Кибермоббинг в цифровую эпоху среди молодежи - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Кибермоббинг в цифровую эпоху среди молодежи

Караханян Е.С. 1, Асташова А.С. 1, Генчу А.В. 1
1Московский педагогический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Кибермо́ббинг (Cyber-Mobbing), а также Интернет-моббинг (Internet-mobbing), кибербуллинг (Cyberbullying) - намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных. Преследование производится посредством электронной почты, программ для мгновенного обмена сообщениями в социальных сетях, а также через размещения на видеопорталах непристойных видеоматериалов, либо посредством мобильного телефона (например, с помощью SMS-сообщений или надоедливых звонков) в течение длительного периода времени.

Негативно воздействует на психику подростка, заставляет его чувствовать себя неполноценным даже небольшой виртуальный террор. Подростки боятся рассказать о случившемся казусе родителям, скрывают проблему от близких друзей, опасаясь еще большего витка мести и нового преследования в Интернете. Даже если ситуация благополучно разрешится сама собой, по самооценке ребенка будет нанесен ощутимый удар, возможно, в дальнейшем придется обратиться к психологу для восстановления душевного самочувствия подростка.

В современном мире практически у каждого человека есть доступ в интернет. В нем он может подчерпнуть множество полезной информации, найти новых друзей или, даже, заработать. Но помимо положительных сторон всемирная сеть таит в себе множество опасностей. Это не обязательно компьютерные вирусы, мошенничество или атака хакеров. Даже при обыкновенном общении друг с другом через интернет мы можем столкнуться с такой неприятной вещью как кибербуллинг.

Кибербуллинг – это образ поведения в интернете или мобильной сети, который демонстрирует силу и влияние над другими людьми путем угроз, травли, преследования или смущения.

Существует несколько форм кибербуллинга:

Исключение.

Или другими словами игнорирование, своеобразный бойкот, только по интернету. Жертву такой формы буллинга лишают общения по сети, провождения времени в совместных компьютерных играх.

Домогательство.

Оскорбительные и угрожающие сообщения в сторону жертвы, которые могут иметь серьезные последствия в виде нарушений психического здоровья, особенно, если им подвергаются дети.

Аутинг.

Публикация личной информации жертвы с целью унижения и, соответственно, без его согласия. К такой форме кибербуллинга также можно отнести даже чтение чужих личных сообщений без ведома их владельца.

Фрейпинг.

Получение контроля над личным профилем человека и публикация от его имели разных нежелательных материалов. Обычно такое происходит при взломе страниц пользователей в различных социальных сетях.

Киберсталкинг.

Попытки людей связаться с жертвой с целью получения сексуального удовлетворения. Это крайне опасная форма кибербуллинга, так как она может представлять реальную угрозу жизни и здоровья человека.

Поддельные профили.

Заведение так называемых «фейковых» страничек, основной целью которых являются именно угрозы и унижения со стороны обидчиков.

Диссинг.

Передача и публикация разного рода информации, которая порочит честь и достоинство человека.

Обман.

Попытка втереться в доверие жертве, чтоб она поделилась какой-либо личной информацией, для последующей публикации на всеобщее обозрение.

Троллинг.

Как правило подразумевает под собой обыкновенные оскорбления в формате нецензурной брани и «черных» шуток, целью которых является унижение.

Кетфишинг.

Воссоздание профилей жертв на основе их фото и личной информации. У этого вида буллинга бывают самые разные причины и цель их создания известна только обидчику.

Кибермоббинг (а также кибербуллинг или Интернет-троллинг) – это современная проблема, берущая начало в реальной жизни. Практически один из десяти российских школьников сталкивается с троллингом в Интернете. И здесь, как показывают результаты исследования Фонда Развития Интернет, всякий второй ребенок, будучи жертвой кибермоббинга, также сталкивается с троллингом и в реальной жизни. В европейских странах дети подвергаются такому социальному явлению, как троллинг, в среднем в два раза реже. Чаще всего это происходит из-за того, что в Европе и США на протяжении длительного времени в школах осуществляются программы обучения цифровой грамотности, которые позволяют кардинально повысить навыки безопасного пользования виртуального пространства.

Существуют несколько причин травли, вот некоторые из них:

1) Страх. Зачастую, люди стараются держаться с сильной, активной группой коллектива, чтобы не стать жертвой нападков.

2) Потребность в популярности и известности. Люди принижают жертв в глазах других, чтобы на из фоне выглядеть лучше и сильнее, то есть выделяться.

3) Различия в народных традициях и культуре в целом. Порой «тролли» приделаются к жертве из-за внешности, или языка.

4) «Буллеры» травят от безделия. Иногда от скуки и желания веселья, агрессоры издеваются над другими.

5) Выставление на показ своей силы. Это делается для того, чтобы показать своё превосходство над окружающими людьми.

