В настоящее время существует проблема понимания методического материала студентами младших курсов. Для решения данной проблемы преподаватели, являющиеся авторами методического материала для проведения занятий, вынужденно прибегают к упрощению формулировок терминов, подробному и детальному описанию алгоритма действий в эксперименте, необходимого для выполнения лабораторных работ в требуемом объеме и ответов на контрольные вопросы. Как показывает логика и время, такое решение приводит к уменьшению уровня остаточных знаний у студентов, даже на краткосрочный период, не говоря уже о формировании требуемых компетенций будущего специалиста.
В качестве примера показательна последовательность нахождения режимов аргонодуговой сварки неплавящимся электродом в среде защитных газов - TIG. Для правильного нахождения искомых параметров в методических указаниях к лабораторной работе пятилетней давности требовалось приведение физических величин к размерности единиц измерений в системе СИ, и совершение достаточно простых математических операции, известные из школьной программы, для определения искомых параметров процесса сварки. В современных же методических указаниях преподаватель напротив, вынуждено указывает названия физических величин и их единицы измерения уже в требуемом для решения виде. Ко всему этому необходимо полностью показать алгоритм конвертации выражения, для определения искомых параметров.
Такое действие позволяет студентам выполнять лабораторные работы в отведенное для этого время, но обратной стороной монеты является то, что впоследствии студенты, в большинстве своем, не в силах заниматься какой-либо значимой научно-исследовательской деятельностью. Для сравнения, в 2014 году при проведении лабораторной работы по нахождению режимов аргонодуговой сварки неплавящимся электродом в среде защитных газов – TIG, количество студентов, самостоятельно успешно выполнивших задание составляло порядка 70%, а при выполнении аналогичной «упрощенной» современной версии лабораторной работы соотношение верно выполнивших работу меняется в противоположную сторону и составляет 30% от общего числа студентов, при этом на выполнение задания в обоих вариантах отводилось 4 академических часа.
Искать причину подобного явления нужно не только в университете, но и в базе знаний от предшествующего учебного заведения, а также в социальном аспекте воспитания студентов.
Подобная ситуация наблюдается не только на примере определенных занятий, так же распространяется на большинство профильных дисциплин ВУЗов. Существующая тенденция уменьшения уровня восприятия методического материала с большой вероятностью приведет к плачевным последствиям как для науки и техники, так и для системы образования в целом. И для решения поставленной проблемы может потребоваться колоссальные изменения всех аспектов образовательной деятельности, начиная от дошкольных образовательных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями.