ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО» ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО» ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В исследовании принимали участие студенты бакалавриата, обучающиеся по направлению подготовки «Издательское дело» ШИГН ДВФУ. Объём выборки составил 23 человека; 95% респондентов – девушки, 5% – юноши.

Исследование проводилось при помощи программ компьютерной диагностики «Профкарьера» и «Профориентатор» (Центр тестирования и развития МГУ) [2, c. 25].

Данные комплексы представляют собой последовательность нескольких групп тестов для оценки профессионально важные качества студентов и ориентации их на те должностные позиции и отрасли, где они могут быть наиболее востребованы и успешны [4, c. 29].

Формат исследования – лонгитюдный. На первом курсе обучения студенты проходили тестирование по комплексу «Профориентатор», на 3 и 4 курсе (в возрасте от 19 до 22 лет) – по комплексу «Профкарьера».

Анализ результатов выявил преобладающие интересы студентов, обучающихся по направлению «Издательское дело», к определённым занятиям и видам деятельности, что отражено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Сводные результаты исследования интересов студентов

по комплексу «Профориентатор»

Как видно на рисунке, в целом по группе преобладает интерес к искусству, высокий показатель которого обеспечивает успешное овладение такими компетенциями профессионала издательской сферы, как создание реальных предложений по дизайнерскому оформлению изданий и участие в организации, проведении рекламных кампаний, требующих активной оформительской деятельности, развитого воображения и образного мышления.

Интерес к знаку выражен средне-слабо, отвергается интерес к технике и бизнесу, группа мало ориентирована на активное взаимодействие с техническими системами, сферой производства, слабо заинтересована в управлении, планировании и контроле реализации проектов, хотя интерес именно к данным сферам способен в будущем обеспечить удовлетворенность трудовой деятельностью студентов-издателей.

Профессиональные интересы студентов наглядно представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Сводные результаты исследования профессиональных интересов студентов по комплексу «Профкарьера»

В целом по группе доминируют профессиональные интересы «Коммуникатор» и «Инноватор», то есть у студентов выражен интерес к карьерному развитию, связанному с инновационной и творческой деятельностью, а также к реализации себя в сфере оказания услуг, взаимодействия с людьми и клиентами. Можно говорить о том, что будущим специалистам будет интересна работа, состоящая в обеспечении внешних процессов, содержащая в себе элементы проектной деятельности. Применительно к сфере «Издательское дело» это может быть, например, участие в организации и проведении рекламных кампаний, презентаций, выставок, а также создание реальных предложений по дизайнерскому оформлению изданий.

В группе наблюдается отвержение профессиональных интересов «Менеджер» и «Аналитик», необходимость разбираться в больших массивах информации, особенно новой, выглядит для студентов-издателей крайне непривлекательно. В целом, они не ориентированы на работу, включающую в себя непосредственное руководство людьми и деловыми процессами.

Результаты исследования личностных характеристик студентов наглядно можно продемонстрировать на рисунках 3 (Профориентатор) и 4 (Профкарьера). Данные блоки позволяют студентам узнать объективно диагностируемые личностные особенности, важные для проектирования своего последующего образовательного и карьерного маршрута [1, c.147].

В целом, группа тестируемых продемонстрировала средний уровень активности, согласия, самоконтроля и эмоциональной стабильности.

Активность понимается как уверенность в себе и в своих силах, высокий потенциал, независимость от мнения окружающих, предпочтение ориентироваться на собственный опыт, что, как правило, способствует успешности в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности.

Средний уровень самоконтроля говорит о таких качествах, как пунктуальность, последовательность, тщательность, целенаправленность в работе и надёжность, которые крайне необходимы специалистам группы профессий «Человек-Знак», к которым относится направление «Издательское дело», требующее следования правилам и выполнения рутинных операций.

Рисунок 3 – Сводные результаты исследования личностных характеристик студентов по комплексу «Профориентатор»

Средний по группе уровень эмоциональной стабильности совместим с выбранным студентами направлением подготовки, предполагающим монотонные виды умственной деятельности, которые не будут вызывать у будущих специалистов высокого утомления и падения производительности.