6) Травля также может возникать из-за комплекса неполноценности. То есть «буллеры» проецируют комплекс на другого человека, наименее сильного и активного.

Люди, подвергшиеся троллингу, как правило испытывают полную беспомощность, а низкая самооценка лишь усугубляет ситуацию. В такой ситуации родителям важно принять позицию друзей, чтобы ребенок смог высказаться и раскрыть им свою проблему. Педагоги-психологи также должны внести свой вклад и следить за ситуацией, т.к. учителя не всегда могут заметить первые признаки интернет-травли, а на поздних этапах исправить ситуацию бывает крайне сложно. Предупреждение ситуации кибербуллинга помогают смягчить конфликт и не дают ему сильно распространиться. К сожалению, законов, наказывающих интернет-обидчиков пока нет, но их создание и введение крайне важно. Пока же возможно опираться на уже существующие, наиболее приближенные к ситуации статьи: 130 Уголовного Кодекса «Оскорбление»: «Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев». (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162 – ФЗ).

В январе 2017 года уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова сообщила, что около 30% детей в России сталкиваются с интернет-травлей. По данным Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), в 2017 году почти половина российских подростков подвергались кибербуллингу. Так, 48% детей в возрасте 14—17 лет становились жертвами груминга (шантажа), 46% подростков стали свидетелями агрессивного онлайн-поведения, 44% получали агрессивные сообщения. При этом только 17% детей обращаются за помощью к родителям. Совершенствование знаний и понимания в области медиакомптенций родителей, педагогов и воспитателей — лучшая профилактика в борьбе с преследованием. На данный момент явление троллинга вышло за пределы сети «Интернет», сейчас троллинг взял особый формат, часто встречающийся в повседневной жизни. Анонимность сменяется полной персонифицированностью, а простые оскорбления переходят на уровень массовых конфликтов, используемых для эпатирования общества. Так что же служит причиной возникновения такого феномена как троллинг? Ответ прост, это человеческое любопытство, желание самоутвердиться, поспорить или просто выделиться. У каждого из них причина разная и у всех она раскрывается и выражается по-разному. Таким образом, наличие большого количества правонарушений в сети Интернет, на наш взгляд, объясняется отсутствием законодательной базы, хотя можно в Уголовном Кодексе найти статьи, под которые попадают данные правонарушения (статьи о хулиганстве и оскорблениях), но все равно нет конкретного закона под определённые действия, которые пока что сложно проследить и вследствие чего все действия остаются безнаказанными.

Проанализировав все вышеперечисленные данные, мы хотели бы предложить свой вариант рекомендаций по профилактике кибертравли

Обратитесь за помощью к людям, которым вы доверяете

Всегда сохраняйте оскорбительные комментарии, возможно они вам пригодиться в дальнейшем рассмотрении дела

Не давайте обратную связь вашему хейтеру, это только дает ему чувство удовлетворения, и вы все больше будете попадать в эту ловушку

Опираясь на предыдущий пункт, просто игнорируйте и блокируйте пользователя, который вам написал

Если переходят на личности и оскорбляют вас нужно обратиться к модератору сайта или администрации, обычно разбирательства с комментариями входят в их сферу работы

Развитие эмоционального интеллекта, вы не можете работать и разговаривать с людьми, которые вас оскорбляют и задевают. Вам необходимо работать с собой и своими эмоциями, очень важно развивать самоконтроль и не поддаваться на провокации.

Для того, чтобы не стать жертвой интернет хулиганов, нужно соблюдать некоторые правила безопасного поведения в сети: использовать только лицензионное и проверенные программное обеспечение, никому не доверять свои пароли, осторожно общаться с незнакомыми людьми в социальных сетях, не отвечать на сомнительные письма, на сообщения, содержащие оскорбления, угрозы, при необходимости обратиться в правоохранительные органы.

Список литературы:

Бурян Н.М. Интернет-зависимость в молодежной среде // Актуальные вопросы науки и практики: материалы II Всерос. науч.-практ. конференции курсантов, слушателей и студентов (17 апр. 2014 г.): в 3 т. Т. 1. – Краснодар, 2014. – С.66–69.

Википедия [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki/Кибермоббинг (Дата обращения 04.01.2014)

Дружилов С.А. «Загрязненность» информационной среды и проблемы психологического здоровья // Современные наукоемкие технологии. –2013. – № 4. – С. 89–92.

Ежевская Т. И. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека/Т.И. Ежевская // Психопедагогика в правоохранительных органах. – Вып. № 2(27). – 2009. – С. 38–41

Хулиганов.ру [Электронный ресурс] http://www.ohuliganah.ru/content/troling-kak-internet-khuliganstvo (Дата обращения 06.01.2014)

Просмотров работы: 564