К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Маркова О.В. 1, Пшеничнова И.В. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире проблема девиантного поведения молодежи как никогда актуальна и носит масштабный характер. Практически каждый день из средств массовой информации можно услышать о том, что подростки совершают различного рода правонарушения, вплоть до деяний, которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации.

Девиантное поведение от латинского слова «deviation» – «отклонение». Девиантное поведение – это поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, преступное или аморальное; результат асоциального развития личности, воздействия на неё неблагоприятных социальных ситуаций, наложения негативных социальных факторов на «слабые места» личности.

В отечественной психологии проблемами девиантного поведения занимались М.И. Аникеев, О.Л. Кочетков, А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский и другие учёные.

«Девиантность – проявление нарушенности социальной регуляции поведения, дефективности психической саморегуляции», – такое определение девиантному поведению дают М.И. Аникеев и О.Л. Кочетков [1, с. 52].

Ученые А. В. Петровский и М.Г. Ярошевский трактуют определение девиантного поведения следующим образом: «Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам» [1, с. 55]. Они отмечают, что в происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребности личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Первые проявления отклоняющегося поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, которая обусловлена разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии. Можно выделить следующие группы факторов, приводящих к девиантному поведению:

психобиологические факторы: наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности;

социальные факторы: особенности семейного воспитания; окружающий социум; влияние СМИ;

личностные факторы: нарушение эмоциональной сферы; искажение Я-концепции; искривленность когнитивной сферы.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают несколько разновидностей девиантного поведения:

асоциальное – данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, которые угрожают благополучным межличностным отношениям. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, девиациями сексуального характера, игроманией, бродяжничеством и т.п.;

антисоциальное, или делинквентное поведение. Это поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия или же их отсутствие напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными актами;

аутодеструктивное – проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения может выражается по-разному, например, через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни [2, 3].

Важность профилактики девиантного поведения связана, в первую очередь, с прямой зависимостью девиантного поведения подростков и преступности в обществе. Программы профилактики девиаций подростков должны помочь им сформировать должный уровень социально-психологической компетенции. Подростки, в отличие от детей, уже способны осознавать границы дозволенного и правильно выбирать пути решения их проблем. Профилактика девиантного поведения помогает молодежи научиться решать свои проблемы общепринятыми, законными методами и способами.

К профилактическим методам девиантного поведения относят:

психологические тренинги;

воспитательные беседы и лекции;

образовательные программы [4].

Воспитательные беседы – это первое, что следует сделать, когда речь идет о профилактике девиантного поведения. Как мы знаем, данное поведение не возникает само по себе. В силу подросткового периода у несовершеннолетних имеется больший процент к данному поведению, однако нельзя забывать тот факт, что иногда взрослые сами создают такую атмосферу, в которой захотелось бы вести себя конструктивно. Родители и педагоги должны всячески способствовать формированию у детей правильной картины мира. В этом и состоит профилактика девиантного поведения. Данный способ хорошо помогает, но если он проводятся своевременно. Если ситуация зашла слишком далеко, то речь уже будет идти не о профилактике, а коррекции девиантного поведения.

Предупреждение зависимостей. Больше всего склонностей к девиантному поведению имеется у тех подростков, которые по тем или иным причинам оказались в ситуации зависимости. В школах и других образовательных учреждениях должны проводиться соответствующие мероприятия, показывающие разрушительное воздействие алкоголя и наркотических веществ. Нужно не просто запрещать курить, но еще и объяснять, какие именно последствия могут быть от приема токсических веществ. Сама профилактика сводится не к запугиванию, а формированию здоровой жизненной позиции, умению противостоять соблазнам.

Образовательные программы. Они четко информируют подростков о всевозможных последствиях необдуманных действий. Как правило, отклоняющееся поведение, характеризуется неспособностью найти себя в этом мире, неблагоприятными жизненными условиями и тяжелыми семейными обстоятельствами. В этом случае образовательные программы должны оказывать специальное профилактическое влияние на сознание подрастающего поколения. Профилактика девиантного поведения необходима для формирования положительного образа «Я», для того, чтобы молодые люди научились уважать себя как личность.

