ВЛИЯНИЕ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ВЛИЯНИЕ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Шаронов М.А. 1, Коростелева А.И. 2, Кайкова О.Д. 2
1ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"
2ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных экономических условиях одной из динамично развивающихся отраслей экономики является индустрия гостеприимства. С точки зрения глобальной экономики, это около 7% мирового валового национального продукта и примерно столько же налоговых поступлений. Вместе с тем с учетом возросшей конкуренции на рынке гостиничных услуг общими тенденциями развития мировой гостиничной индустрии являются централизация и интеграция управления, что как раз объясняет такое широкое распространение гостиничных цепей.

Но не только цепи позволяют гостиничным предприятиям перегруппироваться и привлечь дополнительные ресурсы для процесса своего развития. Это становится возможным и через создание союзов или ассоциаций, не нарушающих их юридическую и хозяйственную самостоятельность, но позволяющих проводить совместные маркетинговые программы, вести исследовательскую деятельность, формировать единую систему подготовки и переподготовки кадров [1].

Именно этому, по мнению авторов этой статьи, способствует создание туристских или гостиничных кластеров на региональном уровне. Ведь кластерный подход базируется на взаимодействии и сотрудничестве организаций, функционирующих в индустрии гостеприимства и государственных структур. Без этого взаимодействия невозможно эффективное управление бизнес-процессами.

В Распоряжении Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» (далее, Стратегия 2035), по мнению авторов, говорится о том, что кроме роста емкости туристской инфраструктуры, важным источником развития туристской индустрии должно стать повышение эффективности использования уже существующей туристской инфраструктуры. Для достижения целей Стратегии требуется увеличение количества мест в коллективных средствах размещения с 2,2 млн. в 2017 году до 4,3 млн. в 2035 году. Для выполнения этой задачи на Всемирном экономическом форуме, прошедшем в Санкт-Петербурге в 2019 году, в качестве основного направления ее выполнения определили повышение конкурентоспособность гостиничной отрасли. Естественно, что для этого нужно повысить конкурентоспособность всего региона, включая не только средства размещения, но, и например, транспортную доступность или конкурентоспособность услуг предприятий общественного питания. Поэтому новой концепцией к повышению конкурентоспособности услуг региона в рамках Стратегии 2035 и стал кластерный подход [2].

Причем, в целом гостиничный кластер — это, прежде всего, инфраструктура - сервисная инфраструктура, используемая в индустрии гостеприимства. Как правило, такая инфраструктура должна обеспечивать такие виды деятельности, как размещение туристов, их питание, досуг, развлечения, экскурсионную деятельность, проведение выставок, научных симпозиумов и др. Кстати, нельзя забывать и про информационную инфраструктуру, которая является сетью, через которую осуществляется коммуникация всех видов деятельности , так как от качества этой коммуникации тоже очень многое зависит (компьютерная, телекоммуникационная сеть)[3].

Если попробовать охарактеризовать гостиничный кластер как некое целое, то оно должно представлять собой устойчивую организацию с гибкими формами взаимодействия между хозяйственными субъектами (в том числе управления производством и организации труда). Его функционирование характеризуется динамическим балансом интересов, издержек и цен участников. При этом ключевыми критериями идентификации кластеров выступают географическая локализация, конкуренция, кооперация и специализация.

Поэтому, если выделить в рамках туристского кластера гостиничный, то в это понятие можно принять альтернативный смысл, а именно: «Гостиничный кластер - это объединение гостиничных организаций, включая их поставщиков, в том числе и обеспечивающих их трудовыми ресурсами, создателей новых технологий обслуживания, связующих рыночные институты и потребителей, географически сконцентрированных в одном или нескольких регионах, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости продукта (услуги)[1,3].

Действительно, в силу высокой локализованности подобных услуг и их привязанности к инфраструктурным объектам, гармоничное сочетание всех видов сервиса играет большую роль. А выделенные виды услуг зачастую являются не только необходимыми, но решающими при принятии туристом выгодных нам решений. Для этого системные элементы управления кластера должны быть сконцентрированными на заданной территории, как некая общность социальных институтов: гостиницы, рестораны, транспортные компании, организация государственного или муниципального управления и т.д. – это и является основным конкурентным преимуществом кластера, как структурного элемента экономической системы региона [1,4]

Если при этом основные мероприятия по проведению кластерной политики целевым образом направить на выявление, формирование, поддержку и укрупнение кластеров малых и средних предприятий, удовлетворения их фактических потребностей, да еще и внедрить модный сейчас клиентоориентированный подход к процессу комплексного обслуживания, то можно будет говорить не только о повышении их конкурентоспособности через реализацию совместных (кластерных) проектов, но и в целом о повышении инвестиционной привлекательности всего региона.

