ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Кадачиева Ф.М. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных экономических реалиях наблюдается тенденция стремительного роста Интернет-торговли. Российский интернет-рынок сравнительно молодой, однако уже сегодня можно отметить его существенный рост. Еще совсем недавно российские потребители не представляли возможным осуществление покупок в режиме «онлайн», а сегодня это становится для них привычным действием. Широкие возможности сети способствуют изменениям и в сфере маркетинга. Развитие услуг, оказываемых через электронную сеть, вносит существенные изменения в технологию продаж, в продвижение товаров к конечным потребителям. На сегодняшний день одним из наиболее быстро развивающихся секторов экономики России является розничная торговля. Она открыта для инноваций, и в связи с этим многие предприятия, осуществляющие деятельность в этой сфере, проявляют особый интерес к инновационным решениям и способам их внедрения. В основе рыночной экономики, в том числе и в сфере розничной торговли, главной движущей силой эволюции и взаимодействия субъектов рынка является конкуренция. Именно то предприятие считается наиболее успешным, которое способно выдержать конкурентную борьбу не только сохранив, но и расширив свои позиции на рынке [2, с. 207]. Наиболее перспективным направлением внедрения инноваций в подобных условиях конкурентной борьбы является создание интернет-сервисов, поскольку глобальная сеть уже сегодня предлагает разнообразные инновационные инструменты, применимые в сфере розничной торговли. Сегодня у многих крупных и средних реальных магазинов есть свои сайты, которые являются для них одним из основных каналов распространения информации о товарах, их ценовых и прочих характеристиках. При этом предприятия могут использовать интернет-технологии для различных целей: для распространения коммерческой рекламы; как средство общения с клиентами; в целях создания собственной информационной сети; как средство коммуникации с его филиалами и подразделениями, а также с поставщиками и клиентами [5, с. 52].

С каждым днем число рядовых покупателей, отдающих предпочтение интернет-магазинам, растет. Осуществляя покупки через электронные каналы, потребитель тем самым значительно сокращает бесполезные усилия, с которыми он сталкивается при осуществлении покупок в реальных магазинах. Сравнивая обычные торговые точки с интернет-магазинами, можно выделить основные конкурентные преимущества последних. Конкурентные преимущества интернет-магазина:

Доступность в любой точке мира

Круглосуточное обслуживание, доставка на дом

Отсутствие очередей и пробок, анонимность

Оплата электронными деньгами

Большой ассортимент и приемлемые цены, бонусы и подарки

Большой объем информации не выходя из дома, неспешность покупки

21 век – век информационных технологий, и сегодня создание интернет- магазина доступно практически каждому. Однако не стоит заблуждаться, считая, что выход в сеть может решить все проблемы предприятия. С каждым годом количество интернет-магазинов растет. Владельцы магазинов должны понимать, что создание сайта еще не предвещает высокой прибыли и успешного ведения бизнеса в сети. Любой созданный интернет-магазин нужно продвигать, используя различные инструменты для привлечения и последующего удержания клиентской аудитории. В связи с этим, большую роль для успешного ведения бизнеса и продвижения товара в сети интернет играет проведение грамотного интернет-маркетинга, который позволит довести всю необходимую информацию о товарах до потребителя. Создание дополнительных каналов информирования потребителей позволит не только повлиять на их выбор, но и соответственно позволит предприятию повысить продажи и увеличить прибыль.

Прежде всего, стоит обратить внимание на традиционные элементы 4P маркетинга-микс применительно к интернет-магазинам: товар (product);цена (price); место продаж (place); продвижение и реклама (promotion).

Товар (product) должен обладать необходимыми потребителям качественными характеристиками и сопровождаться надлежащим сервисным обслуживанием, что обеспечит ему большую конкурентоспособность среди товаров-аналогов, предоставляемых не только другими интернет-магазинами, но и традиционными офлайн-магазинами [6, с 61].

