«НАУКА ПОБЕЖДАТЬ» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ВОИНОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

«НАУКА ПОБЕЖДАТЬ» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ВОИНОВ

Переходченко К.С. 1, Чупятов Д.И. 1, Титаренко М.П. 1
1ВУНЦ ВВС ВВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Среди великих полководцев нашей страны имя Александра Васильевича Суворова занимает особое выдающееся место. Полководческая деятельность Суворова оставила глубокий след в истории русской армии.

На протяжении почти полувека непрерывной боевой деятельности А.В. Суворов не знал поражений. Один из образованнейших людей своего времени, Суворов вошел в историю не только как великий полководец, но и как создатель стройной военно-воспитательной системы войск, в основе которой лежали лучшие традиции русской армии, глубокое знание военного дела и заботливое отношение к солдату. Он вошел в мировую историю не только как великий полководец, но и военный мыслитель. Наряду с выдающимися политиками и военачальниками он внес значительный вклад в становление военной педагогической мысли. В ее основу были положены идеи защиты Отечества, соблюдения воинской чести и верности воинской присяге. А.В. Суворов оставил богатое теоретическое наследие, чем, безусловно, обогатил все области военного дела новыми выводами и положениями. Среди литературного наследия Суворова выдающееся место бесспорно принадлежит «Науке побеждать». Суворовская система воспитания ставила своей целью дать солдату военную, нравственную и физическую подготовку, необходимые для активных действий в бою.

В первую очередь воинское воспитание — это процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное, нравственное, физическое развитие военнослужащих, которое ставит своей целью подготовку к вооруженной защите Отечества.

В связи с этим выделяют следующие направлениями воинского воспитания:

- создание условий и мотивации для профессионального роста военнослужащих;

-обеспечение соответствия профессиональной и морально-психологической подготовки военнослужащих;

-создание модели реальных условий обстановки современного боя в ходе учебно-воспитательного процесса;

-соблюдение уставного порядка в организации службы войск, быта и повседневной деятельности в воинских частях (подразделениях);

-создание условий по обеспечению безопасности военной службы;

- личный пример должностных лиц всех категорий военнослужащих в выполнении воинского долга;

- использование в воспитательных целях системы воинских традиций и ритуалов.

Пропаганда исторических и боевых традиций нашего народа является важным способом формирования у личного состава высоких морально-боевых качеств. Мужество и героизм, беспримерные подвиги воинов в годы тяжелейших испытаний порождают благородные чувства и гордость, стремление подражать замечательным образцам служения Родине.

А.В. Суворов отлично понимал это и при планировании боевых операций, принимал решения с учетом особенностей русской армии. Начав военную карьеру с солдатских чинов, Суворов хорошо изучил русского солдата. На опыте Семилетней войны, которая стала его первой боевой школой, Суворов имел возможность близко познакомиться с морально-нравственными качествами русского солдата в суровой военной обстановке. На основе этого Суворов пришел к выводам, которые послужили ему для создания собственной тактической и военно-воспитательной школы.

Моральный дух армии всегда занимал важное место в достижении победы в войне. Принимая во внимание разные факторы, определяющие ход вооруженной борьбы, ясно видно, что во всякой войне победа в конечном счете зависит от состояния духа тех, кто на поле брани проливают свою кровь.

Осознавая, как велико преимущество более высоких моральных и боевых качеств русской армии, национальной по составу, укомплектованной на основе рекрутской повинности, Суворов очень четко понимал разницу между ней и западноевропейскими армиями с их преимущественно наемным составом- ведь у солдата, который сражается за свое отечество всегда сильнее мотивация и стремление победить, отстоять свою землю, чем у солдат, которые воюют за интересы чужой страны. Стойкий характер, терпение, непоколебимая вера в правоту своего дела-все эти качества нашего солдата, помноженные на глубокие патриотические чувства, оказались той силой, которая помогала им выстоять и выносить всю тяжесть войны.

Суворов не признавал шаблонов как в военном деле, так и в воспитании. Он строго опирался на национальные чувства русского солдата, воспитание в нем сознания воинского долга, дисциплины, инициативы и взаимовыручки в бою.

Все качества, несовместимые с суворовскими требованиями к солдату и офицеру: бестолковость, безынициативность, боязнь ответственности, равнодушие, казенное отношение к делу, Суворов объединяет в собирательный тип «немогузнайки».

Более высокие моральные качества русского солдата дали Суворову основания для выработки своей «смелой наступательной тактики». Очевидно, что такая тактика дает огромное моральное превосходство нападающему перед обороняющимся. «Наука побеждать» вскрывает это моральное преимущество наступления.