Кстати, нельзя забывать о том, что с развитием информационных технологий и возникновения все большего количества интернет - сервисов необходимо позаботиться и о информационном обеспечении привлекательности создаваемого кластера в онлайн-пространстве ведь и здесь ситуация постепенно меняется. Сейчас практически все потенциальные клиенты начинают процесс решения проблемы с выбором средства размещения в режиме онлайн так как это связано со значительной экономией времени и финансовых ресурсов. Именно онлайн можно оперативно изучить предлагаемую стоимость размещения, получить всю необходимую информацию о отеле и прочую необходимую для Вас информацию. То есть кластеризация должна проникать и в интернет, где грамотное мотивирование потребителя становиться вообще решающим фактором, но при этом необходимо сделать все, чтобы клиенты не перешли в режим самообслуживания [5,6].

В рамках кластерного подхода можно охарактеризовать и ожидания малых средств размещения или малых гостиниц от создания таких структурных единиц в регионе. Наиболее важным является то, что малым гостиницам очень трудно выживать в конкурентной борьбе, поэтому они как раз и испытывают необходимость объединения в партнерскую сеть. Причем для региона роль малого гостиничного бизнеса очень важна, так как именно предприятия индустрия гостеприимства осуществляют значительные закупки товаров и услуг для собственных производственных нужд, кроме того, это еще и «гибкие» производители, оперативно реагирующие на изменения конъюнктуры рынка и придающие экономике территории необходимую эластичность [6,7].

Также крайне важной проблемой является неустойчивость данной сферы предпринимательства, которая возникает в силу нестабильности внешней среды. Одна из серьезнейших проблем развития малых отелей в России - это вопросы регулирования статуса недвижимости. Как правило, гостиницы, номерной фонд которых невелик, в качестве объекта недвижимости выбирают квартиры жилых домов, бывшие коммуналки.

Однако выкупить такие помещения мало, их еще и необходимо официально оформить, перевести из жилого в нежилой фонд. Сегодня данная процедура крайне сложна и сопровождается массой формальностей. На протяжении всего процесса переоформления требуются большие финансовые и временные затраты.

Кроме того, даже при успешном юридическом оформлении, в будущем гостиница должна будет выплачивать высокие налоги. Это останавливает многих предпринимателей. Еще один существенный недостаток малых гостиничных предприятий заключается в том, что им попросту не хватает средств для развития. Сегодня огромное количество банков выдает кредитные средства, но получить их малым гостиницам не просто. Большинство банков рассматривают данные предприятия, как заведомо убыточные и не кредитоспособные, а потому, чтобы обезопасить себя, запрашивают такой залог, который большинство малых гостиничных предприятий предоставить не может.

Проблема малых гостиниц, которую нельзя оставить без внимания - привлечение и удержание клиентов. На практике, гостиницы, особенно малые, страдают от нехватки клиентов, и это не удивительно, ведь ввиду существующей конкуренции и отсутствии должного уровня маркетинга, мероприятий по продвижению, малой гостинице трудно выжить на рынке.

Если в крупных гостиницах и сетях существует отдельная служба продаж и маркетинга, то большая часть малых гостиничных предприятий их лишена. Также весьма остро стоит проблема кадров. Успех любого гостиничного предприятия, независимо от его размеров, зависит от высококвалифицированного персонала. Гостиница - это не только стены и койки, а и сервис, который предоставляется сотрудниками. В малых гостиничных предприятиях зачастую не заботятся о кадровом составе, говорить о повышении квалификации персонала и различного рода тренингах не приходится.

Таким образом, кластеризация в большинстве своем поможет решить эти проблемы и станет катализатором процесса объединению предприятий в партнерскую сеть для взаимной поддержки и развития.

Кроме этого, для малого бизнеса существует проблема «барьеров на входе» причем эта проблема толкуется двояко. С одной стороны это хорошо, так как отсекает конкурентов и дает возможность малому бизнесу расти, а с другой стороны плохо, так как не дает выйти на рынок новым игрокам. И здесь очень важным для региональных властей проводить сбалансированную регулирующую политику, использующую в качестве барьеров очень понятные и позволяющие достигать требуемого качества услуг факторы. Сюда можно отнести местоположение гостиничного предприятия, или создание вокруг существующего определенной инфраструктуры, возможность вести бизнес с минимальными издержками и многое другое.

Причем для участника такого кластера при защите своих интересов придется не забыть об интересах своих коллег, так как с ними он объединен экономическими связями и отношениями, личными контактами, организационной культурой, включающей представления, ценности, установки, эталоны действий, а иногда общим брендом и маркетинговыми стратегиями. То есть об оппортунистическая стратегия в данном случае можно забыть и это то позитивное, что в конечном счете влияет на повышение конкурентоспособности услуг всего региона.

