Формирование и развитие творческих способностей на уроке математики
на сегодняшний день многие педагоги осознали, что целью обучения является не только получение новых знаний и навыков, но и выявление интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности, а также развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей. Правильно и полноценно развитые творческие способности помогают человеку добиться успеха в самых разнообразных сферах. Каждый ребёнок в большей или меньшей степени способен к творчеству, который является постепенным и естественным спутником формирования личности. Мы попытались сформулировать понятие слова «творчество»:
Согласно словарю С.И. Ожегова, «творчество» – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей». [1, c. 213]
С точки зрения философии развитию творческих способностей большое внимание обращали философы средних веков. Творчество с их точки зрения раскрывается через понимание Бога как свободно творящей личности, вызывающей бытие из небытия своей волей. Истинное творчество присуще исключительно божественной личности. Человеческое же творчество есть лишь соучастие в творчестве божественном. При этом к творчеству относили область исторического деяния, деяния нравственного и религиозного характера, которые понимались не личностными достижениями, а следованием божьему замыслу. В своем творчестве человек был постоянно обращен к богу и им же ограничен.
Большое внимание на развитие творчества и творческих способностей обращали внимание и наши отечественные педагоги. Например, Л. С. Выготский понимал под творчеством деятельность по созданию новых образов и действий, основой которой является воображение. [2, c. 119]
Таким образом, нами сформулировано определение понятия «творчество» − это процесс деятельности человека при котором создаются новые духовные или материальные ценности. В результате любого творческого процесса проявляются личные качества человека.
Ребенок - не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Именно поэтому для развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста необходимо учитывать их индивидуальные и возрастные особенности:
Первая важная особенность творчества младшего возраста состоит в том, что новизна открытий и продукта субъективна. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт виде рисунка, конструкции, стихотворения и т. д.
Деятельность ребёнка отличается большой эмоциональной включённостью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата– это вторая особенность детского творчества.
Рассматривая третью особенность, необходимо отметить, что она тесно связана с первыми двумя и, особенно со второй и заключается в следующем. Ребёнок, в отличие от взрослого, для которого начало решения проблемы является самым трудным и мучительным, не испытывает таких трудностей. Он с лёгкостью и, прежде всего, практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребёнка поиском и часто приводит к положительным результатам.
Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определённую степень несовершенства психических процессов ребёнка, что естественно в этом возрасте. И учёт этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей.
Развить способности – это значит научить ребёнка способам деятельности, выявить и развивать одарённость. Способности развиваются и формируются в труде и гибнут в бездействии. Развивать творческие способности и творческую деятельность необходимо с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребёнка. Важно правильно подбирать и учитывать все средства и методы творческого развития. Поэтому немаловажно создавать определённые педагогические условия для эффективного развития творческих способностей:
1) Осознание учителем начальных классов творческой деятельности младших школьников как цели обучения и его готовность к организации этой работы. Безусловно, решение задачи воспитания творчества у детей возможно только при определенной творческой деятельности педагога. Педагогический процесс каждый раз строится заново и влияет одновременно как на воспитывающего, так и воспитуемого, и, соответственно, человек, который руководит этим процессом, организует его, должен быть личностью творческой.
2) Ещё одним из главных педагогических условий развития творческих способностей младших школьников является включение в учебный процесс системы творческих заданий, а также различных методов (диалогические формы обучения, организация дискуссий, проблемный диалог, проблемные ситуации, постановка вопроса). Творческие задания рассматриваются как «...задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое».
3) Эмоционально-положительный тон общения с детьми. Изучение психолого-педагогической литературы позволяет нам также выделить следующее условие развития творческих способностей младшего школьника – формирование эмоционально-положительного тона в отношениях детей и взрослых. Создание эмоционально-положительного тона осуществляется путем организации общения взрослого и детей.
4) Развитие интереса ребёнка к творческому процессу. Развитие творчества – процесс свободный, самостоятельный. Поэтому для развития способностей младшего школьника важно предоставить им возможность проявить себя самостоятельно. Для реализации этой цели педагог должен поддерживать самостоятельную деятельность младших школьников, что и является следующим важным условием.
5) Разработка и проведение интегрированных уроков. Одно из новых направлений совершенствования обучения в начальной школе – организация и проведение интегрированных уроков. Очень удобно интегрировать уроки технологии в другие учебные предметы (математика, литература, музыка и др.) Учителя должны вводить интегрированные уроки в программу для лучшего усвоение детьми изучаемой темы.
6) Внеклассная и внешкольная работа – один из важнейших источников развития творческих способностей младших школьников. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по всестороннему развитию школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности. Внеклассная и внешкольная работа даёт детям реальную возможность познакомиться с различными сферами творчества.
Ребёнок младшего школьного возраста, это тот ребёнок, для которого основным видом деятельности является игра. Ведь до школы, в садике они больше времени уделяли развивающим играм. Поэтому многие педагоги и психологи рекомендуют использовать метод игровой терапии на каждом уроке математики. С помощью этого метода, ребёнку будет интереснее знакомиться с темой урока. Игровая терапия – это наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры, которая основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Процедура игровой терапии включает в себя выполнение детьми специальных упражнений, предполагающих вербальные и невербальные коммуникации, проигрывание различных ситуаций. В процессе игры каждый ребенок начинает лучше понимать свои чувства, у него развиваются коммуникативные навыки, способность к принятию собственных решений, снимаются напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.
