ИЗУЧЕНИЕ ВИДОВ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИЗУЧЕНИЕ ВИДОВ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Семягина А.С. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная статья посвящена исследованию проблемы развития памяти подростков и выявлению эффективных методов ее развития.

Памятьпредставляет собой процессы сохранения и организации предшествующего опыта, создающего возможность его повторного использования в деятельности или возращение в область сознания[5].

Подростковый возраст –период перехода от детства к взрослости, а также жизненный этап, проживая который ребенок постепенно становится взрослым человеком[1]. На данном этапе жизни ребенка происходят важнейшие процессы, связанные с перестройкой памяти. Прежде всего активно начинает развиваться логическая память (использование логических операций в процессе запоминания). Способность к запоминанию постоянно, но медленно растет до 13 лет. С 13 до 15-16 лет ученые отмечают наиболее быстрый рост памяти. Совершенствуется запоминание словесной и образной информации, увеличивается быстрота процесса запоминания; объем сохраненного в памяти материала; улучшается продуктивность памяти[5].

Также можно перечислить и факторы, влияющие на развитие памяти подростков: естественно, это возраст, в первую очередь, далее можно сюда отнести здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, а также мотивация к памяти, т.е. разделение ребенком информации на ту, которую он хочет запомнить, которая ему интересна, и на противоположную, ненужную для него информацию, запоминать которую ему совсем не хочется.

Вышеотмеченные факты говорят о том, что память подростка вовсе не простой познавательный процесс, и чтобы подробнее разобраться во всех её тонкостях, необходимо провести практические исследования.

Наше эмпирическое исследование проводилось на базе средней образовательной школы с обучаемыми 7-х классов (средний возраст 13 лет). Объём выборочной совокупности составил 22 человека.

Для выявления качества памяти подростков были использованы следующие методики:

1.Методика «Оценка зрительной памяти». (Цель: оценка эффективности зрительной памяти у подростков). Здесь необходимо было запомнить и вспомнить от 10 слов и выше, предложенных в методике[3].

Данная методика показала результат, что качественная зрительная память преобладает у 20 детей (90,9% от общего количества испытуемых). Низкое качество зрительной памяти – у 2 детей (9,1% от общего количества испытуемых). Испытуемые не смогли вспомнить достаточное для нормы количество слов (менее 10).

2.Методика «Оценка слуховой памяти учащихся» (Цель: оценка эффективности слуховой памяти у подростков.) [3].

Было выявлено, что низкое качество слуховой памяти наблюдается у 11 детей (50 % от общего количества испытуемых), но в то же время и качественная слуховая память – у 11 детей (50% от общего количества испытуемых).

3.Методика А.Р.Лурии«Диагностика опосредованной памяти» (Цель применения: выявление умения школьников выстраивать ассоциативные связи)[3].

Высокий коэффициент запоминания был выявлен у 19 детей (10 человек с коэффициентами, входящими в интервал от 50 до 75% (45,5% от общего количества испытуемых); 9 человек с коэффициентами в интервале от 75 до 100% (40,9% от общего количества испытуемых)). Данные коэффициенты являются нормой и указывают на хорошо развитую способность подростков выстраивать ассоциативные связи.

Низкий коэффициент запоминания выявлен у 3 детей (1 ребенок с коэффициентом, входящим в интервал от 0 до 25% (4,5% от общего количества испытуемых); 2-е детей с коэффициентами в интервале от 25 до 50% (9,1% от общего количества испытуемых).

4.Методика «Память на образы».(Цель: методика предназначена для изучения образной памяти) [3].

Большинству ребят удалось вспомнить значительное количество образов, предложенных методикой, что является нормой для их возраста. Это позволяет сделать вывод, что образная память у подростков 13-14 лет очень хорошо развита, и они могут воспроизвести в памяти многие увиденные образы. Хорошо развитая образная память позволяет подростку легко ориентироваться в учебной деятельности, связанной с использованием словесных, зрительных и иных образов.

5.Методика «Запоминание чисел». (Цель: методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности) [3].

Здесь выявились следующие показатели: неудовлетворительное качество слуховой памяти – у 1 ребёнка (5 % от общего количества испытуемых); удовлетворительно качественная слуховая память – у 0 детей (0% от общего количества испытуемых); хорошее качество – у 6 детей (27% от общего количества испытуемых); очень хорошее качество – у 5 детей (23% от общего количества испытуемых); высококачественная память – у 10 детей (45% от общего количества испытуемых).

Низкокачественная память была выявлена лишь у 1-го испытуемого. Остальная часть группы испытуемых (21 человек) владеет числовой памятью хорошего и более высокого качества.

На основе анализа результатов тестирования мы можем предложить школьникам следующие правила для тренировки памяти:

1. Ставь цель запомнить надолго

2. Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой

3. Заучивай с желанием знать и запомнить

4. Тренируй внимание и наблюдательность. Вспоминая предмет, вспоминай его детали.

5. Начинай повторять до того, как материал начал забываться.

6. Заучивай и повторяй небольшими частями – лучше по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.

7. Память любит разнообразие. После математики лучше учить историю, после химии – литературу.

8. Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день[3].

Таким образом, чтобы предотвратить проблемы в развитии памяти подростков, необходимо использовать определенные методы, чтобы укреплять и развивать память подростков. К ним относятся метод изучения правил по запоминанию информации, а также некоторые задания, выполнение которых принесет большой успех в росте данного познавательного процесса. Первый метод позволит наиболее эффективно организовывать процесс запоминания, тем самым развивая саму память у подростка. К заданиям относятся различные упражнения на развитие и укрепление зрительной памяти подростка, егочисловой и долговременной памяти, а также выявление его умения выстраивать ассоциативные связи. Например, упражнения на зрительное запоминание карты символов, на запоминание логической последовательности и др.

Таким образом, можно сказать, что проблема низкого уровня развития памяти у подростка вполне решаема, если приложить для этого некоторые усилия как родителей, так и самого педагога. Это крайне необходимо для гармоничной учебной деятельности, а соответственно, для личностного развития подростка. Поэтому представленные материалы могут стать полезными для педагогов и родителей при организации учебной деятельности подростков.

Список литературы:

Возрастная и педагогическая психология [Электронный ресурс]. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973. – Режим доступа:https://studfiles.net/preview/1818068/page:9/

Маклаков А.Г. Общая психология. [Электронный ресурс]. – СПб.: Питер, 2002. – 582 с. – (Серия «Учебник нового века»). Режим доступа:http://univer.nuczu.edu.ua/tmp_metod/876/OP.pdf

Настольная книга классного руководителя 5-8 –е классы/ Алоева М.А., Бейсова В.Е.- Изд.4-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 345 с.

Психология памяти. [Электронный ресурс]. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М: ЧеРо, 2000. - 816 с.Режим доступа:http://padabum.com/d.php?id=179075

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.Психология и педагогика – СПб.: Питер, 2008.- 432 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.

Просмотров работы: 1702