СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ

Чупанова Х.Р. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В результате перехода России к рыночным отношениям понятие «маркетинг» употребляется в разных аспектах. Многие его определяют как вид деятельности, направленный на изучение рынка товаров и услуг, удовлетворениепотребностей общества и максимизация прибыли. В ходе эволюции «маркетинга» как этап его развития логически появился социальный маркетинг. Значение социального маркетинга имеет важные позиции в развитии теории ипрактики маркетинга. В последние годы большинство компаний начинаютзаниматься проблемами общества.

Руководители таких компаний заметили, для удовлетворения спроса потребителей, недостаточно просто создать определенный продукт и предложить его рынку. Ведь помимо получения прибыли, руководители стремятся поддерживать деловую репутацию и выглядетьнаилучшим образом в глазах своих потребителей. И для этого необходиморешать проблемы общества, используя для этого инструментарий социального маркетинга.

Термин «социальный маркетинг» был впервые использован в 1971 г. [5].Он обозначал попытку применения принципов маркетинга и его техники длясодействия решению социальных задач, реализации социальных идей, а также в процессе социальных действий. Именно тогда в сферу деятельности организаций все чаще стало вноситься решение различных общественных проблем. Дж. Филкес и М. Брун писали: « Важнее, чем формальные критерии характеристика организации, является её готовность к решению социальных задач, способность организации перестраиватьдеятельность в сферу социального маркетинга. Поэтому для оценки значения социального маркетинга необходимо выявить относительное значение постановки социальных вопросов».

Социальный маркетинг представляет собой работу коммерческих компаний, которая была направлена на одновременное продвижение бренда и социальных ценностей. Он не только занимается изучением, формированием иудовлетворением потребностей покупателей, но вместе с тем разрабатывает, реализует и контролирует социальные программы, направленные на продвижение различных социальных движений, идей или же на реализацию практических действий. Кроме того, социальный маркетинг направлен на привлечение ряды доноров, на убеждение людей заниматься спортом, бросить куритьи правильно питаться и т.д.

Во многих работах, посвященных социальному маркетингу, демонстрируются разнообразные подходы к пониманию его сущности. Авторы работдавали различные названия концепций: социально – этичный маркетинг (Ф.Котлер, И. Алешина), общественно ориентированный маркетинг (А. Тета), социально ответственный маркетинг (А. П. Панкрухин) и т.д.

Специалистами по социальному маркетингу был предложен широкийспектр его определений. В соответствии с этим, невозможно выделить лучшую формулировку термина. Но я, пожалуй, соглашусь с той точкой зрения, что социальный маркетинг – это коммерческая деятельность, в ходе которойкомпания продвигает свой продукт (услугу) и в то же время реализует какой- либо социальный проект, благодаря которому определяется её положительный имидж. Такая деятельность, несомненно, приносит значительные выгодысамой компании, и местным сообществам на территории ее присутствия. Тоесть, иными словами, социальный маркетинг предполагает использованиемаркетинговых технологий не только в коммерческом обмене, но и вобмене, не предполагающем получение прибыли, и соответственно усиление роли потребителя в коммерческом и некоммерческом обмене.

Социальный маркетинг для реализации своих целей располагает разнообразными формами. Одной из форм необходимой для взаимовыгодного сотрудничества бизнеса и социальной сферы является спонсорство. Спонсорство по своей природе обладает очень мощным потенциалом, грамотная иправильная реализация которого позволяет значительно укрепить общественный статус компании и повысить статус продаж.

Спонсорство – это особый вид коммерческих отношений, в результате которых спонсор за предоставление своих ресурсов спонсируемому, получаетот последнего распространение рекламных сведений о своей компании и продукции. Уже сегодня, спонсорство переросло в статус рекламы, и становитсяучастником PR-стратегии компании [4].

На практике можно заметить, что спонсорство по сравнению с любымдругим видом деятельности маркетинга развивается намного быстрее. Этосвязано, прежде всего, с тем, что компании стараются заявить о себе нетрадиционным способом. Раньше если различные рекламные инструменты приносили результат, то в современном маркетинге ощутимого результата практически не видно. Но достичь желаемого отклика от целевой аудитории сегодняможно благодаря спонсорству. Также немаловажное значение имеет выбормероприятия и обеспечение ему надлежащую финансовую поддержку, то результативность спонсорства для компании будет значительно выше, чем любого другого способа продвижения социального продукта (услуги).

На западе компании, занимающиеся спонсорством благотворительных мероприятий, преследуют определенные цели.

Во-первых, участие в благотворительных акциях снижает агрессию и повышает лояльность к компании двух аудиторий, т.е. как со стороны потребителей, так и со стороны властей страны, области или города.

