ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Якубов А.А. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях начала третьего тысячелетия формируется новаямодель международного бизнеса в мировой экономике. Она представляет собой целостную систему многомерных экономических взаимозависимостей,основанных на сложном сочетании международной конкуренции, кооперации и партнерства на микро- и макроуровнях.

Данная система характеризуется рядом признаков. Во-первых, это инновационная сетевая организация экономики, в которой новые технологии, инновации становятся решающими факторами экономического роста.

Во-вторых, информационно-сетевое взаимодействие субъектов предпринимательства с использованием сети Интернет приводит к их быстрой адаптации сучетом динамичных изменений конкурентной среды.

В-третьих, появляетсяизменяющаяся, масштабная, агрессивная конкуренция, которую многие исследователи называют гиперконкуренцией.

В ХХI веке можно говорить о возникновении нового вида конкуренции —гиперконкуренции или инновационной конкуренции, цель которой заключается в получении запрограммированных выгод и эффектов. Она включает новые методы воздействия на цели, мотивы, интересы, потребности, экономическое поведение партнеров, конкурентов, потребителей. Все большую роль вконкурентной борьбе играет инновационный потенциал, способность постоянно развивать компанию, непрерывно обновляя, диверсифицируя ее деятельность в ассортиментном, а также географическом направлениях. Конкурентоспособность инновационных товаров и услуг становится главным фактором успеха деятельности, как национальных государств, отраслей, корпораций, так и отдельных инноваторов.

Современная конкуренция приобретает характер бескомпромиссной борьбы между соперниками за выживание, стремление к сохранению суверенитета, ресурсов, финансов, мобилизации всех сил для достижения конкурентныхпреимуществ. Качественно меняются основные концепции, методы, механизмы регулирования экономики и конкуренции как на глобальном, так и нанациональном, отраслевом, локальном уровнях, они становятся более гибкими. Профессор Ю.Б. Рубин, рассматривая сущность конкуренции как института рыночной экономики, отмечает, что «конкуренция является объектомпоследовательной эволюции свободного, не стеснённого никакими ограничениями соперничества, она последовательно эволюционирует к современнымформам институализации. Каждому историческому состоянию рыночнойэкономики соответствует свой тип конкуренции как института рыночной экономики» [1, с. 429].

В XXI веке возникает новый вид конкуренции-гиперконкуренция или инновационная конкуренция. Она включает новые методы воздействия на цели, мотивы, интересы, потребителей. Все чаще национальные государства жесткоконкурируют за новые научные знания, контроль сырьевых ресурсов, инновационные, финансовые средства, собственность на интеллектуальный и информационный капитал [2, с.14]. Различные тактические приемы, моделиконкурентного поведения компаний инновационного предпринимательстваподробно исследованы Ю.Б. Рубиным. Он отмечает, что для инновационноготипа конкурентного поведения субъектов предпринимательства характернанаступательная тактика, которую следует определить, как инновационноенаступление. Ю.Б. Рубин выделяет и анализирует особые стереотипные формы конкурентного поведения таких фирм. Это – инициативность, рискованность, агрессивность и бескомпромиссность. «Уровень агрессивности в конкурентном поведении таких компаний оказывается очень высоким – от обычной агрессии до чрезвычайной, так как эти компании защищают освоенныйими узкий рыночный сегмент/сектор. Осуществление разнообразных приемовконкурентной борьбы может проводиться компаниями и корректно, но общим правилом является их некорректность по отношению к соперникам, многие из которых способны создать фирмам достаточно серьёзные проблемы. Такие предпринимательские фирмы действуют в соответствии с инновационной ролевой функцией хладнокровно и расчетливо». [3, с. 523].

