Культуру здоровья принято считать частью общей культуры человека, отражающей его отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Культура здоровья – это особенный образ жизнедеятельности человека, направленный на улучшение профилактики заболеваний и укрепление здоровья[1].
Такое формирование должно происходить с учетом не благоприятных факторов для здоровья человека, чтоб противодействовать им и бороться с ними. К таким факторам можно отнести:
1)неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
2)факторы риска, имеющие место в повседневной жизни человека;
3)психологическое и физическое давление со стороны окружающих людей;
4)особенности отношения человека к своему здоровью, в т.ч. вредные привычки.
Все эти факторы могут отрицательно влиять на здоровье человека. Для четкого понимания темы необходимо учитывать, что здоровье в данном контексте необходимо понимать в широком смысле:
1)Психическое здоровье – состояние психической сферы, – основу которого составляет состояние общего комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.
2)Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3)Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, т.к. оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
В упрощенном и в то же время обобщенном виде можно сказать, что критериями здоровья являются: для физического здоровья – я могу; для психического здоровья – я хочу; для нравственного здоровья – я должен.
Здоровье - основа жизнедеятельности человека - представляет собой сложное состояние, включающее в себя соматические (физиологические), психические, социальные, нравственные, духовные и педагогические компоненты.
Чтоб сформировать культуру здоровья в человеке, ее необходимо прививать с детства, еще в школьном возрасте.
Для решения данной проблемы необходимо:
1)включение программ, ориентированных на воспитание у обучающихся потребности в ЗОЖ;
2) увеличение двигательной активности воспитанников путем проведения физкультминуток, подвижных перемен, игр;
3)увеличение количества заданий творческого характера, направленных на обучение самоконтролю и самопознанию(для психологического здоровья);
4)создание условий, в которых дети бы раскрывали свои индивидуальны способности и могли их развивать;
5)создание условий для наиболее полного выражения обучающимися своих эмоций, чувств и управления ими;
6)проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни;
7)обеспечение психологического комфорта обучающихся;
8)проведение мониторинга состояния здоровья воспитанников;
9)формирование ответственного поведения и критического мышления;
10)поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска;
11)обобщение и распространение положительного опыта по формированию здорового образа жизни в семье;
12)контроль соблюдения требований СанПиН;
Необходимо добиться, чтобы дети, а в дальнейшем и взрослый человек со своей семьей, которой бы он смог передать свои знания и опыт по ЗОЖ, имел представление о факторах, которые благоприятно и отрицательно влияют на здоровье психологическое, физическое, нравственное. Человек также должен уметь адекватно взвешивать свои поступки, принимать решения и отвечать за свои действия. Также, не мало важно вложить в ребенка основы гигиены и готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье. Необходимо формировать в сознании все критерии правильного питания; рационально формировать свое расписание и понимать, дать представление о влиянии на человека окружающей среды; о влияние положительных и отрицательных эмоций; сформировать отношение к своему здоровью, как к ценности; научить безбоязненно обращаться к врачу по любому вопросу;.
Гигиену и физическую культуру нужно выделить как два основных фактора культуры здоровья, потому что остальные факторы формируются вокруг этих двух основных. Их можно классифицировать как базис ЗОЖ.
Главным в воспитании школьников является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Поэтому воспитание должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма.
Учебные учреждения имеет потенциальные возможности для формирования у обучающихся здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни.
Таким образом, роль учителя в формировании культуры здоровья обучающихся несомненно велика. Работа учителя в данном направлении будет эффективной, если систематически и целенаправленно вырабатывать у детей стойкую мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
В современном понимании понятие «здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций, основной целью которого является сохранить, укрепить здоровье и повысить работоспособность и предотвратить развитие болезней.
Очень важно вкладывать в детей понимание важности поддержания своего здоровья, и этим в большой степени нужно заниматься в учебных учреждениях, в которых нужно формировать дисциплины направленные на понятие и важность здорового образа жизни, психологического здоровья, гигиены, физической культуры. Именно поэтому педагоги играют огромную роль в формировании аспектов здорового образа жизни обучающихся и людей в целом.
Литература:
Лопатина Е.В Понятие о культуре здоровья. [Электронный ресурс]: https://sibac.info/archive/meghdis/1(60).pdf (дата обращения 16.12.2019).