ПРОИЗВОДСТВО ПОСУДЫ В ДАГЕСТАНЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРОИЗВОДСТВО ПОСУДЫ В ДАГЕСТАНЕ

Мусаева А.М. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Традиционными центрами гончарного производства Дагестана также яв- ляются селения Сулевкент и Джули, где изготовлялась глиняная посуда раз- личных форм и размеров. Многие образцы керамических изделий сохранились в музеях и домашних коллекциях. В далеком прошлом изготовление глиняной посуды было домашним ремеслом и лишь с появлением гончарного круга у лезгин, на юге Дагестана, в эпоху раннего средневековья, а у горцев центрального Дагестана где-то на рубеже X-XI веков, оно получает широкое развитие и постепенно из домаш- него ремесла превращается в товарное производство.[2, с. 67] Для Дагестана XIX в. характерно большое разнообразие бытовой керамики. Так, в Балхаре, Сулевкенте, Джули мастера делали посуду для приготовления и подачи хмельных напитков, молочных продуктов, воды, столовую посуду, изделия иного назначения — чираги-светильники, черепицу, водопроводные трубы и др. Изготавливались большие тарные сосуды для хранения зерна, муки, маслобойки, ступки, чабанские фляги.

Джулинская керамика находила распространение и сбыт в соседних земледельческо-скотоводческих хозяйствах лезгин, агул и даргинцев. Гончарная посуда джулинцев в основном реализовалась на Хучнинском базаре. Ассортимент изделий особо не отличался от других гончарных центров Дагестана. Здесь производились большие сосуды для хранения зерна, водоносные кувшины, маслобойки, подойники, миски, кружки и т.д. В середине 30-х гг. в сел. Джули, на базе местного колхоза, была организована небольшая гончарная мастерская по выпуску традиционной гончарной посуды, однако, в силу некоторых обстоятельств, джулинское гончарное производство пришло в упадок. Одна из причин в том, что джулинская керамика не выдерживает конкуренции с металлической, стеклянной и прочей посудой фабрично-заводского производства. Вторая — после Великой Отечественной войны сократилось число потомственных гончаров: многие мастера погибли на войне. К концу 50-х гг. джулинский гончарный промысел угасает. Археологи считают, что все существовавшие в Дагестане очаги поливной керамики имеют общий генетический корень — дербентский. Появление поливной керамики в крупнейшем экономическом центре средневекового Дагестана, каким являлся Дербент, ученые относят к середине VIII в. Свидетельством тому является обилие отвала (брак при обжиге) и черепков поливной посуды, обнаруженных при археологических раскопках в городе и его окрестностях. Одним из наиболее древних и традиционных видов декоративно- прикладного искусства Дагестана является гончарное производство. По свидетельству ученых-исследователей, начало этого производства в Дагестане относится к концу эпохи неолита - V тыс. лет до н.э. Разнообразная глиняная посуда, которую изготовляли горцы еще в древние времена, кроме утилитарных функций, имела в какой-то степени и художественно-эстетические оттенки. Балхар, лакское селение в Акушинском районе, старинный центр неполивной керамики. Балхарское керамическое искусство насчитывает несколько сотен лет. Сосуды балхарских мастериц (а изготовлением посуды в Балхаре, начиная с добычи глины и кончая обжигом изделий, занимались только женщины) отличает изумительная орнаментальная графика, неразрывно связанная с формой сосуда. Глиняные кувшины и вообще посуда из глины – это главная достопримечательность и национальная гордость аула Балхар и его жителей. В древности об этом селе Дагестана знал едва ли не весь Кавказ. Их слава гремела на весь мир. Уникальную по своим качествам глину (15 видов) добывали тут же, в сотнях метров от аула. Особенностью балхарской керамики является не только местная глина, но и способ изготовления сосудов методом наращивания глиняными жгутами. После нанесения цветной глиной самобытного балхарского рисунка, изделие подсушивают, а затем отправляют на обжиг в старую печь, которую топят исключительно местным кизяком и хворостом. В основном делается посуда мелкой и средней формы. Но есть и шедевры гончарного искусства высотой почти человеческий рост. А еще балхарцы делают глиняные игрушки, как в старину.

