МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Бахмудов Р.М. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Необходимость постоянной борьбы за конкурентные преимущества вынуждает предприятия и организации придумывать все новые и новые способы продвижения своего товара или услуги. Данная необходимость обусловила появление в первую очередь традиционных, а со временем, в связи с развитием и массовым распространением информационных технологий, и современных маркетинговых технологий. К пяти основным маркетинговым технологиям (нацеливание, сегментирование, позиционирование, прогнозирование, анализ) добавились такие технологии как сетевой или информационный маркетинг, интегрированные маркетинговые коммуникации, латеральный маркетинг, брендинг (брэндинг).

Особенность последних технологий заключается в том, что они пригодны не только для продвижения товара или услуги, но могут использоваться и для формирования благоприятного имиджа территории. Так, сущность брендинга заключается в продвижении продукции путем создания целостного и востребованного потребителем имиджа продукта, услуги или, как в нашем случае, территории. В современных условиях, когда регионы не могут развиваться, основываясь только на развитии реального сектора, важную роль играет развитие туризма как важнейшей социально-экономической отрасли экономики.

Существует немало примеров в мировой истории, когда туристическая отрасль служит не только главным источником доходов федерального и регионального бюджетов, но и позволяет повысить уровень и качество жизни населения. В связи с этим формирование благоприятного имиджа Республики Дагестан в качестве туристической территории имеет важное социальное и экономическое значение. Республика Дагестан, благодаря своему выгодному расположению между Каспийским морем и Большим Кавказским хребтом, обладает колоссальными возможностями для развития туристической отрасли. Это и возможности развития пляжного туризма на побережье Каспийского моря, и формирование таких направлений туризма как агротуризм, горный туризм, этнотуризм, этнодайвинг. Но успех коммерческой деятельности на рынке туризма определяется, прежде всего, привлекательным туристическим продуктом. На сегодняшний день ни один из вышерассмотренных видов туризма не предоставляет потребителю комплексный туристический продукт.

В связи с этим, можно выделить два ключевых направления проведения маркетинговой политики в Дагестане: 1) во-первых, это формирование благоприятного имиджа республики, посредством технологии брендинга; 2) во-вторых, это создание привлекательного туристического продукта. Два этих направления тесно взаимосвязаны и должны реализовываться одновременно. Применение технологии брендинга, для формирования благоприятного имиджа, должно проводиться в рамках следующих основных этапов:

1.Анализ рыночной ситуации и предпочтений целевой аудитории. На данном этапе важное значение имеет не только оценка рыночной ситуации, но и анализ политических, социальных тенденций, так как спрос на туристические услуги является чувствительным к изменениям в политической, социальной, демографической сфере.

2.Планирование, формулирование сущности бренда, его позиционирование. При этом важно правильно определить, какой именно бренд следует позиционировать, так как в Дагестане наблюдается тенденция создания отдельного бренда для каждого направления развития туризма, но нет единого бренда территории как такового.

3.Строительство бренда, разработка бренд-имиджа. Здесь важно сформировать именно имидж бренда, который будет способствовать образованию добавочной стоимости, а не ограничиваться созданием логотипа (как это было ранее в Дагестане) [2, с. 79].

4.Продвижение бренда, в целях привлечения инвесторов и туристов.

5.Мониторинг бренда и оценка эффективности. Так как процесс создания бренда представляет длительный и ресурсоемкий процесс, необходим качественный контроль за его исполнением и сохранением. Применения технологии брендинга к формированию имиджа туристической территории носит долгосрочный характер и требует значительных финансовых затрат. В связи с чем, его реализация должна основываться, прежде всего, на принципах государственного заказа. К тому же деятельность органов власти имеет определяющее значение в формировании политической ситуации, и создании либо положительного, либо отрицательного имиджа территории.

Следовательно, определение туризма как приоритетного направления раз- вития региона на уровне руководства республики недостаточно. Необходимо также и проведение конкретной деятельности, направленной на формирование имиджа территории. Прежде всего, заказчиком территориального брендинга должно выступать именно руководство республики, так как создание бренда территории непосильно отдельным предприятиям. Заказчик должен быть также заинтересован в результате, и обеспечивать продуктивную работу с исполнителем. Бренд, созданный в конечном итоге должен отражать все преимущества территории региона перед другими [2, с. 78-79]. Менее длительный характер носит создание привлекательного туристического продукта.

Туристический продукт представляет собой товары и услуги, удовлетворяющие потребности туристов и подлежащие оплате с их стороны (книга). В связи с чем, смысл туристического маркетинга должен заключаться в формировании такой деятельности туристических предприятий, которая бы создавала привлекательный туристический продукт. Условно туристический продукт можно разделить на три элемента: - природные ресурсы, культурные, исторические и архитектурные достопримечательности; - инфраструктура, куда можно отнести средства размещения туристов, рестораны, кафе, оборудование для отдыха; - возможности передвижения, включая различные виды транспорта [3, с. 179].