Существует несколько трактовок определения сущности понятия гиперконкуренции известными учеными-исследователями в этой сфере. Так, например, понятие «гиперконкуренция» подробно исследовал профессор Бизнес-школыДартмутского колледжа РичардД’Авени. По его мнению, гиперконкуренцияхарактеризуется «постоянно нарастающим соперничеством в форме быстропоявляющихся товарных инноваций, сокращением времени НИОКР, агрессивной конкуренцией цен и компетентностей и экспериментированием с новыми подходами к обслуживанию покупательских способностей»

Р. Д’Авени использует термин «гиперконкуренция» для описания отраслевой окружающей среды, характеризующейся интенсивными и быстрымидействиями конкурентов, когда соперники должны действовать молниеносно, чтобы получить рыночное превосходство и разрушить преимущества своихконкурентов. Отмечая сущность гиперконкуренции, Д’Авени пишет, что современный мир вступил в новую эругиперконкуренции, которая обеспечивает сдвиг от медленно движущихся стабильных олигополий в направленииконкурентной среды, характеризующейся значительными, ударными темпамиразвития крупных компаний, способных на гиперконкуренцию. По его мнению, их целью является построение своей деятельности, таким образом, какесли бы для входа на эти рынки не было бы никаких препятствий. Д’Авениутверждает также, что конкурентное преимущество, которым обладает компания, уже не является устойчивым на длительных отрезках времени. Оно постоянно создается, подвергается эрозии, уничтожается и вновь создается путем стратегического маневрирования.

Профессор Базельского университета, доктор политологии Манфред Брун исследуя гиперконкуренцию, акцентировал внимание на создании такой ситуации, когда субъекты все в большей степени подвергаются совокупномувоздействию ранее изолированных друг от друга конкурентных факторов.Это, в свою очередь, ведет к возникновению многоаспектной динамичной иагрессивной конкуренции. [5, с.104]. М. Брун выделяет несколько отличительных признаков гиперконкуренции. Так, она одновременно может охватывать множество аспектов: издержи, качество, инновационные, креативныеидеи, «ноу-хау», финансовое положение. В условиях гиперконкуренции менеджмент не может сосредотачивать усилия только на одном из конкурентных параметров, все их необходимо учитывать комплексно.

Предприятия должны также принимать во внимание многоаспектный характер гиперконкуренции. Она может проявляться на разных уровнях: на товарных рынках, на финансовых рынках, между разными субъектами предпринимательства, в составе объединений, альянсов предприятий, в условиях,когда фирма соперничает с конкурентами не в одиночку, а заключив партнерское соглашение с другими производителями, поставщиками, партнерами, торговыми посредниками и др. Многоаспектность гиперконкуренции проявляется так же в том, что фирма на конкретную ситуацию на разных рынкахреагирует по-разному. Конкурентное поведение предприятий в различных ситуациях может быть наступательным, оборонительным, изоляционистским.

Одним из признаков гиперконкуренции является возрастающая агрессивностьучастников конкурентной среды бизнеса. Поведение предприятий становитсяменее миролюбивым. Осуществляются прямые атаки лидеров для ослабленияконкурентов, причем часто с нарушением существующих норм и правил.

Всовременных условиях, когда рынки приобретают глобальный характер, проблема антимонопольного регулирования деятельности крупных корпорацийприобретает особое значение. Если раньше деятельность антимонопольныхведомств была традиционно нацелена на защиту конкуренции между компаниями на национальном рынке, то теперь им все чаще приходится сталкиваться со случаями, когда условия конкуренции на национальных рынкахнарушаются в результате сделок крупных транснациональных корпораций.

Вслед за выработкой нового видения и идентификацией новых возможностей компания, ориентированная на гиперконкуренцию, должна продемонстрировать способность манипулирования рынком через скорость и неожиданность действий. Скорость и своевременность выхода на рынок дает важные преимущества первопроходца, но и непредсказуемость поведения критически важна для успеха. Так как логическая последовательность действий делает фирму предсказуемой, ей лучше вести себя нелогично [3, c. 36].

Уникальный набор профессиональных компетенций такой фирмы обеспечиваетей конкурентные преимущества перед соперниками.

Гиперконкуренция как состояние, когда изменения правил игры для конкурентов происходят так стремительно, что лишь наиболее гибкие и «проворные» организации способны выжить в этих условиях [2, с. 69], вынуждаеткомпании постоянно изобретать все новые конкурентные преимущества, асами компании превращаются в некий генератор различительных характеристик. Основные качественные и количественные изменения в конкурентнойборьбе требуют организационных перемен.