Современное керамическое производство балхарских мастериц, несмотря на некоторую архаичность форм посуды и всего производственного процесса в целом, характеризуется в целом яркой и неповторимой самобытностью, удивительной выверенностью форм сосудов и присущей только для этого производства орнаментацией, выполняемой белой ангобной росписью. Изделия балхарских мастериц настолько самобытны и своеобразны, что их невозможно спутать ни с какими изделиями других центров гончарного промысла в нашей стране.[3, с. 124.] Особое место в искусстве кубачинцев занимало производство медночеканной посуды. В основном ассортимент этих изделий составляли большие водоносные кувшины-водолеи, маленькие кувшины, различная кухонная утварь, а также большие медные подносы с крупным растительным орнаментом.[1, с. 25.] Лезгинские аулы Кала и Испик по праву можно назвать в числе древних центров производства росписной поливной керамики. Дальнейшее развитие приема кистевой росписи испикских и сулевкентских мастеров в украшении глиняной посуды получило в неполивной худо- жественной керамике лакского аула Балхар, который в настоящее время является единственным действующим центром традиционного гончарного промысла в Дагестане. Уникальные изделия лакских мастериц сегодня можно встретить в музеях республики и разных стран мира, а также в коллекциях городских жителей и в интерьерах общественных зданий, школах, детских садах. Медная посуда по сравнению с керамической или деревянной была более надежной в быту, и поэтому с развитием обработки меди, постепенно керамическая посуда стала заменяться медной. Чтобы избежать вредного действия меди, внутреннюю поверхность сосудов лудили. Изготовлением медночеканной посуды прославились в XIX веке также аварские мастера из селения Гоцатль, Ичичали. Мастера-медники работали и в других аварских селах – Гагатль, Корода, Чох, Согратль, Тлейсерух. Широко были известны лакские центры медночеканного дела: Кумух, Табахлю, Мукар, Хури, Кунди, Вильтах, Тулизма, Хурукра, Цовкра, Чара, Унчукатль. Центрами изготовления медной посуды в начале XIX века были кумыкские села – Нижнее Казанище, Каякент.[5, с. 82] Медная посуда была достаточно дорогой, трудоемкой в изготовлении, и обилие такой посуды в доме со временем стало признаком зажиточности и состоятельности. Медночеканщики работали в Дербенте. Например, в 30-х годах XIX века здесь работало четыре медника. Они изготавливали медные котлы, подносы, кувшины, чашки и прочее. Медь приобретали в Кизляре и Астрахани. Жили здесь и торговцы медными изделиями. Все они имели тесные связи с селением Лаич (Азербайджан); привозили оттуда медные изделия, инструменты. Туда же они отвозили отходы и лом посуды для переплавки. Интересен в этой связи такой факт. Еще в 1810 году некий Мешади Расул вывез из города в Баку 49 пудов меди-лома. Возможно, он одновременно занимался продажей медной посуды, которую мог закупать в обмен на лом. Производством медной посуды занимались мастера из цахурского селения Микак. По словам Д.А. Чиркова, здесь в начале ХХ века было крупное производство медно-чеканных изделий. Учитывая соседство с лакскими центрами обработки меди и возросший спрос на медную посуду, появление такого центра было закономерно. Этнографические материалы свидетельствуют о работе медников-лудильщиков у рутульцев. Всего к концу XIX века в Дагестанской области работало 243 мастера- медника. К 1913 году их число увеличилось до 482 человек. При этом 354 из указанных лиц были жителями Казикумухского округа. Такой рост был связан с увеличением спроса на медную посуду, появлением новых видов медных изделий, притоком дешевой листовой меди из России.[6, с. 105] Реализацией готовой посуды в прошлом занимались мужчины, которые развозили ее на ослах, мулах и лошадях вьюками в больших плетенных из хвороста сетках по всему горному Дагестану и даже за его пределы, удовлетворяя спрос и нужды населения в хозяйственной и столовой гончарной посуде — водоносных сосудах, маслобойках, подойниках, кувшинах, мисках, горшках, тарелках, блюдах, кружках и т.д. Сосуды эти, дифференцированные по своему функциональному назначению, отличались устойчивостью и совершенством форм и соответствовали особенностям старого горского быта. Индустриализация хозяйства республики привела к вымиранию целого ряда уникальных и древних ремесел: например, прекратилось многовековое производство глазурованной посуды в Южном Дагестане.[4, с. 19]

Список использованной литературы:

1. Алиханов Р.А. Кубачинский орнамент. М., 2018.

2. Байрамбеков М.М. Дагестанский народный орнамент. Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2016.

3. Газимагомедов Г.Г. Современное декоративно-прикладное искусство Дагеста- на. Художественно-эстетические проблемы. Махачкала, 2017.

4. Ихласов М. Д. Господдержка народных промыслов // Народы Дагестана. 2016. Март

5. Набиева У.Н. Культурная география Дагестана. М., 2018.

6. Шефов А. Народные мастера Дагестана. Лауреаты Государ- ственной премии РСФСР имени И. Е. Репина. Л., 2017

Просмотров работы: 111