Психологические тренинги. Тренинги направлены на минимизацию конфликтных ситуаций, снижение эмоционального напряжения. В качестве профилактики девиантного поведения они подходят идеально. Психологические тренинги необходимы в тяжелых жизненных ситуациях, когда личность самостоятельно не может увидеть выхода.

Таким образом, профилактика девиантного поведения – это необходимая мера по предупреждению в социальных образовательных учреждениях (например, школе, училищах) отклоняющегося поведения. В результате профилактики можно устранить причины девиаций подростков, снизить уровень преступности в раннем возрасте и содействовать благополучной социализации подростков.

Изучение проблемы девиантного поведения подростков мы прводили на базе МБОУ «Пестяковская средняя школа» (Ивановская область). Для диагностирования причин девиации подрастающего поколения была использована методика, разработанная Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» (Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), Орел А.Н.

Результаты показали, что по 1 шкале 51% учащихся готовы представить себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности. По 2 шкале 36% подростков предрасположены к преодолению каких-либо норм и правил, также склонны к отрицанию общепринятых норм и правил, ценностей и образцов поведения. По 3 шкале готовы реализовать аддиктивное поведение 27% человек. 4 шкала показывает склонности к самоповреждению и саморазрушению – 33% подростков. По 5 шкале 13 человек, то есть 39% обучающихся, склонны к агрессии и насилию. 60% опрошенных показали, что они склонны контролировать свои эмоции и чувственные влечения. И последняя шкала показала, что у 45% обучающихся имеется «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в их жизни.

Также в ходе исследовательской работы удалось изучить личные дела подростков и на их основе провести анализ их «жизненной ситуации». Результат показан на диаграмме (рис. 1.):

Рис. 1. Контингент обучающихся 10-11 классов.

Анализ показал, что у 70% обучающихся 10-11 классов (23 человека) не наблюдается девиантное поведение, 30% обучающихся имеют стойкое отклоняющееся поведение, 25% подростков (8 человек) стоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних и 45% учеников живут в «асоциальных семьях».

Семья, в частности родители являются очень важным участником профилактического процесса. Конфликтные ситуации, непонимание между детьми и родителями могут явиться причиной возникновения зависимостей у детей (употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ), а также и суицидальных намерений. Работа с семьей должна быть направлена на формирование ее ресурсов, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения.

Предлагаем рекомендации по ведению диалога взрослых (в частности – родителей) с подростками:

1.Принимайте подростка таким, как он есть.

2.Верьте в его силы, поддерживайте, сопереживайте.

3.Не бойтесь задавать вопросы, выслушивайте, обсуждайте.

4.Проявите внимание к проблемам подростка.

5.Подчеркивайте временный характер проблемы, все когда-нибудь проходит.

6.Создавайте ситуации успеха.

7.Используйте положительную лексику.

8.Ищите решение проблемы вместе с ребенком.

9.Находите положительные моменты в ситуации (это новый опыт).

10. Для создания атмосферы доверия, попросите подростка о помощи.

11.Учите правильно переживать неудачу.

12.Создайте такую атмосферу в доме, чтобы ребенку хотелось туда возвращаться

13.Не бойтесь говорить ребенку, как сильно Вы его любите и нуждаетесь в нем.

Список использованной литературы

Беличева С.А. Основы превентивной психологии – М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.

Коваль В.В. Патологические формы девиантного поведения у детей и подростков / В. В. Коваль. – Москва, 1986. – 335 с.

Ломброзо Чезаре. Преступный человек. – Милгард. 2005[Элекронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.ru/review/view/140647/

Павленок, П. Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред.П. Д. Павленок А. А.. — 3-е изд., испр. и доп.М.: ИНФРА-М, 2006. — 560 с.

Понятие и типы девиантного поведения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://helpiks.org/4-81729.html

Просмотров работы: 22