Актуальной проблемой как в отечественной, так и в зарубежной психологии является формирование мотивации обучающихся. Человеческие действия основываются на определенных мотивах и направлены на определенные цели.
Что же такое мотив? Мотив – это то, что зaстaвляет человека действовaть. Не зная мотивов, невозможно понять, почему человек стремится именно к этой, а не другой цели. В современном образовании учебная мотивация считается одним из критериев эффективности психолого-педагогического процесса. Формирование учебной мотивации можно назвать одной из ведущих задач, дающих наибольшей эффект обучения. Огромное внимание к воспитательному процессу уделяется в детском саду, поэтому многие дети приходят в школу уже так скажем «уставшими». Главной задачей учителя является мотивирование обучающегося, без чего невозможно решить какие-либо педагогические задачи. Для того чтобы восстановить интерес учащихся начальной школы к школе, учителям необходимо пройти долгий путь, чтобы повысить свой уровень учебной мотивации, поскольку именно мотивация оказывает наибольшее влияние на эффективность учебной деятельности.
Мотивом образовательной деятельности являются факторы, определяющие проявление образовательной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.д. В настоящее время в современной психологии множество различных теорий.
Так почему же проблема мотивации обучения важна для учителей и почему нужно мотивировать учеников?
Мотивация важна для учебной деятельности, так как она формируется:
организацией учебного процесса;
учебным заведением и системой образования, в котором осуществляется образовательная деятельность;
характеристикой ученика (возрастом, полом, интеллектуальным развитием, способностями, уровнем стремлений, самооценкой, взаимодействия с другими учениками и т.д.);
особенностями преподавателя и системой его отношения к ученику, к своему делу.
Учебная мотивация проявляется у различных возрастных групп школьников по-разному. Чтобы понять своеобразие мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом.
Выделяется три периода:
младший школьный возраст (7-10 лет, обучающиеся начальных классов),
средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, обучающиеся 5-9 классов),
старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов).
Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности.
Младший школьный возраст характеризуется тем, что ребенок впервые включается в новую социально-значимую активность, важную не только для него, но и для окружающих. Известно, что к концу дошкольного детства, как правило, у ребенка формируется достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Эта мотивация проявляется в ощущении необходимости посещать школу (носить школьную форму, рюкзак), включиться в новую для него деятельность-обучение, занять новое положение среди окружающих. Вместе с этим существуют и объективная готовность к школе, определенный уровень умственного развития, а также наличие знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу.
Общая динамика мотивов обучения от 1-го к 4-му классу выявляет следующее:
В начале у школьников появляется интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т.д.).
Затем возникает интерес к первым результатам своего учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого – к учебному процессу, содержанию обучения, а еще позднее – к способам добывания знаний.
Снижение интереса происходит более заметно в тех классах начальной школы, где преобладает установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, где активность школьника носит воспроизводящий, подражательный характер. То есть учащиеся начальной школы проявляют интерес к тем заданиям, где есть возможность инициативы и самостоятельности. В этом возрасте ученики отдают предпочтение более трудным заданиям.
Средний школьный возраст благоприятен для развития познавательных интересов. Многие виды внеклассных и внешкольных увлечений (кружки, секции и др.) способствуют развитию познавательных мотивов в этом возрасте. Укрепляется интерес к способам приобретения знаний. Основой этих мотивов является стремление школьников к взрослости. Им импонируют анализ и обсуждение методов познания, путей научного поиска, что очень обогащает их представления о приемах самостоятельного пополнения знаний. Вместе с тем подростки пока с трудом осознают этот вид учебных мотивов.
Большинство школьников 5-9 классов считает, что для них наиболее главным является мотив овладения новыми знаниями, а мотив же овладения способами добывания знаний осознается как значимый очень редко. В подростковом возрасте продолжают развиваться и мотивы самообразования. Задачи самообразования становятся более конкретными, причем на первый план выступают близкие цели (например, сдать экзамены, поступить в колледж) без определенной связи с целями выбора профессии и развития личности в целом. Способами осуществления самообразования здесь являются выборочное и довольно систематическое чтение новых источников, усвоение новой информации и одновременно максимальное использование материала школьной программы.
Для старшего школьного возраста школьная жизнь характеризуется следующим:
близость факта завершения среднего образования и необходимость выбора профессии;
в 18 лет — гражданское совершеннолетие и получение гражданских прав; позиция самих одиннадцатиклассников в школе как старших;
знакомство с новыми формами обучения (семинары, зачеты и др.) и усложнение в связи с этим учебной деятельности;
развертывание зрелой деятельности по самообразованию.
Развитию мотивации учения в этом возрасте способствует ряд особенностей старшеклассника:
потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего; наличие социальных мотивов долга, ответственности перед обществом;
склонность к осознанию школьником своего мировоззрения как социальных и познавательных мотивов, ценностных ориентаций;
осознание своих возможностей в выборе профессии, своей жизненной позиции;
переход от предполагаемых перспективных целей к реальным, готовность к принятию решений, касающихся не только себя, но и других;
повышенный интерес ко всем формам самообучения;
стабильность интересов, независимость от мнения окружающих.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики с интересом и желанием ходили на уроки, учились в школе. В этом заинтересованы и родители школьников. Но иногда учителя и родители сталкиваются с такой ситуацией, когда ребенок говорит о том, что он мог бы хорошо учиться, но у него нет желания, или он просто не хочет учиться. Поэтому перед педагогами и школой была поставлена задача формирования и развития у ребенка позитивной мотивации к учебной деятельности.
Так как начало развития мотивации учения связано с обучением в начальных классах, именно в этом возрасте важно выстроить работу с учеником таким образом, чтобы его интерес к познавательной деятельности становился всё более устойчивым. Сформулируем основные рекомендации для учителей начальных классов по развитию учебной мотивации младших школьников:
При организации своей работы преподаватель должен использовать различные методы мотивации (эмоциональные и познавательные).
В начале урока следует дать ученикам возможность самостоятельно сформулировать основное учебное задание.
Создавать условия для самоконтроля и самооценки своих возможностей. С помощью поставленных задач и критериев ученики смогут самостоятельно распределять свои возможности и определять, что им нужно повторить или что еще им нужно изучить и сделать, чтобы подготовиться к изучению темы.
Учитель должен использовать в своей работе включение современных и игровых технологий, которые обеспечат представление материала в форме, которая является нестандартной и привычной для современных детей.
Применение различных способов взаимодействия детей друг с другом, поможет так же сформировать их мотивацию для совместной учебной деятельности
С развитием учебной мотивации учителю нужно обращать внимание не только на внешние мотивы, но и на внутренние. Для этого детям должны быть даны такие учебные задачи, чтобы их воспринимали и принимали на внутреннем уровне, то есть эти задачи должны приобретать значимость и находить отклик в их опыте.
Необходимо наладить отношения учителя с классом, поскольку успешные психологические условия в классе являются важным для успешного получения информации.
Также следует обращать внимание и отмечать высокую активность каждого учащегося, его успехи и оригинальность в решении поставленной задачи, а также отмечать дополнительно качество подготовки к уроку.