Также предусматривается использование творческих задач на уроках математики 1-4 класса.
Система упражнений должны решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Для развития творческих способностей большое значение имеют задания, которые ориентируют обучающихся на получение нового продукта:
- составление задач по рисунку, о предметах в классе, о воображаемых вещах;
- решение задач-шуток;
Развитию креативности способствует и аналогия. Использование аналогии в математике является одним из основных методов при поиске доказательства теоремы, решения текстовых задач.
Например, по аналогии с первой парой подбери недостающее слово в другой паре:
1.вверх-вниз; вправо-….
2. разность-вычитание; умножение-….
3. треугольник-призма; квадрат-…
4. делимое-делитель; уменьшаемое-…
Найди закономерность и продолжи ряд: а) 1,22,333,…;б)7; 67;567,…; в)121,222,323,…г)1,2,4,7,11….
Такие упражнения развивают воображение учащихся и играют немалую роль в формировании креативности мыслительной деятельности. Систематические упражнения такого рода дают возможность усвоить алгоритм нахождения аналогов по функциям, по признакам, по подсистемам.
ФОР- - - - -( часть окна) –ТОЧКА
ЛАС- - - - -(птица) -ТОЧКА
КИС - - - - -(инструмент художника) - ТОЧКА
КАР - - - - -(желтая, электронная, телефонная…) - ТОЧКА
- - -НИК (стрелок из старинного оружия) - ЛУЧ
У - - -ШЕНИЕ (изменение в хорошую сторону) - ЛУЧ
ТРЕ - - - -ЬНИК (геометрическая фигура) - УГОЛ
- - - -Ь (ископаемое горючее вещество) – УГОЛ
Решение задач-головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку так же способствуют развитию креативности. Работа над такими задачами воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимания.
Составление задач по данному числовому выражению.
Составь разные задачи по выражению 16-7
Составь разные задачи по выражению 24:6
Составь задачу по числовому выражению 100-(68+14)
Решение задач разными способами.
Бегемот может съесть за день 60 кг травы, а слон – 300кг. Сколько тонн травы требуется бегемоту и слону на 10 дней?
Составление задач по данным вопросам.
1. Сколько тонн картофеля собрали с первого участка? Сколько тонн картофеля собрали со второго участка7. На сколько больше тонн картофеля собрали с первого участка, чем со второго?
2. Сколько мячей продали до обеда? Сколько мячей продали после обеда? Сколько мячей осталось в магазине?
Задачи с несформулированным вопросом.
1. В прошлом году завод изготовил 1 400 машин. Что на 300 машин меньше, чем в этом году. Поставь вопрос и реши задачу.
2. В январе фабрика выпустила 4850 т бумаги, а в феврале – на 365 т меньше. Из всей этой бумаги 6 335 т пошло на изготовление общих тетрадей, а из остальной бумаги сделали тонкие тетради. Поставь вопрос и реши задачу.
3. В мастерской сшили 6 простыней, расходуя на каждую по 2 м 20см полотна, и 8 наволочек, расходуя на каждую по 1 м 25 см полотна. Поставь вопрос и реши задачу.
Задачи с недостающими данными.
1. Ребята заполнили водой два больших аквариума: в один влили они 300 л воды, а в другой – 312 л. Сколько ведер воды им пришлось для этого принести? Дополни задачу недостающими данными и реши её.
2. В детском саду было 5 красных мячей и несколько синих. Сколько мячей всего было в детском саду?
3. На тарелке лежало 14 конфет. После обеда Зоя съела несколько конфет. Сколько конфет осталось на тарелке?
Составление графических схем к задачам (3-4 классы). Графическая схема состоит из соединенных между собой точек и дуг. Как показали исследования ученых психологов, дети начальных классов хорошо осознают связи между данными и искомыми величинами задачи, если они поданы с помощью графического изображения.[3, c. 65]
Использование творческих заданий, которые были предложены выше, можно утвердительно сказать, что их выполнение способствует развитию у школьников умения делать обобщения, раскрывать особенности взаимосвязей между искомым и данными числами, которые раскрывают характер, вид и тип задачи и таким образом помогают творчески решать поставленные перед учеником задачи.
Работа над системой данных заданий способствует развитию у детей творческой мысли, находчивости, вырабатывается у школьников умение абстрагировать и конкретизировать изучаемый материал, умение переключатся с одного способа решения на другой.
Формирование творческого мышления на уроках математики обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка как творческой личности. Педагог не должен забывать и о том, что радость творчества очень велика. И чтобы она не угасла нужны фантазия и изобретательность, прочные знания, упорство и труд. исследования, пусть они ещё маленькие, могут стать дорогой к открытию. Несмотря на большое значение природных задатков, особенностей характера и способностей человека, познавательные возможности, склонности. Привычки и интересы формируются не стихийно, а в процессе организованной деятельности.
Успех в учении вдохновляет на новые успехи. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его творческий потенциал
Список использованной литературы
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Шведова Н.Ю – Издательство «Азь», 1992.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство 'Лабиринт', М., 99. - 352 с.
3. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.П. Подласый. – М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 368с.