Из рисунка 4 видно, что наиболее выраженным по группе является свойство «интуиция». Развитая интуитивная сфера характеризуется живым воображением, ориентацией на осмысление происходящего, умением видеть существенное и главное, выделять перспективные возможности, выдвигать новые идеи.

Также наблюдается ориентация на социальную желательность, что проявляется в явном стремлении респондентов проявить социально-одобряемые качества, включая высокую моральность и повышенный уровень социальной адаптивности.

Рисунок 4 – Сводные результаты исследования личностных свойств студентов по комплексу «Профкарьера»

Высокая импровизация говорит о склонности группы быть неорганизованными, вести себя спонтанно, а не следовать жесткому плану, что несколько разнится с такими профессионально важными качествами издателя, как усидчивость, организованность, планомерность в работе.

Результаты исследования интеллекта по комплексам «Профориентатор» и «Профкарьера» отражены на рисунке 5 и говорят о том, что в среднем по группе более развитыми являются речевые способности – лексика и зрительная логика, необходимые для специалиста гуманитарного профиля.

Рисунок 5 – Сводные результаты исследования интеллекта студентов по комплексам «Профориентатор» и «Профкарьера»

В целом, из диаграммы видно, что существует тенденция к увеличению показателей интеллекта в зависимости от курса обучения. К концу обучения студенты демонстрируют высокие показатели абстрактной логики, относящейся к группе вербальных и отражающей лёгкость построения и понимания грамматических конструкций, рассуждения на абстрактно-понятийном уровне, способности к созданию устных и письменных текстов различной степени сложности. Эти качества являются профессионально важными для направления «Издательское дело», особенно в видах деятельности, связанных со стилистикой и литературным редактированием художественных произведений.

Результаты исследования жизненных установок студентов-издателей представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 – Сводные результаты исследования жизненных установок студентов по комплексу «Профкарьера»

В целом по группе доминирующей жизненной установкой является творческая свобода, что говорит об ориентации на поиск своего особого подхода к жизни и готовность к неопределенности и сложностям, восприятии жизни как открытой творческой задачи, в которой не существует заданного решения. Данные характеристики расходятся с картиной профессиональной деятельности издателя, которая предполагает структурированность, методичность и последовательность в работе, чётко заданный ряд задач и алгоритм действий, ответственность.

Результаты исследования мотивации и выраженные мотивы представлены на рисунке 7.

Рисунок 7 – Сводные результаты исследования мотивации студентов по комплексу «Профкарьера»

Из рисунка видно, что в группе наблюдается мода на выраженный мотив творчества, что говорит о явной потребности в творческой активности, проектной работе, возможностях что-то создать, разработать и осуществить. В профессиональной сфере данный мотив может быть реализован в работе литературных редакторов, руководителей проектов в книжных издательствах и издательско-полиграфических комплексах, где можно полностью контролировать процесс выпуска новых книг и серий.

Склонность студентов направления «Издательское дело» к профилю обучения и типу карьеры продемонстрирована на рисунках 8 и 9, которые показывает, что наиболее подходящими для группы являются творческий, лингвистический и общественно-гуманитарный профили, а также статический тип карьеры, предполагающий стабильность и спокойствие, комфортные условия труда, безопасность и определенность в настоящем и будущем.

Рисунок 8 – Сводные результаты исследования склонности студентов к обучению по комплексу «Профориентатор»

В целом, можно говорить о том, что избранное студентами гуманитарное направление подготовки соответствует их способностям. Отвергается информационно-технологический профиль, который частично соответствует избранному студентами направлению «Издательское дело», предполагающему прикладное использование готовых программ и систем для дизайна, верстки и редактирования текстов.

Респонденты не проявляют активного стремления добиваться нового в профессиональном плане и реализовываться в полной мере на профессиональном поприще. Содержание работы, как и отдача от нее (деньги, статус, развитие) не играют для них существенной роли.

Рисунок 9 – Сводные результаты исследования карьерных предпочтений студентов по комплексу «Профкарьера»

В группе наблюдается мода на отвержение корпоративного типа карьеры, ориентированного на наличие хорошего материального достатка, статуса. Студентам важнее, чтобы работа носила увлекательный, творческий характер была бы интересной по содержанию, нежели престижной.

