Потребность в глубоком изучении современного состояния взаимодействия государственной власти и молодежи в России обуславливается, в первую очередь, той ролью молодежи, которую она играет в обществе, а также в преобразованиях, происходящих в России. Усиление определенного молодежного фактора абсолютно во всех областях, проблема роста политической активности российской молодежи, постепенное становление ее как основного субъекта активной политической деятельности по большей части предопределяют достаточно плодотворные перспективы общей стабилизации всего общественного развития.
Любая страна состоит из людей различных возрастов и важно, чтобы государство обеспечивало интересы и потребности каждой социальной общности. Проблемы в развитии политики в молодежной среде всегда имели важное значение как для государства, так и для всего общества в целом.
Молодежь - это будущее любой страны и ее воспитание одна из важнейших задач каждого государства. Из этого и исходит актуальность данной проблемы, поскольку очевидно , что успешное реформирование общественного устройства возможно лишь при активном участии молодежи. Безусловно, воспитание подрастающего поколения начинается в семье, но и государство должно вести активную работу с молодежью. С рождения человек воспитывается родителями, в семье он получает первые навыке, узнает о мире и его свойствах, получает опыт и знания. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в полной семье, ведь ему необходима как и материнская забота и любовь, так и отцовская. Детский сад, школа и университет, также занимают важное значение в воспитание молодежи, потому что именно там они учатся общаться со сверстниками, получают знания, формируются как личности, развивают свои способности и таланты. Но на все этих этапах государство должно оказывать необходимую помощь и поддержку. Обращаясь к Основам государственной молодежной политики обратимся к самому понятию государственной молодежной политики, в последующем ГМП, - это направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене.
Проблема исследования заключается в изучении теоретических и практических представлений об истории и развитии государственной молодежной политики
Изучение особенностей и отслеживание стремлений современной молодежи с учетом основания конкретных программ является целью исследования.
Объект исследования: деятельность по реализации государственной молодежной политике в Российской Федерации
Предмет исследования: молодежные организации и объединения, государственные органы и соответственно сама молодежь, то есть, социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом.
В соответствии с промблематикой, целью, объектом и предметом можно сформулировать следующие задачи:
1)Вовлечение молодежи социальную среду и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития и самореализации, обеспечение научной, творческой, культурной, предпринимательской, политической активности
2)Поддержка и помощь в развитии навыков и способностей, поддержка инициатив подрастающего поколения
3)Профилактика негативных явлений в молодежной среде с целью изменения жизненных ценностей и распространения здорового образа жизни
4)Социальная организация досуга молодежи, их участие в молодежных организациях, проектах, объединениях.
5)Гражданское воспитание и патриотическое воспитание молодежи
На основе теоретических и практических исследований мною была сформулирована следующая гипотеза: Молодежная политика современного государства – это не только одно из приоритетных направлений государства, но также и определяющий фактор многих сторон политической и социально-экономической жизни в стране.
Для молодежи необходимо эффективно освоить традиции и опыт предшествующих поколений, а также приобрести практические навыки и знания к определенной общественно-полезной деятельности, быть полностью готовой к непосредственному исполнению ответственных различных политических ролей. Формирующийся в процессе активного взаимодействия власти и молодежи социально-политический определенный диалог должен способствовать усвоению современным молодым поколением различных политических ценностей и норм, образцов поведения. Отношения современной власти, а также молодежи должны способствовать ее постепенному становлению как активного субъекта российской политики.
Злободневность темы молодежной активности вызвала интерес большого числа экспертов: ученых, работников администраций, общественных деятелей. Все они не просто имеют свой собственный взгляд на происходящее, но и открыто транслируют его через СМИ. Подобный плюрализм позиций соответствует демократическим принципам свободы слова.
Таким образом, в политической активной жизни современного общества центральное место занимает именно молодежь, какая-либо ее определенная общественная деятельность, различные молодежные организации.
