных науках: Материалы международной научно-практической конференции. – Уфа: Изд-во «АЕТЕРНА», 2014 – с. 472-481.