Суворов создает свою систему обучения и воспитания войск. Общие принципы и методика обучения и воспитания войск находятся в полном соответствии с тактическими взглядами Суворова и составляют единое стройное целое. «Наука побеждать» дает полное представление о суворовских принципах и методах обучения и воспитания войск. Все, что способствует поднятию духа солдат, умело используется Суворовым.

В его словах, обращенных к солдатам, нет ни хвастовства, ни демагогии; есть уверенность в своих чудо-богатырях, и эта уверенность передается солдату. Напоминания о славных традициях, о недавних победах- дают этим призывам реальную историческую почву.

Суворов пользовался беспредельным доверием солдат, для которых он был «своим» генералом- скромным в быту, неустрашимым в бою, требовательным и справедливым. Он умел говорить с солдатами- знал цену меткому острому словцу, сказанному вовремя и к месту.

Язык «Наука побеждать» - образный, меткий, настоящий русский народный язык- полностью соответствует духу этого замечательного произведения А.В. Суворова. Современной военной педагогической науке известно, что воспитание военнослужащих играет ведущую роль в исполнении своего долга перед Родиной. Нельзя добиться результата, если военнослужащие активно, целеустремленно и осознанно не занимаются самовоспитанием. А.В. Суворов уделял большое внимание и этим вопросам. Великий полководец не только показывал образец самовоспитания, превратив себя из слабого, хилого здоровьем мальчика в выносливого и морально сильного воина, но и оставил советы по самовоспитанию. Самостоятельная работа российских воинов по разностороннему совершенствованию своих личностных качеств относится к одному из важнейших показателей жизненной позиции и является принципиальным направлением формирования личности.

Воспитание чувства патриотизма было одной из главных задач суворовской системы. «Наука побеждать» является глубоко патриотическим произведением. Она полна веры в духовные силы простых русских людей, в их способность преодолевать любые трудности, в их преданность Родине. Патриотизм всегда воспринимался передовыми людьми как могучая сила, способная сплотить народ в борьбе с многочисленными захватчиками, посмевшими посягнуть на само существование Русского, а затем Российского государства.

Все лучшее, что дала в области тактики русская армия в течение последующего столетия, в той или иной степени следовало заветам суворовской «Науки побеждать».

Образ великого русского полководца Суворова стоял перед нашим народом в дни грозных испытаний вдохновлял советских воинов в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в дни Великой Отечественной войны. В суровом 1941 году, у стен Кремля в историческом обращении к советскому народу прозвучали имена наших великих предков Невского, Донского и, конечно же, Суворова. Известны плакаты с его изображением и словами, которые стали крылатыми выражениями. В его честь в 1942 году был учрежден орден трех степеней, которым награждались полководцы и командиры Красной Армии за боевые операции по разгрому немецко-фашистских войск.

В 1943г.были созданы Суворовские училища-специальные средние военные заведения для подготовки юношей к обучению в высших военных офицерских училищах Советской Армии. Стать воспитанником такого заведения уже считалось очень почетным и носить звание суворовца- особая честь.

Ценность «Науки побеждать» для современного читателя не только историческая. Деятельность великого русского полководца и патриота глубоко исследуется и широко изучается в нашей стране. Опираясь на его наследие, несут службу и совершенствуют свое боевое мастерство молодые воины Российской Армии.

Вооруженные конфликты и локальные войны сегодняшних дней предъявляют очень высокие требования к морально- психологическим и боевым качествам современных воинов. В них широко внедряются новые способы ведения боевых действий, новейшие средства вооруженной борьбы, все больше видов оружия и боевой техники.

Тем не менее «Наука побеждать» имеет и сейчас большое воспитательное значение, которое заключено в ее мощном морально- нравственном и патриотическом посыле и самой личности Александра Васильевича Суворова, который был предан своему делу и видел свое призвание только в служении своему отечеству. Для суворовской системы военного обучения и воспитания характерны такие черты как простота, ясность, целеустремленность и в то же время научная обоснованность- все они не потеряли своей ценности и для современных воинов.

И сегодня мы с гордостью повторяем слова Кутузова- его великого ученика и соратника: «Пусть всякий помнит Суворова: он научал сносить и голод, и холод, когда дело шло о победе и славе русского народа».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Военная педагогика //Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. - 640с.

2. Суворов А.В. Наука побеждать. -М.: Воениздат, 1980.40с.

Просмотров работы: 737