ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Культуру здоровья принято считать частью общей культуры человека, отражающей его отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Культура здоровья – это особенный образ жизнедеятельности человека, направленный на улучшение профилактики заболеваний и укрепление здоровья[1].

Такое формирование должно происходить с учетом не благоприятных факторов для здоровья человека, чтоб противодействовать им и бороться с ними. К таким факторам можно отнести:

1)неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

2)факторы риска, имеющие место в повседневной жизни человека;

3)психологическое и физическое давление со стороны окружающих людей;

4)особенности отношения человека к своему здоровью, в т.ч. вредные привычки.   

Все эти факторы могут отрицательно влиять на здоровье человека. Для четкого понимания темы необходимо учитывать, что здоровье в данном контексте необходимо понимать в широком смысле:

1)Психическое здоровье  –  состояние  психической сферы,  –  основу  которого составляет состояние общего комфорта, обеспечивающее  адекватную поведенческую  реакцию.

2)Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, - основу  которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3)Нравственное здоровье –  комплекс  характеристик  мотивационной  и потребностно-информативной  сферы  жизнедеятельности, - основу  которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, т.к. оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

   В упрощенном и в то же время обобщенном виде можно сказать, что критериями здоровья  являются: для  физического  здоровья – я могу; для  психического  здоровья – я хочу; для нравственного здоровья – я должен.

Здоровье - основа жизнедеятельности человека - представляет собой сложное состояние, включающее в себя соматические (физиологические), психические, социальные, нравственные,  духовные и педагогические  компоненты.

Чтоб сформировать культуру здоровья в человеке, ее необходимо прививать с детства, еще в школьном возрасте.

Для решения данной проблемы необходимо:

1)включение программ, ориентированных на воспита­ние у обучающихся потребности  в ЗОЖ;

2) увеличение двигательной активности воспитан­ников путем проведения физкультминуток, подвиж­ных перемен, игр;

3)увеличение количества заданий творческого ха­рактера, направленных на обучение самоконтролю и самопознанию(для психологического здоровья);

4)создание условий, в которых дети бы раскрывали свои индивидуальны способности и могли их развивать;

5)создание условий для наиболее полного выра­жения обучающимися своих эмоций, чувств и уп­равления ими;

6)проведение мероприятий по формированию здо­рового образа жизни;

7)обеспечение психологического комфорта обуча­ющихся;

8)проведение мониторинга состояния здоровья вос­питанников;

9)формирование ответственного поведения и кри­тического мышления;

10)поддержка педагогов, работающих с детьми груп­пы риска;

11)обобщение и распространение положительно­го опыта по формированию здорового образа жиз­ни в семье;

12)контроль соблюдения требований СанПиН;

Необходимо добиться, чтобы дети, а в дальнейшем и взрослый человек со своей семьей, которой бы он смог передать свои знания и опыт по ЗОЖ, имел представление о факторах, которые благоприятно и отрицательно влияют на здоровье психологическое, физическое, нравственное. Человек также должен уметь адекватно взвешивать свои поступки, принимать решения и отвечать за свои действия. Также, не мало важно вложить в ребенка основы гигиены и готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье. Необходимо формировать в сознании все критерии правильного питания; рационально формировать свое расписание и понимать, дать представление о влиянии на человека окружающей среды; о влияние положительных и отрицательных эмоций; сформировать отношение к своему здоровью, как  к цен­ности; научить безбоязненно обращаться к врачу по любому вопросу;.

Гигиену и физическую культуру нужно выделить как два основных фактора культуры здоровья, потому что остальные факторы формируются вокруг этих двух основных. Их можно классифицировать как базис ЗОЖ.

Главным в воспитании школьников является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Поэтому воспитание должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма.

Учебные учреждения имеет потенциальные возможности для формирования у обучающихся здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни.

Таким образом, роль учителя в формировании культуры здоровья обучающихся несомненно велика. Работа учителя в данном направлении будет эффективной, если систематически и целенаправленно вырабатывать у детей стойкую мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

В современном понимании понятие «здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций, основной целью которого является сохранить, укрепить здоровье и повысить работоспособность и предотвратить развитие болезней.

Очень важно вкладывать в детей понимание важности поддержания своего здоровья, и этим в большой степени нужно заниматься в учебных учреждениях, в которых нужно формировать дисциплины направленные на понятие и важность здорового образа жизни, психологического здоровья, гигиены, физической культуры. Именно поэтому педагоги играют огромную роль в формировании аспектов здорового образа жизни обучающихся и людей в целом.

Литература:

Лопатина Е.В Понятие о культуре здоровья. [Электронный ресурс]: https://sibac.info/archive/meghdis/1(60).pdf (дата обращения 16.12.2019).

Просмотров работы: 258