Однако не стоит забывать, интернет способствует тому, что потребителю необходимо сидеть за компьютером, отказавшись от прямого контакта с продавцами, с другими клиентами и, соответственно, с самим товаром. Следовательно, сегментация рынка между онлайн-магазинами и физическими формами торговли обусловлена характеристиками самих товаров, а также профилем потребителей и видами покупок. И в связи с этим, все виды товаров розничной торговли можно условно разделить на товары, которые можно реализовать через электронные торговые точки, и все остальные товары. В настоящее время можно отметить, что наиболее успешно реализуемыми через сеть интернет товарами являются туристические услуги, программы, а также информационные материалы, такие как книги, CD-диски. Они значительно опережают по объемам продаж одежду, продукты питания и бытовую технику. С чем же связано такое различие? Прежде всего, потенциал продажи товара через онлайн-магазины зависит от его характеристик. Во-первых – это мобильность, транспортабельность товара. Реализация более транспортабельных товаров, таких как одежда, обувь, книги и их доставка до потребителя менее проблематична, нежели реализация мебели и бытовой техники. Во-вторых, через интернет намного легче реализовать тот товар, который проще оценить. Такие товары, как книги, CD- диски, различные журналы являются легко идентифицируемыми и их реализация менее проблематична. И, конечно же, электронная торговля значительно уступает традиционным формам торговли при реализации таких дорогостоящих товаров, как недвижимость, транспортные средства, драгоценности по причине их высокой цены, а также символической составляющей. При покупке «редких» товаров потребители зачастую сталкиваются с трудностями, поскольку у высокоспециализированных продуктов зачастую отсутствует достаточная клиентура. Это способствует тому, что реализация таких товаров становится возможной только посредством интернет-магазинов. Таким образом, продавцы такой продукции могут обеспечить концентрацию индивидуального спроса, разбросанного в пространстве независимо от ограниченности торговых площадей [5, с. 52].

На сегодняшний день значительные темпы роста продаж через электронную сеть набирают такие товары как одежда, обувь и аксессуары. По данным российского рынка доля продаж одежды через интернет магазин составляет 62% от общего объема реализованной одежды за 2018 год, обувь составила 25%, а аксессуары – 13%. Меньшая доля продаж обуви в онлайн-режиме обуславливается сложностью подбора размера, а также особенностями индивидуального удобства обуви. Как следствие, процент возвратов по обуви традиционно выше, чем по одежде.

Цена (price) в интернет-магазинах, как правило, ниже, чем в традиционных офлайн-магазинах. Связано это с минимизацией издержек на содержание здания, рабочего персонала, контролем за сохранностью продукции и прочими издержками, с которыми сталкиваются традиционные магазины. Зачастую владельцы онлайн-магазинов стремятся получить конкурентные преимущества за счет установления наиболее низкой цены в своей категории товаров. Как гласит теория менеджмента: «стратегия лучшей цены» может принести выгоду лишь одной компании на данном рынке. И в число таких компаний чаще всего входят крупные магазины, что характерно и в сфере электронной торговли [2, с. 208]. Однако установив цены на определенном уровне однажды, не стоит отбрасывать фактор «цена» на последние позиции, необходимо контролировать и регулярно проводить сравнение с ценами конкурентов как в сфере традиционной, так и сфере Интернет-торговли.

Место продаж (place) в данном случае – это непосредственно сам сайт, который и выступает в качестве точки продаж и одновременно местом размещения рекламы. Здесь важную роль играет графический дизайн сайта, удобство, простота использования. При этом сайт должен быть не только удобным и понятным, но также должен доносить до пользователей всю необходимую информацию. Скорость загрузки, условия оплаты и доставки, качество работы с клиентами, качество изображений и описаний товаров, скорость обработки заявок – все это позволит интернет-магазину привлекать клиентов.

Элемент «Place» включает в себя не только место продаж, но и место, где продавцы размещают рекламу о своей компании и товаре. При этом большое значение имеет как сама реклама, так и сайт, где эта реклама размещается. Дизайн и визуализация сайта в данный момент наиболее актуальны и имеют определяющее значение. Инфографика и регулярная модернизация электронных площадок является частью визуальной революции, которую мы переживаем сейчас. Наибольшую популярность получают такие сайты, как Инстаграмм, Facebook, Twitter, ВКонтакте, поскольку они позволяют благодаря визуализации привлечь большее число пользователей и предполагают большие возможности для их коммуникации. Размещение интернет-магазинов и их рекламирование в социальных сетях имеет ошеломительный успех. Сегодня почти каждый продавец товаров массового потребления имеет свою страничку в соцсетях, наибольшую популярность среди которых имеет Инстаграмм благодаря широкому спектру возможностей представления ассортимента товаров. Актуальным на данном этапе развития розничной торговли является использование такого бизнес формата Интернет-торговли, как мультиканальные фирмы. Особенностью мультиканальных продавцов является сочетание онлайн и офлайн каналов продаж, что характерно для традиционных розничных компаний владеющих многолетним и хорошо выстроенным розничным бизнесом. Для таких фирм электронные каналы продаж являются дополнительными к основным традиционным [4, с. 105].

В Дагестане к мультиканальным продавцам можно отнести такие торговые комплексы, как ЦУМ, Детский Мир, М-Видео, торговые центры Миркато, 7 континент, а также известная многим сеть исламских магазинов Рисалат. Однако следует отметить, что для подобных крупных торговых центров характерно обособление продавцов, каждый из которых сам выбирает для себя, какие каналы продвижения и реализации товара ему использовать.

Продвижение и реклама (promotion) – это совокупность способов продвижения товара, web-сайта а также интернет-магазина в целом в сети Интернет. Этот комплекс мер включает в себя поисковый маркетинг, контекстную, баннерную рекламу, e-mail маркетинг, вирусный и скрытый маркетинг, а также работу с блогами и социальными сетями. Лояльность к конкретной марке либо к магазину может уменьшиться даже в случае проведения успешной политики его продвижения. Это связано с появлением большого числа если и неидентичных, то практически аналогичных товаров. Поэтому для любого интернет-магазина, претендующего на абсолютное лидерство в своем сегменте, является вполне оправданным использование какого-либо дополнительного вида промоушена. Он может выражаться, к примеру, в виде распродажи, скидок на несезонные товары, проведение акций, а также установление бонусной системы и подарки при покупке на определенную сумму. Такие элементы промоушена характерны как для традиционных продавцов, так и для реализации товаров через глобальную сеть Интернет. Яркими примерами могут послужить скидки в день рождения сайта AliExpress, купонная система, а также периодические скидки на товары, спрос на которых снижается по различным причинам. Еще одним примером сезонного промоушена является высокие скидки на несезонные товары на таких сайтах, как Lamoda, Zara, Wildberries и многие другие интернет-магазины.

Однако практика показывает, что всевозрастающая конкуренция, постоянное изменение ожиданий клиентов приводят к необходимости появления новой тенденции в маркетинге – персонализации. Использование этого метода предполагает отказ от способов массового воздействия на потребителя, теряющих свою эффективность, в пользу индивидуального подхода к нему. Потребителя уже не удивляют и не привлекают подарки и скидки, ориентированные на массового потребителя, поскольку они для всех. Например, собирая cookie-файлы на своем сайте, компания может отследить, что именно приобретает конкретный покупатель, посещая этот сайт и на основе этих данных можно сформировать индивидуальное рекламное обращение [7, с. 693].

В заключение стоит отметить: открыть интернет магазин не представляет сложности, гораздо сложнее выбрать грамотную маркетинговую стратегию для привлечения и удержания клиентов, а также проводить эффективную работу в целях дальнейшего продвижения интернет-магазина. Знание потребностей клиентской аудитории, ее особенностей и размера, изучение рынка и главных конкурентов – все это позволяет эффективно продвигать товар к конечным потребителям через сеть Интернет. Залог успешного ведения бизнеса в условиях тотальной информатизации общества и бурного развития электронной коммерции – это знание своего потребителя.

Список использованной литературы:

1. Береза А. И. Маркетинг в Интернет-торговле: исследование покупательского восприятия // Сб. материалов Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проблемы развития современной экономики в условиях глобальных вызовов и трансформации экономического пространства» п. Персиановский (11-12 марта 2015 года). С. 202-205

2. Буркова Д. С. Разработка конкурентных преимуществ интернет-магазина в условиях цифровой трансформации в розничной торговле // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016. №8. С. 206-209.

3. Гнатченко Д. О. Интернет как двигатель розничной торговли // Научные записки молодых исследователей. 2014. №2. С. 25-28.

4. Евсина И. Ю. Интернет маркетинг. Сегментация рынка интернет торговли товарами моды // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2016. №1-1 (59). С. 104-106.

5. Савинов Ю. А., Конюхова Ю. А. Эффективность международного маркетинга в сети Интернет // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. №12. С. 51- 62.

6. Шарипова Н. А., Вентер Ю. А. Интернет-маркетинг: эффективный способ привлечения клиентов на web-сайт интернет-магазина // Сибирский торгово- экономический журнал. 2016. №2 (23). С. 61-62.

7. Шиленко С. И., Шиленко С. М., Трунова С. Е. Усиление роли коммуникационных функций маркетинга в условиях динамичного развития Интернет-торговли // Фундаментальные исследования. 2016. №4-3. С. 690-694.

Просмотров работы: 89