Можно сказать, что молодежь – это такое поколение людей, в целом, которые постепенно проходят определенный этап взросления, то есть усвоения знаний и становления личности, определенных социальных норм и ценностей, которые требуются непосредственно для того, чтобы в итоге состояться как полноценный и полноправный член современного общества . Хотелось бы отметить, что у молодости имеется ряд различных особенностей, которые отличают ее от прочих возрастов. По своему определенному характеру молодость является переходным, так называемым «подвешенным» состоянием между детством, а также взрослостью. В определенных вопросах молодежь – это вполне зрелая, серьезная и ответственная, а в других – наивная, ограниченная и инфантильная. Данная двойственность определяет некоторые противоречия и проблемы, которые свойственны данному возрасту. Взросление – это усвоение различных навыков и знаний, а также первые попытки применить их на практике. Если же рассматривать молодежь именно с точки зрения ключевых видов деятельности, то данный период совпадает с определенным завершением образования, то есть учебной деятельности, а также вступлением в трудовую жизнь. Сегодня можно сказать, что в нашей стране молодежь и студенчество оказались подвержены определенному влиянию со стороны разнообразных средств массового активного политического манипулирования. Все это дало толчок к порождению в данной среде достаточно противоречивого отношения к политике, а также к политическим структурам в целом.
В своем исследование я решила узнать, как современная молодежь оценивает Государственную молодежную политику в нашей стране. Для этого было создано небольшое анкетирование из пятнадцати вопросов прямо или косвенно затрагивающих молодежную политику. Выборка составила 91 человек в возрасте от 14 до 30 лет.
В первом вопросе мы узнали возраст наших респондентов, возраст 90% процентов опрошенных составил от 18 до 30 лет, 7,7% опрошенных составили люди от 14 до 17 лет, оставшийся процент прошедших анкетирование составили люди старше 30 лет.
В рамках исследования нам также удалось выявить сферы деятельности молодежи, их интересы, стремлений молодежи, значимых качествах присущих человеку.
Следующие вопросы были направлены на выявление вопросов более конкретно связанных с темой молодежной политики. Нам удалось узнать – состоят ли опрошенные в молодежных общественных организациях. Около 45% ответили, что не состоят в общественных организациях, 38% процентов ответили да, а 17,4 % ответили, что сейчас не состоят в молодежных общественных организациях, но в дальнейшей перспективе планируют вступить (Рисунок 1).
Рисунок 1
Далее был вопрос о том, что готова ли современная молодежь принимать активное участие в развитии своего города, региона и страны в целом. Прекрасно было узнать, что никто не ответил нет, большинство же (68,5%) ответили да, потому что они считают это действительно важным, остальные (31,5 %) затруднились ответить (Рисунок 2).
Рисунок 2
Важно было узнать мнение молодежи по поводу того, на какие аспекты жизни должны быть направлены реформы в сфере молодежной политики. Большинство голосов набрали реформы в сфере трудоустройства (75%) и образования (70,7%), далее шли реформы связанные с семьей (59,8%), после чего в сфере культуры и здравоохранения по 45%, спорта (40,2%), меньше всего набрали реформы в волонтерской среде (26,1%)(Рисунок 3).
Рисунок 3
Ещё нужно было узнать у молодежи, почему ей полностью не удается реализовывать свой потенциал. Большая часть проголосовала за то, что это происходит из-за невостребованности молодежи на рынке труда (53,3%), следом шла неспособность руководства страны обеспечить необходимыми средствами и создать условия для развития молодежи (40,2%), после чего шла низкая активность молодежи (39,1%), меньшее количество раз выбирали варианты: недостаточность нормативных актов и отсутствие четкой базы для осуществления молодежной политики (27,2%) и плохое качество образования (20,7%) (Рисунок 4).
