НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Карелин М.Н. 1, Рамазанов Д.И. 1
1РЭУ им.Плеханова Ивановский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации, обнаружение форм и методов управления экономической безопасностью региона является актуальной задачей обеспечения независимости национальной экономики, поддержки ее стабильного существования и развития, а также возможности непрерывно обновляться. Одной из потребностей, необходимых для повышения экономической безопасности региона является предоставление субъектам Российской Федерации возможности самостоятельно и независимо управлять финансовыми, промышленными и природными ресурсами, а также осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Это обеспечит наилучшее развитие собственной экономической базы в каждом субъекте Российской Федерации.

Стоит отметить, что на экономическую безопасность региона влияют такие факторы, как самоокупаемость территории, самообеспеченность и самофинансирование.

Уровень самообеспеченности складывается из показателей природных, трудовых и производственных ресурсов, уровня развития научного потенциала субъекта, существования на территории крупных предприятий, которые производят конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом на общероссийском рынке[3, c.116].

Торговое сальдо ввоза-вывоза региональной продукции, включая внешнеэкономические связи, должно быть стабильно положительным.

Высокий показатель самообеспеченности экономики субъекта РФ позволяет ему проводить самостоятельную экономическую политику, которая направленна на повышение экономической безопасности региона.

Обеспечение самофинансирования экономики региона осуществляется благодаря следующим мероприятиям:

проведению финансовой, кредитной, налоговой и ценовой политики;

развитию фондового рынка;

установлению межбюджетных отношений с федеральным центром, учитывая специфику региона;

разработке эффективных инструментов государственного регулирования инвестиций и инноваций;

увеличению объемов конкурентоспособной экспортной продукции;

повышению доходов населения.

Алгоритм привлечения иностранных инвестиций должен способствовать реальному инвестированию финансовых и материальных ресурсов в региональную экономику, а не создавать условия, при которых национальное богатство РФ скупается за копейки. Поэтому меры по привлечению иностранных инвестиций в региональную экономику должны регулироваться таким образом, чтобы соблюдались национальные интересы и иностранные компании не могли осуществлять контроль над основными секторами региональной экономики, вложив в них свои средства.

На самоокупаемость региона влияет доход, который получают хозяйствующие субъекты региона, ведущие коммерческую деятельность в рыночных условиях.

Для того, чтобы обеспечить расширенный процесс воспроизводства, возместив затраты и максимально увеличив прибыль, многие организации объединяются в взаимосвязанные хозяйствующие комплексы.

Для эффективного повышения уровня экономической безопасности региона, необходимо обеспечить следующие условия[5, c.24]:

Экономическую самостоятельность;

Стабильное и постоянное развитие региональной экономики;

Обеспечение непрерывного роста региональной экономики.

Таким образом, экономическая безопасность включает три важнейших элемента:

Экономическую независимость. Экономическая независимость региона отражает степень его обеспеченности экономическими (в основном- финансовыми) ресурсами, которые позволяют ему осуществлять независимую экономическую политику и самостоятельно разрабатывать формы и методы управления состоянием своей социально-экономической безопасности.

Стабильное и постоянное развитие региональной экономики - это способность экономики региона противостоять различным воздействиям, быстро восстанавливать свое первоначальное состояние или переходить на более высокую ступень развития, неуклонно повышать уровень жизни населения и обеспечивать непрерывное расширенное воспроизводство территориально-хозяйственного комплекса.

Постоянный рост региональной экономики поддерживается на основе научно-технического прогресса, внедрения прогрессивных форм и методов организации труда, разработки эффективных инструментов регулирования инвестиций и инноваций, обеспечения безопасного уровня жизни населения региона.

В целях повышения социально-экономической безопасности региона, была разработана Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области». Важной особенностью этой программы была ее направленность на повышение инвестиционной активности и улучшение инвестиционного климата. Уровень этих показателей напрямую связан с уровнем социально-экономического развития области.

Повысить социально-экономическую безопасность возможно посредством целенаправленной государственной политики:

1) Производственная политика: используя имеющийся научно-технический потенциал области, обеспечить устойчивый экономический рост, ведущий к новому качественному этапу в развитии всего народнохозяйственного комплекса региона. Это означает не только глубокую структурную перестройку, но и поддержание соответствия техногенных, природных и социальных факторов человеческой деятельности. Новые правила и гарантии, охраняемые и защищаемые государством, должны быть закреплены в кодексе законов, особое внимание следует уделить социальной защите работающих инвалидов, ветеранов, молодых начинающих работников, беременные женщины, устанавливая более низкие нормы выработки и другие льготы.

2) Политика занятости. Она включает в себя осуществление следующих мероприятий:

создание программ развития отраслей народного хозяйства, основываясь на выбранной модели экономического развития, и последующая оптимизация структуры занятости, проявляющаяся в создании дополнительных рабочих мест, снимающих социальную напряженность в регионе[1, c.63].

Принятие государственной программы развития и поддержки малого предпринимательства, что поспособствует созданию новых рабочих мест.

Акцентирование внимания на новой концепции регулирования занятости, которая должна основываться на принципе активного влияния на процессы, определяющие ситуацию в сфере занятости населения Ивановской области. Для этого необходимо реализовать комплекс мер:

Обеспечить помощь государства росту инвестиционной активности и созданию на этой основе новых рабочих мест, благодаря выборочной структурной политики;

Снизить фактическое предложение рабочей силы, основываясь на более широком развитии государственных и негосударственных служб переподготовки и повышения квалификации.

Важно отметить, что реализация гибкой финансово-кредитной, институциональной, структурной политики, направленной на предупреждение и сдерживание безработицы, усиление социальной защиты трудовых прав граждан, расширение возможностей трудоустройства для социально уязвимых слоев населения в условиях резко усиливающейся конкуренции на рынке труда – является важным фактором повышения экономической безопасности региона.

3) Политику в сфере доходов населения, в соответствии с выбранной моделью развития, необходимо направить ​​на повышение высокопроизводительного труда, обеспечения социальной защиты и улучшения жизни людей. Необходимо провести переработку системы оплаты труда. На первом этапе необходимо постепенное приближение минимальной заработной платы, пенсий, стипендий, надбавок к показателю прожиточного минимума. В то же время необходимо законодательно закрепить положение о том, что размер этих выплат не должен быть ниже прожиточного минимума, что послужит основой для расчета роста заработной платы. Прожиточный минимум не способен выполнять основную функцию – обеспечивать нормальное воспроизводство рабочей силы и поощрение работника, для более эффективной работы. Поэтому его можно использовать в качестве ориентира на короткий срок[4, c.61].

В будущем, в процессе реализации социальной политики, минимальный потребительский бюджет должен выступать в качестве социально-экономической нормы, принятой законодательно, которая могла бы обеспечить нормальное воспроизводство рабочей силы. В связи с ростом потребительских цен и отставанием в минимальных доходах, необходимо предусмотреть предоставление гражданам различных форм индексации доходов.

Целью индексации является поддержание реального содержания денежных доходов населения на уровне социально-экономических гарантий, которые были установлены государством[2, c.91].

В Ивановской области, в соответствии с выбранной моделью развития, приоритетами государственной экономической политики являются:

Реализация полного спектра доступных мер (бюджетных, кредитных, налоговых), для уменьшения темпов спада производства и его стабилизации на максимально возможном уровне сохранения высокотехнологичных отраслей;

Повышение роли государства в перестройке экономики, использование бюджетных средств для развития высокотехнологичных и базовых отраслей, обеспечивающих максимальную эффективность инвестиций, влияющих на экономическую безопасность региона.

Целенаправленное формирование организационных, правовых и институциональных условий для повышения инвестиционной активности предприятий всех форм собственности;

Постоянное ограничение роста цен при переносе основных усилий по борьбе с инфляцией спроса на противодействие инфляции издержек, которые, как и в дореформенный период, остаются основной составляющей роста цен [6, c.120];

Создание условий для использования кредитных ресурсов как источника финансирования капитальных вложений, совершенствование механизма направления банковских вложений в производственный сектор;

Развитие рынка ценных бумаг, совершенствование нормативно-правовой базы операций с ценными бумагами;

Сокращение бюджетных расходов и рационализация их структуры за счет повышения эффективности их использования.

В целом безопасность социально-экономического развития конкретного региона, наряду с общими закономерностями развития национальной экономики страны, отличается особенностями, определяемыми долей конкурентоспособной продукции базовых отраслей в общем объеме продукции государства, уровнем развития экспортного сектора экономики региона, а также наличием ресурсного потенциала, в том числе научного, уровнем доходов населения.

Таким образом, предоставление регионам независимости в распоряжении финансовыми, промышленными и природными ресурсами, ведении внешнеэкономической деятельности и использовании эффективных форм и методов государственного регулирования территориально-хозяйственного комплекса, является необходимым условием обеспечения экономической безопасности региона.

Одной из главных задач органов государственной власти в управлении социально-экономической безопасностью региона является использование инструментов прогнозирования. Развитие натурально-стоимостного (межотраслевого) баланса ресурсного обращения региона и построение на его основе прогнозных сценариев позволяет определить оптимальные прогнозные оценки изменений уровня и структуры территориально-хозяйственного комплекса, способствующих обеспечению внутреннего равновесия, стабильности и безопасности экономики региона.

Контроль за развитием социально-экономической безопасности региона осуществляется посредством разработки прогнозов и программ социально-экономического развития. Не менее значимой является оценка экономического потенциала региона, которая является отправной точкой для формирования научно обоснованной концепции устойчивого развития области. Отправной точкой для разработки программы социально-экономического развития региона является прогнозирование. Оно учитывает различные сферы жизни области: демографию, ресурсный потенциал, в том числе природные ресурсы, потребительский спрос, динамику производства по отраслям и районам, научно-технический прогресс и результаты добавления его достижений в экономику[1, c.317].

Сводный экономический прогноз, характеризующий макроэкономическую ситуацию в регионе в общих чертах, темпы и основные пропорции экономического развития, завершает прогнозную работу. Проблема состоит не в том, чтобы дать простое изложение возможностей будущего развития, а в том, чтобы нацелить процедуру прогнозирования на выбор обоснованного устойчивого социально-экономического развития региона. Для этих целей необходимо сформировать целостную модель воспроизводственного процесса экономики региона и на ее основе определить взаимно сбалансированную систему основных параметров социально-экономического развития, обеспечивающую преодоление негативных последствий реформ и гарантирующую эффективность социально-экономического развития региона.

Список литературы

Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: Учебное пособие – 2015г. –351с.

Манохина Н.В. Экономическая безопасность: Учебное пособие – 2018г.-224c.

Маилян С.С. Экономическая безопасность: Учебник -2018г. - 320c.

Рамазанов Д.И. Инфляция и доходы: динамика взаимодействия, анализ номинальных и реальных показателей // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016г. № 4 (48). С. 58-62.

Родионова Л.Н. Экономическая безопасность: концепция, стандарты. Учебное пособие – 2019г. - 32c.

Рамазанов Д.И. Неэкономические факторы инфляции.// Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015г. № 3 (43). С. 117-121.

Просмотров работы: 707