Более того для формирования структуры кластерный подход хорош тем, что естественным образом может сочетать сегменты разных сфер деятельности, производящих широкий спектр товаров и услуг, требующихся во время путешествия. Позволяет структурировать процесс создания продукта, распределенного между большим количеством участников, как на территории региона, так и за его пределами.

В качестве примере такого пути развития структуры индустрии гостеприимства можно привести московский регион, где уже реализуется кластерный проект «Усадьбы Подмосковья». У Подмосковья по этому показателю среди регионов России нет конкурентов. Это тот самобытный уклад жизни региона, который сложился из-за близости многовековой столицы государства Российского. Сегодня сохранилось более 320 исторических усадеб, на основе которых могут быть созданы полноценные гостиничные кластеры. Именно поэтому для московского региона «Усадьбы Подмосковья» стал первым масштабным структурным кластерным проектом, целью которого является не только адаптация объектов культурного наследия, но и их вовлечение в туристическую индустрию.

С этой целью были разработаны специальные условия реализации данного по сути инфраструктурного проекта позволяющего при условии проведения его реконструкции арендовать усадьбу по льготной ставке 1 рубль за 1 кв. м аренды на 49 лет.

Суть проекта заключается в том, что усадьбы в рамках перестройки реконструируются до мини-отеля или малой гостиницы вместимостью от 20 до 50 номеров с собственным парком, иногда с выходом к воде, с конюшней, экофермой и т.д. [8]. Как планируется вокруг этих усадеб могут возникать туристские центры притяжения, объединенные в один общий кластер, формирующий другой инфраструктурный проект создания «рассеянных» гостиниц под общим брендом «Усадьбы Подмосковья» [8,9].

Здесь прослеживается общая тенденция не просто пожить в мини-гостинице, а с использованием воспроизведения быта времен строительства усадьбы, когда в ней жили ее первые владельцы, хозяева или их потомки. Это по сути своей и еще гостиницы-музеи, которые содержат музейную экспозицию, кстати, не только экстерьерную, но и вполне возможно интерьерную. Как уже говорилось, включая усадьбу в такой инфраструктурный проект гостиничного кластера, вокруг структурируются и объекты показа, которые располагаются на их исторической территории и входят в единый архитектурный ансамбль. Причем сюда могут быть отнесены не только музеи, но и рекреационные комплексы, интересные города, которые насыщают ассортиментный перечень предложений. Это, кстати, возможность для отельеров еще и продлить высокий сезон в данном конкретном случае.

То есть влияние кластерной политики на структуру индустрии гостеприимства крайне велико и благоприятно, формирование гостиничного кластера, основанного на взаимодействии организаций туристского бизнеса и других организаций, функционирующих в индустрии гостеприимства, необходимо в силу того, что кластер позволяет преодолеть их замкнутость на внутренних проблемах, инерционность, повысить адаптивность их поведения,. Это будет содействовать более интенсивному обмену информацией, росту конкурентоспособности, инвестиционной активности, взаимной поддержке и взаимодействию.

Список литературы:

1. Печерица Е.В. Кластеризация гостиничного бизнеса как инструмент конкуренции для усиления привлекательности региона (на примере северо-кавказского федерального округа) // Региональная экономика: теория и практика, 2012. № 38. С.49-59

2. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» //Код доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333756/ (Дата обращения: 16.12. 19)

3. Семенченко А.Г. Комплексная оценка сферы гостиничных услуг туристской дестинации как предпосылка кластерного развития//Гуманитарные и социальные науки 2013. № 2. С. 44-53

4. Шаронов М.А., Шаронова В.П. Некоторые аспекты технологии организации сервисной инфраструктуры туристских кластеров// Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2016. № 6. С. 75-78.

5. Шаронов М.А. Использование мотивационной составляющей в процессе развития внутреннего туризма//Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 4. С. 375-380.

6. Шаронов М.А., Шаронова В.П. Взаимосвязь индивидуальности предлагаемых услуг и конкурентных преимуществ процесса облуживания//Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2016. № 1. С. 111-115.

7. Кощеев С.В. Формирование системы управления инновационной активностью в индустрии гостеприимства на основе применения кластерных технологий// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 2012, №7(15), С. 29-38.

8. Шаронов М.А. Сельский туризм как фактор развития малонаселенных территорий России// Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2018. № 1. С. 245-249.

9. Усадьбы Подмосковья// Код доступа: http://strana.ru/journal/ (Дата обращения: 16.12.19)

Просмотров работы: 21