Рекомендации по развитию студентов, выявленные при помощи комплекса «Профориентатор» во время тестирования на 1 курсе обучения представлены на рисунке 9.

Рисунок 9 – Сводные рекомендации по развитию студентов

(комплекс «Профориентатор»)

Из рисунка видно, что в начале обучения наиболее частыми являлись рекомендации по развитию:

мотивационной сферы – расширение круга интересов;

интеллектуальных способностей;

навыков общения с целью повышения коммуникабельности;

лидерских качеств – повышение инициативности;

навыков эмоциональной саморегуляции с целью повышения эмоциональной стабильности и снижения тревожности.

Позднее, на 3 и 4 курсах обучения в процессе тестирования по комплексу «Профкарьера» были определены области для психокоррекционных мероприятий (рисунок 10), необходимые для успешной самореализации студентов в привлекательных профессиональных сферах.

Рисунок 10 – Сводные рекомендации по развитию студентов

(комплекс «Профкарьера»)

Наиболее часто рекомендовалось развитие навыков самоорганизации с целью повышения эффективности управления временем.

Сопоставление рекомендаций по развитию на первом и старших курсах, показывает, что в процессе обучения и личностного развития, студенты направления «Издательское дело» приобрели навыки саморегуляции и уверенности в общении, стали продуктивнее справляться со стрессом. Таким образом был реализован развивающий подход к профессиональной ориентации, позволяющий достигнуть максимальной эффективности после проведения диагностики в начале обучения [3, c. 139].

Также был проведен сравнительный анализ характеристик студентов направления «Издательское дело» на разных курсах при помощи непараметрического U-критерия Манна-Уитни (расчёта представлены в Приложении) для выявления различий по следующим блокам: «Интересы», «Профессиональные интересы», «Склонность к обучению», «Тип карьеры», «Личностные характеристики», «Личность», «Интеллект», «Жизненные установки», «Мотивация».

В итоге, не было выявлено статистически значимых различий, что может говорить о стабильности данных характеристик, у студентов в целом сложилось определённое отношение к своему профессиональному будущему. Ими успешно пройдена стадия адаптации в процессе профессионального обучения; интенсификации, заключающейся в развитии общих и специальных способностей, эмоционально-волевой регуляции; стадия формирования профессиональной идентичности.

При этом некоторые характеристики студентов (например, высокая ориентация на импровизацию, отвержение информационно-технологического профиля, низкий интерес к знаку) могут обуславливать трудности в овладении такими профессиональными компетенциями, как способность использовать информационные технологии и программные средства обработки информации в издательской деятельности, работать с большими массивами информации.

Таким образом, в ходе тестирования были выявлены приоритетные направления профессиональной деятельности и карьерные интересы студентов, мотивы, способности и личностные особенности, способствующие развитию профессиональной карьеры.

Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод о том, что студенты направления «Издательское дело» ШИГН ДВФУ обладают компетенциями специалистов гуманитарного профиля, а именно:

Общекультурными компетенциями – способны к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способны работать в коллективе.

Общепрофессиональными компетенциями – способны использовать современные языковые нормы и правила в практике редактирования.

Профессиональными компетенциями – способны понимать сущностные характеристики произведения и издания, совершенствовать содержание и форму литературных произведений; осуществлять проектную деятельность.

Следует отметить, что полученные в ходе исследования результаты в целом соотносятся с результатами исследований студентов гуманитарных направлений, что в основе профессионального самоопределения студентов лежат в большей степени прагматичные установки. Кроме того, по мнению некоторых ученых, профессиональное самоопределение студентов в процессе учебы носит неустойчивый характер и не определяет стратегию дальнейшего профессионального развития. Значительная категория студентов рассматривает полученную профессию как трамплин к дальнейшей смене профессиональной сферы деятельности [6, c. 403]. Так, студенты направления «Издательское дело» наиболее ориентированы на творческий тип профессий, карьерное развитие, связанное с инновационной и творческой деятельностью.