Природные ресурсы или культурные достопримечательности необходимые для того, чтобы привлечь туриста и побудить его совершить путешествие, представлены в республике достаточно широко. В Дагестане не только имеется немалое количество мест, который могут служить основой для развития туристической отрасли, но и сам Дагестан, как уникальное объединение большого количества народностей, национальностей со своими традициями, обычаями, языками, представляет собой «сокровищницу туристической отрасли». Но для целостного формирования туристического продукта, который был бы привлекателен для туристов, в Дагестане еще недостаточно объектов инфраструктуры, оборудования для отдыха, средств передвижения. Инициатива развития данных элементов, в условиях рыночной экономики должна принадлежать хозяйствующим субъектам, а именно туристическим фирмам.

Создание всей необходимой Дагестану для развития туристической отрасли инфраструктуры возможно только при приложении усилий многих предприятий. Но на сегодняшний день, если проанализировать структуру валового регионального продукта (ВРП) по видам экономической деятельности на долю гостиниц и ресторанов, которые являются определяющими элементами туристической инфраструктуры, приходится всего лишь 5,5 % ВРП. При этом по данным Федеральной службы государственной статистики из 337 туристских фирм, функционирующих на территории Северо-Кавказского федерального округа, на долю Республики Дагестан приходится всего 6,5 % или другими словами 22 фирмы [6]. При том, что, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, практически все эти туристические фирмы и предприятия, функционируют в форме малых предприятий [7]. Это означает, что данные предприятия не могут себе позволить сформировать отдел маркетинга или нанять дипломированного маркетолога, в связи с чем, и маркетинговые технологии на уровне фирм практически не применяются.

Большинство туристических фирм предпринимают разрозненные, беспорядочные попытки в рекламе, исследовании рынка, продвижении товара, но не имеют возможности применить современную маркетинговую технику. Это сказывается и на эффективности данных предприятий [5, с. 61]. Наглядным примером является туристическая фирма ООО «Джага». Это довольно таки солидное предприятие, функционирующее с 1994 г., и реализующее большое количество как внешних, так и внутренних туров. Продукция данной компании достаточно дифференцирована, включает как зарубежные туры, в такие страны как Турция, Египет, Израиль, Индия, Китай, так и туры по стране.

Кроме того, компания предоставляет линейку туров на территории Дагестана, которые могут быть как семи-, десятидневные, так и однодневные. При этом персонал фирмы включает 8 высококвалифицированных работников, имеющих высшее образование и опыт работы в сфере туризма и 3 работника по срочным трудовым договорам, но в организации нет ни отдела маркетинга, ни маркетолога. Фирма проводит рекламную компанию, изучает потребности рынка, выявляет все новые и новые возможности развития внутреннего туризма. Но маркетинговую политику, характерную для зарубежных турфирм, данная фирма не проводит. Это объясняется тем, что из-за малого количества фирм и отсутствия конкуренции в Дагестане, пока не было необходимости проводить глубокие маркетинговые исследования рынка, выявлять скрытые резервы роста. Но рынок туристических услуг – это быстро развивающийся рынок, и на него будут проникать все новые и новые фирмы. Поэтому уже существующие туристические фирмы вынуждены будут улучшать услуги, снижать цены (которые сейчас находятся на достаточно высоком уровне), прибегать к современным маркетинговым приемам, для того чтобы сохранить свой сегмент рынка. Во избежание банкротства данным фирмам уже сейчас следует реорганизовать свою структуру, и обеспечивать ее соответствие хотя бы минимальным условиям выживания и продвижения на рынке [5, с. 61].

Особенность развития туризма в Дагестане в том, что ключевую роль здесь играют природные ландшафты, исторические, архитектурные памятники, обычаи и традиции народов. Дагестан интересен именно своей самобытностью, и для формирования привлекательного туристического продукта инфраструктуру и оборудование для отдыха необходимо создавать таким образом, чтобы они гармонично сочетались с природной и культурной средой республики.

Таким образом, мы убедились, что наличие продуманной и хорошо спланированной стратегии маркетинга является необходимым элементом не только хозяйственной деятельности отдельных туристических фирм, но и органов муниципальной власти. Для обеспечения успешного развития туристической отрасли в Республике Дагестан, необходимо не только внедрить на рынок полезный, выгодный для потребителя продукт, но и сформировать благоприятный имидж территории. Именно маркетинговая деятельность и маркетинговые технологии позволят выбрать верный курс ведения политики, создать имидж успешной территории, занять лидирующие позиции.

Список использованной литературы:

1. Атаева Т. А. Маркетинг территорий как инструмент социально- экономического развития региона // Теория и практика общественного развития. 2014. №6. С. 106-108.

2. Атаева Т. А. Проблематика территориального брендинга // Теория и практика общественного развития. 2015. №12. С. 78-80.

3. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебное пособие [Электронный ресурс]: для специальности 080111.65 Маркетинг всех форм обучения /сост. Якимова Е.А. – Электрон.дан. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 1 диск.

4. Метлина А. Е. Маркетинговая среда и продвижение турпродукта // Вестник ТГПУ. 2015. №5 (158). С. 60-62.

5. Османов М. М., Джамалудинова Н. М. Маркетинговая деятельности в сфере туризма в Республике Дагестан //

6. Сайт Федеральной службы государственной статистки. URL: http://www.gks.ru/ 7. Сайт территориального органа Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан. URL: http://dagstat.gks.ru/

Просмотров работы: 132