ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Рахимов А.Х. 1
1Уфимский государственный авиационный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно исследованию OECD, в России обучается порядка 3% студентов от общемирового количества молодых людей, решивших получать высшее образование за рубежом. В докладе Международного департамента и Центра социологических исследований приводится точная цифра — 156 211 человек, на 11,9% больше, чем в 2018 году. «Причина, по которой иностранные студенты стараются приехать учиться в Россию – это традиционно высокое качество обучения в российских вузах. Важным также является то, что в России иностранные студенты могут не только обучаться бесплатно на бюджетной основе, но и получать стипендию. Это особенно привлекает выходцев из небогатых семей. Кроме этого в руководстве ведущих предприятий многих стран Азии и Африки сегодня находятся люди, получившие в молодости высшее образование в СССР и хорошо относящиеся к России» [1, с. 59].

В связи с требованиями, предъявленными Министерством науки и высшего образования Российской Федерации к высшим учебным заведениям, каждый вуз стремится зачислить большое количество иностранных студентов.

У иностранных абитуриентов, которые бы хотели поступить и окончить вуз в России, есть одна основная проблема — языковой барьер. Русский язык считается одним из сложных языков в мире.

Для увеличения количества студентов, вузам приходится проводить агитационные мероприятия, проводить онлайн олимпиады, создавать выездные приемные комиссии, заключать агентские договора по привлечению студентов. Открытие программы на английском языке – необходимое действие для выдерживания конкуренции среди вузов России. В Уфимском государственном авиационном техническом университете УГАТУ обучается немного больше 300 иностранных студентов, в то время как в Уфимском государственном нефтяном техническом университете УГНТУ обучается свыше 1500 студентов.

В связи с этим, в УГАТУ вот уже второй год реализуют программу подготовки бакалавров 25.03.01 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» на английском языке.

Конечно, главным преимуществом УГАТУ перед столичными вузами является стоимость обучения (в Московском авиационном институте та же программа на английском языке стоит около 7000 $ в год, когда в УГАТУ 4500 $). Вторым преимуществом можно назвать спокойную обстановку в городе, довольно толерантное отношение ко всем национальностям, гостеприимство жителей.

На первом и втором курсе обучаются лишь арабские студенты.. Конечно же, иностранные студенты столкнулись со множеством проблем. Первая – не владение иностранным языком сотрудников общежития и администрации университета, что усложняет процесс заселения в общежитие, оформления документов. Вторая - в арабских странах английский язык не является государственным языком (как и в России), поэтому студентов, владеющих английским языком в совершенстве нет. Из-за этого возникают трудности общения с преподавателем во время занятий, неполное понимание материалов студентами. Третья – в связи с тем, что в группе обучаются только студенты из арабских стран, они общаются между собой на арабском языке, как следствие – русский и английский язык не употребляется в повседневном разговоре и уровень владения этими языками не растет.

Проблемы коснулись и преподавателей. По новым профессиональным стандартам, преподаватель, читающий предметы на иностранном языке должен сдать тест на профессиональное знание языка. Естественно, таких преподавателей в университете нет. Учебные планы, рабочие программы, методические пособия, презентации, доклады должны быть переведены на английский язык, что занимает очень много времени и ресурсов. Университет не обеспечен научно-методической литературой на английском языке. Профессора на основной кафедре «Авиационных двигателей» не владеют английским языком, что уменьшает качество образования. «Первая и основная проблема технологического отставания российского образования заключается в том, что зачастую преподаватели высшей школы, даже если они и понимают поставленные перед ними задачи, то сами не владеют всеми соответствующими методами и не готовы этому обучать студентов. Также должен быть пересмотрен сам учебный процесс высшего образования: его концепция и методическое сопровождение» [2, с. 434].

Все эти проблемы планируется устранить в ближайшее время. Для этого университету будет необходимо приобрести учебно-методическую литературу на английском языке, обучить преподавателей английскому языку и сделать очень мощную агитационную кампанию для привлечения большего количества студентов и поднятия престижа вуза, поднятие позиций вуза в международных рейтингах.

Иванова А.Д., Раэриндзатуву Ж.С. Проблемы психолого-педагогической адаптации иностранных студентов в России // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 4. - С. 57-61. URL: http://pedagogy.science-review.ru/pdf/2017/2017_4.pdf

Лакман И.А., Иванова А.Д. Перспективы применения кейс-обучения в высшей школе // Электронное обучение в непрерывном образовании 2018. V межд. научно-практ. конф. (18-20 апреля 2018 г.): сб. научн. трудов. Ульяновск: УлГТУ, 2018. - с. 433-440.

Просмотров работы: 139