Во-вторых, спонсорство отражает надежность и стабильность компании.

В-третьих, благодаря участию компаний в благотворительных акциях, это

позволяет им улучшить имидж и выглядеть в глазах потребителей наилучшимобразом [6].

Ну и, конечно же, еще один важный фактор – это то, что компания с имиджем станет популярной не только среди широких масс потребителей, но исреди своих собственных сотрудников.

Как известно, социальный маркетинг возник еще в прошлом веке, и основоположником этого процесса считается платежная система AmericanExpress. Компания собирала средства на модернизацию Статуи Свободы.

Статуя Свободы является всемирным произведением искусства, которое нуждается по истечению определенного периода времени в реставрации, так какона находится не в музее, а в открытом пространстве под голубями. Традиционными способами необходимую сумму собрать не удалось, по неизвестнымнам причинам. Поэтому платежная система AmericanExpress поспешила напомощь и объявила, что часть денежных средствс любой платежной операции, которая проходит через их платежную систему пойдет на реставрацию

Статуи Свободы. Отчисляемая сумма измерялась в центах и была незначительна.

Данное мероприятие длилось довольно долго. В результате, которого было решено ряд важных задач. Компания собрала средства для реставрации,причем это была благотворительность за счет клиентов, а не просто за счетприбыли организации. За счет этого, в компании возросло количество расчетов и увеличилось количество участников. Компания заработала имидж социально ответственного имиджа, выросли продажи, предприятие получило прибыль и, к тому же, была отремонтирована Статуя Свободы. На данном примере, можно убедиться, что социальный маркетинг является клиент ориентированным, так как благотворителями могут выступать и сами клиенты.

Наиболее эффективные социальные акции в мире проводит всеми известная компания «McDonald’s». Они создали благотворительный фонд РональдаМакдональда, благодаря которому собираются денежные средства за счётклиентов, помимо того, что они жертвуют много средств за счет своей прибыли. Яркий и успешный пример использования метода социального маркетинга, при участии его клиентов.

Компания «McDonald’s» дает возможность покупателю множество вариантов участия в благотворительности. Продукт, который участвует в акции, может состоять из основной линейки (картошка, гамбургер), а может бытьдополнительным, не характерным для «McDonald’s», только для благотворительной акции. Яркий пример –продажа детских браслетов с цветами российского флага. Браслет можно было приобрести за отдельную сумму, егоцена не входила в стоимость какого-то блюда. С маркетинговой точки зренияэто очень грамотный подход, поскольку дети – это чувствительная к рекламепублика. Для нас не секрет, что сегодня многие рекламные компании частонаправлены именно на детей. Потому что ты обязательно купишь своему ребенку, который очень просит, то, что никогда не купишь себе.

Вышеизложенные примеры относятся к развитию западного маркетинга.

Что же касается России, то можно сказать, что в целом многие отечественныекомпании используют социальный маркетинг, которые занимаются розничной торговлей и имеют дело с конечным потребителем, а не с посредниками.К примеру, в Санкт-Петербурге реализовывали определенный сорт хлеба,и доля прибыли с продаж направлялись в фонд помощи блокадникам. Сразуприходит на ум: хлеб-блокада-Ленинград. Это устойчивая ассоциация дажедля нас, родившихся намного позже войны. Акция прошла с успехом. К примеру, человек приходит в магазин и видит в ассортименте три вида хлеба поодинаковой цене. Один из них помечен яркой этикеткой, благодаря которойчеловек узнает, что рубль из тех денег, которых он заплатит за этот хлеб пойдет в фонд помощи блокадникам. Вероятность выбора этого хлеба покупателем будет велика.

В целом развитие социального маркетинга в России происходит равномерно. Спонсирование благотворительности обеспечивает дополнительныевозможности в повышении деловых контактов, расширение их круга, а такжеулучшение деятельности фирмы, как одной из наиболее эффективных стратегий бизнеса.

Список использованной литературы:

1. Козленко О.Б. Социальный маркетинг в работе благотворительной организации // Социологические исследования. 2014. №11. С. 51-55.

2. Козлова Н.П. Социальный маркетинг - проблема развития // Экономические системы. 2012. №6. С. 40-43.

3. Козлова Н.П. Эффективность спонсорства в социальном маркетинге // Научные труды вольного экономического общества России. 2012. Том 166. С. 434-438.

4. Andreasen A. Marketing social change. San Francisco: Jossey – Bass, 2005.

5. Kotler P. Marketing-Management: Analyse, Plannung und Kotrolle. Stuttgart, 2002. С.717.

6. Сайт «Деловой мир» http://delovoymir.biz – [Электронный ресурс].

Просмотров работы: 249