Рисунок 4
В заключении у респондентов спросили, как они в целом оценивают государственную молодежную политику в РФ. Мнения в этом вопросе немного разделились, но ровно 50% считают, что есть недостатки, он целом неплохо оценивают ГМП в России, 32,6% не очень хорошо оценивают ГМП, говоря о большом количестве недостатков, 15,2% оценивают ее положительно, остальные 2,2% оценивают ее категорически отрицательно (Рисунок 5).
Рисунок 5
После проведения опроса и подведения промежуточных итогов становится ясно, что молодежь действительно волнуют проблемы нашей страны и она действительно хочет участвовать в развитии своего города, региона и государства в целом, потому что для нее это важно. По мнению молодых людей первостепенными остаются социальные и экономические вопросы, она стремится к решению проблем по трудоустройству, достижению материальной стабильности и получению качественного высшего образования. По опросу заметно, что подавляющие большинство респондентов уже состоит или же в скором времени собирается вступить в различные молодежные организации, многие люди активно принимают участие в мероприятиях по молодежной политике. Очень радует, что во многих городах идет целенаправленная работа с молодежью, также важно отметить что опрошенные в целом неплохо оценивают Государственную молодежную политику в РФ. Подводя итог по анализу анкетирования, можно сказать, что молодежная политика в России развивается, но все-таки есть ещё недостатки, над которыми нужно работать.
Развитие молодёжной политики в нашей стране происходит, но к сожалению достаточно медленно. Для ускорения данного процесса государство использует достаточно большое количество методов, но эти методы не всегда бывают качественными, эффективными и действенными. Необходимо опираясь на прошлый опыт и ошибки не только нашей страны, но и других государств разрабатывать способы для улучшения молодежной ситуации. Во-первых главным вопросом остается создание единого федерального закона, который устанавливал бы фундаментальные основы ГМП, так как нередко законы федерального и регионального уровня могут не только не совпадать, но и вообще противоречить друг другу. Еще одной проблемой считается необходимость проводить агитационную и мотивационную работу с молодым поколением. Учитывая интересы, стремления, желания и возможности молодежи получится привлечь ее в общественную и политическую жизнь страны. Объемы финансирования в молодежную среду тоже остаются незначительными, что также является сдерживающим фактором. Ну и конечно же нужна заинтересованность всех сторон процесса как государства и его органов , молодежных организаций и объединений, так и самой молодежи. Только соблюдая и выполняя комплекс данных мер молодежная политика сможет продвигаться и развиваться.
Таким образом, никто сегодня не отрицает, что молодежь является важным экономическим и политическим ресурсом, который, кроме того, не сможет заменить никакая другая группа населения. Важно и осознание того, что молодежная политика не является изолированной задачей или направлением, она тесно вплетена во всю остальную политическую и экономическую ситуацию России. Несмотря на то, что, несомненно, административные ресурсы представляют центральную силу, ответственную за решение социально-экономических проблем в области, к решению острых вопросов активно привлекаются и представители других сфер деятельности. В то же время нельзя не учитывать региональные политические и социальные особенности. На наш взгляд, сейчас и для идеологов, и для практиков молодежной политики важно построить грамотную политику, основанную на постоянном мониторинге ситуации с молодежью и компетентной позиции руководителей.
Литература:
1. Зубок Ю.А. Теоретические и прикладные проблемы социального развития молодежи в обществе риска // Безопасность Евразии. – 2012. – № 3. – С. 124-141.
2. Терентьева А.В. Научный подход в реализации государственной молодежной политики // Теория и практика общественного развития. – 2013. – №11. – С. 88-90.
3. Царихин В.А. Государственная молодежная политика России: особенности правового обеспечения в различные исторические этапы // Право: современные тенденции: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014 г.). – Уфа: Лето, 2014. – С. 47-48.
4. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологическое исследование. 1998 год №3 97 с.
5. Сидоренко М.В. Использование механизма социального регулирования в молодежной политике // Современные проблемы науки и образования. – 2014 год №2. 695 с.
6. Молодежь России: Тенденции и перспективы / под ред. И.М. Ильинского – М., 2008 год. 100 с.