Библиографический список

Валитова, Е.Ю., Стародубцев, В.А. Профессиональное самоопределение бакалавра: педагогическая поддержка // Высшее образование в России. – 2016. – №7. – С. 143-151.

Дикова, В.В. Карьерное консультирование – инструмент прогнозирования профессионального будущего // Профессиональное образование и рынок труда. – 2016. – №2. – С. 24-27.

Карташова Е.И. Современная система профессиональной ориентации // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2016. – №2 (11). – С. 138-140.

Кондратенко З.К., Арзамасцева Н.Г. Профориентационное консультирование как вид психологического консалтинга в образовательном учреждении // Вестник Марийского государственного университета. – 2018. – №2 (30). – С. 25-31.

Чернухина Е.Е., Мартынова Е.В. Профессиональное самоопределение современной студенческой молодежи // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – №4. – C. 399-404.

Приложение

Таблица 1 – Результаты применения U-критерия Манна-Уитни

Блок/шкала

U Манна-Уитни

Асимптотическая значимость

(2-сторонняя)

Точная знч.

[2*(1-сторон. знач.)]

Интересы

Техника

54,50

0,51

,522b

Наука

58,50

0,69

,693b

Искусство

64,00

0,95

,976b

Общение

63,00

0,90

,927b

Бизнес

49,00

0,32

,343b

Знак

50,50

0,37

,376b

Природа

60,50

0,78

,784b

Риск

48,00

0,29

,313b

Личностные характеристики

Активность

61,50

0,83

,832b

Согласие

38,50

0,10

,101b

Самоконтроль

56,50

0,59

,605b

Эмоц. стабильность

45,00

0,21

,232b

Интеллект

Вычисления

57,00

0,62

,648b

Лексика

44,00

0,19

,208b

Эрудиция

50,00

0,34

,376b

Зрительная логика

57,50

0,63

,648b

Абстрактная логика

64,50

0,97

,976b

Внимание

52,00

0,41

,446b

Общий балл

65,00

1,00

1,000b

Склонность к обучению

Инженерный

56,00

0,58

,605b

Физико-матем.

61,50

0,83

,832b

Естественнонауч.

63,50

0,93

,927b

Естеств.-технолог.

63,50

0,93

,927b

Творческий

57,00

0,62

,648b

Лингвистический

63,00

0,90

,927b

Обществ.-гуманитар.

57,50

0,64

,648b

Финанс.-экономич.

61,00

0,80

,832b

Информ.-технолог.

58,00

0,66

,693b

Жизненные установки

Активная целеустр.

36,50

0,07

,077b

Творческая свобода

57,00

0,62

,648b

Ответственность

53,50

0,47

,483b

Профессиональные интересы

Менеджер

32,00

0,04

,042b

Предприниматель

64,50

0,98

,976b

Коммуникатор

56,50

0,60

,605b

Инноватор

52,00

0,42

,446b

Специалист

45,50

0,23

,232b

Функционалист

63,50

0,93

,927b

Аналитик

44,50

0,20

,208b

Администратор

42,50

0,16

,166b

Мотивация

Достижения

43,50

0,18

,186b

Внешняя

61,50

0,83

,832b

Интерес

51,00

0,38

,410b

Определенность

58,00

0,66

,693b

Комфорт

36,50

0,07

,077b

Творчество

40,50

0,13

,131b

Деньги

58,50

0,68

,693b

Взаимоотношения

54,50

0,51

,522b

Преодоление

51,50

0,40

,410b

Престиж

43,00

0,17

,186b

Личность

Экстраверсия

55,00

0,53

,563b

Мышление

54,00

0,49

,522b

Интуиция

36,00

0,07

,077b

Планомерность

49,50

0,33

,343b

Доминантность

53,50

0,47

,483b

Соцжелательность

31,00

0,03

,036b

Тип карьеры

Профессиональный

42,50

0,16

,166b

Творческий

42,50

0,16

,166b

Предпринимательский

56,50

0,60

,605b

Корпоративный

41,00

0,14

,148b

Статический

43,00

0,17

,186b

a. Группирующая переменная: курс.

b. Отсутствуют статистически значимые различия.

Просмотров работы: 17