Итак, менеджменту предпринимательских структур в условиях гиперконкуренции и практической невозможности точно прогнозировать ситуациинеобходимо сосредоточивать усилия на системе конкурентных параметров,учитывая их одновременно и в связи друг с другом. Для поддержания своейконкурентоспособности компании вынуждены вести непрерывнуюборьбу заобновление продуктов с более низкими издержками и более совершеннымипотребительскими свойствами на основе новейших технологий, инновационных разработок и быстрого обновления производственных мощностей. Вовлеченность субъектов в глобальный рынок с неизбежностью порождает новые формы их рыночного поведения и приемы конкурентной борьбы за сохранение, и расширение своей доли рынка. И основным конкурентным полемявляются производственные и управленческие технологии. Понимание природы движущих сил гиперконкуренции способствует выявлению факторовуспеха, определению и использованию новых методов управления организацией.По своим важнейшим признакам гиперконкуренцияблизка к введенномуЙ. Шумпетером понятию «созидательное разрушение рынка». Вводя в оборотэто понятие, Й. Шумпетер подчеркивает, что инновации, технологии, рост безмалейших сожалений и колебаний сметают со своего пути устаревшие технологии. В отсутствие созидательного разрушения общество обречено на застойи отказ от повышения уровня жизни, предполагаемого научно-техническимпрогрессом. Экономическое развитие вращается около инноваций. Новыекомбинации факторов позволяют снизить производственные расходы. Прибыль полу чает тот, кто раньше других использует нововведения. Когда женововведения достаточно распространены, производственные затраты выравниваются, прибыль исчезает. Старые продукты и прежние формы организации вытесняются новыми, возникает процесс «созидательного разрушения».

Реализуются новые комбинации факторов, избыточные сбережения направляются в развитие научно-технического прогресса. Фирмы приспосабливаются к новым условиям. Основной импульс происходит от новых потребительских благ, новых методов производства и транспортировки товаров на новыерынки и новые формы экономической организации компании. При этом Й.Шумпетер признает также, что, по крайней мере в некоторых случаях можноговорить и о развитии старых направлений, движение по которым перегораживается «шлагбаумом» научно- технического прогресса не менее эффективно, чем он разрушает старые продукты, технологии, несомненно во многомуступающие приходящим на их место.

Инновации, как известно являются основой экономического роста, так какстимулируют инвестиции, а инвестиции –спрос на новые разработки, технологии. Это позволяет экономике выдвигать новые требования к технологиям, стремится к расширению существующих рынков сбыта. Все это способствуетросту реальной конкурентоспособности. Новые креативные идеи, радикальные инновации развивают компании, осуществляющие НИОКР, использующие в своей деятельности знания, защищенные патентами, имеющие партнерские отношения с известными в мире научно-исследовательскими центрами, занимающимися инновационными проектами.

Таким образом, в современных условиях ускорения разработки и внедрения инноваций в высоко-технологичных отраслях экономики можно говорить о возникновении конкуренция нового типа –инновационнойгиперконкуренции, в полной мере, обладающей признаками шумпетеровской конкуренции, основой которой является процесс созидательного разрушения. Количество новых рынков, отраслей, производств, где такая конкуренция происходит, постоянно и непрерывновозрастает.

Cписок литературы:

1. Брун М. Гиперконкуренция: характерныеособенности, движущие сил ы и управление // Проблемы теории и практики управления. - 2018.-№3.-104 с.

2. Дятлов С. Инновационная гиперконкуренция как фактор развития экономической системы// Экономист —2017. —№5. —69—6с.

3. Мэтьюз Р, Агеев А, БольшаковЗ. Гиперконкуренци я // Экономические стратегии —2017. —№4. —36—1 с

4. Шумпетер Й. Теория экономического о развития: Исследование предпринимательской прибыли капитала, кредита процента и цикла конъюнктуры М: Прогресс 2012. —455 с

5. РубинЮ.Б. Конкуренция упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе М: Марке т Д С 2017. С 429.

6.Таболова Е.А., Цогоева М.И. Динамика и перспективы развития современной международной торговли туристическими услугами. Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 1. С. 238-246.

Просмотров работы: 121