ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Щавлева В.А. 1, Пшеничнова И.В. 1
1ШФ ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема развития творческого мышления до сих пор является одной из самых распространенных в педагогической практике. Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов личности. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Творческое мышление напрямую зависит от уровня развития того вида мышления, которое имеет пик развития в определенном возрасте (наглядно-действенное, образное и др.). Поэтому важно с самого детства развивать у ребенка и творческое мышление, и критическое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте, ведь с понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта.

С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения: меняется режим дня, социальная ситуация развития, отношения с окружающими людьми. Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Учебная деятельность для многих поначалу является привлекательной: детям хочется научиться читать, правильно и красиво писать, считать и они проявляют в этом отношении большую активность и старательность [2, с. 43]. Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Младшие школьники находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки. Запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново.

Творческое мышление в младшем школьном возрасте приобретает внутреннюю связь между процессуальным компонентом и личностно-регулятивной частью. Этому способствует и возрастающая самостоятельность детей. Учебная деятельность, помимо всего прочего, дает развивающемуся творческому мышлению ребенка импульс мотива субъективной значимости.

Творческая активность всячески поощряется и вознаграждается положительными оценками. В свою очередь это чревато изменением мотива: зачастую для младших школьников положительная оценка и похвала становятся более важными, чем найденное решение. Такой подход детей к учебе, в сущности, вполне естественен и отвечает возрастным особенностям периода. Известно, что мотив субъективной значимости творческого решения остается у детей этого возраста неустойчивым и крайне несовершенным, хотя он впервые появляется в онтогенетической истории их развития. В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется прежде всего содержательная сторона переживаний. Младшего школьника радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению [3, с. 39]. Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей.

Таким образом, можно сказать, что характерными особенностями детей младшего школьного возраста, определяющими развитие у них творческого мышления, являются: доверчивая обращенность к внешнему миру; мифологичность миросозерцания (переплетение реального и вымышленного на основе неограниченной фантазии и эмоционального восприятия); свободное развитие чувств и воображения; бессознательное и позже – регулируемое чувством или замыслом подражание; построение моральных идеалов – образцов; обусловленность оценкой взрослых нравственные понятия добра и зла.

Эмпирическое исследование уровня развития творческого мышления проведено нами на базе МОУ Гимназия № 1 г. Шуя Ивановской области. В исследовании приняли участие 20 учащихся третьего класса.

Для проведения исследования мы выбрали следующие методики:

Методика Т.С. Комаровой «Дорисуй круг», заключающаяся в выполнении задания – дорисовывания шести кругов. Методика направлена на определение уровня развития творческого мышления Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания) [1, с. 32].

Опросник креативности Дж.С. Рензулли и Р.К. Хартмана, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. По результатам исследования выделяют уровень креативности личности: очень высокий, высокий, средний, низкий, очень низкий [1, с. 38].

Практическое задание «Нарисуй птицу», направленное на изучение творческого мышления учащихся по следующим критериям: содержание рисунка, особенности изображения, композиционное решение, пластика, колорит. Исходя из критериев оценивания рисунков, детям проставляется соответствующий уровень развития творческого мышления [1, с. 43].

Результаты исследования по методике Т.С. Комаровой «Дорисуй круг» показали, что 60% испытуемых (12 детей) имеют средний уровень творческого мышления: школьники наделили образным значением все или почти все круги, но допускали практически буквальное повторение (например, мордочка), оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик и т.п.).

Четвертая часть детей демонстрирует (25%) высокий уровень творческого мышления: младшие школьники выполнили различные по характеру рисунки: ягоды и фрукты, смайлики, лица людей, мордочки животных, использовали кружочки в качестве колес транспорта.

3 детей (15%) детей показали низкий уровень творческого мышления – не смогли наделить образным решением большую часть кругов, задание выполнили не до конца и небрежно, творческое мышление этих детей развито недостаточно.

Результаты исследования по опроснику креативности позволили определить, что большая часть детей (11 детей – 55% испытуемых) обладают средним уровнем креативности. Это говорит о том, что младшим школьникам свойственна работа «по образцу», но при определенной помощи и подсказке такие дети способны к творческой инициативе. Очень высокий и высокий уровни креативности показали 4 ребенка (1 чел. (5%) и 3 чел. (15%) соответственно), что означает, что дети способны к нестандартному мышлению, поиску и достижению универсальных целей в жизнедеятельности и поведении, уровень их творческого мышления развит высоко. Низкий уровень креативности показали 3 детей (15%), очень низкий – 1 ребенок (5%), таким детям несвойственна творческая инициатива, они не способны к творческому мышлению.

Результаты исследования развития творческого мышления по методике «Нарисуй» следующие: 5 детей (25% испытуемых) показали высокий уровень развития творческого мышления – выполнили яркие творческие рисунки, разными красками, использовали нестандартные методы изобразительной деятельности, заполнили большую часть листа красочным фоном, в рисунке наблюдается сюжет, по нашей просьбе дети смог ли описать нарисованное несколькими предложениями.

11 учащихся (55%) показали средний уровень творческого мышления – ученики проявили малую часть творческой инициативы, выполнили рисунок двумя или тремя цветами, заполнили не менее половины листа, в рисунке наблюдаются конкретные предметы или силуэты.

4 школьника (20%) продемонстрировали низкий уровень творческого мышления – учащиеся выполнили свои рисунки одним цветом, в конкретной части листа, для педагога недоступно понимание рисунка без объяснения детьми, что у них нарисовано.

В результате проведенного эмпирического исследования мы установили, что большая часть детей (11 детей – 55%) демонстрирует средний уровень развития творческого мышления, проявив малую часть творческой инициативы, выполнив рисунок двумя или тремя цветами, заполнив не менее половины листа, в рисунках школьников наблюдаются конкретные предметы или силуэты. Вместе с тем при поддержке и помощи взрослых дети способны к проявлению творческой инициативы.

На основании проведенного исследования мы можем предложить три направления развития творческого мышления:

художественно-дидактические игры. Игру можно предложить как для «разминки», в виде коротких упражнений в начале занятия, так и посвятить ей урок полностью. Во втором случае результатом такой игры становятся самостоятельное произведения (напр., в играх «Волшебные кляксы», «Волшебная ниточка», «На что похожи наши ладошки» и др.);

рисование на темы. Важным умением творческого человека является способность взглянуть на мир со стороны. Для развития этой способности ребенок должен иметь знание о том, что представляют собой «другие стороны» восприятия мира. Кроме того, в творческом процессе большую роль играет комбинирование, перестановка, изменение положения уже известных элементов. Творческие задания носят открытый характер, вариантов столько же, сколько и детей. Роль учителя здесь состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих различий;

применение выразительных средств живописи и рисунка. Здесь особо выделяются нетрадиционные техники, которые можно применять на уроках рисования, а также на других уроках. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию творческого мышления, воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Работы, выполненные в нетрадиционных техниках, не могут иметь однозначного, правильного или не правильного, результата. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

В качестве творческого домашнего задания можно предлагать детям подготовить сказку, басню на заданную тему. Даже если школьнику помогут родители, он обязательно проявит свои способности, в данный процесс будет включено творческое мышление.

Список литературы

Велтистов М. Е. Развитие творческого воображения на занятиях изобразительным искусством // Детское творчество, № 3. – М.: Народное образование, 2006

Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Просвещение, 1991. – 174с.

Пономарев, Я. А. Перспективы развития психологии творчества / Я. А. Пономарев // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. – М.: Институт психологии РАН, 2006.

Просмотров работы: 67