Физическая культура и спорт как средство профилактики аддиктивного поведения у современной молодежи - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Физическая культура и спорт как средство профилактики аддиктивного поведения у современной молодежи

Семкина В.И. 1, Попович А.П. 1
1УрФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема аддиктивного поведения является одной из наиболее острых проблем во всем мире. Последствия такого саморазрушительного поведения приводят к непоправивимым изменениям психики, функционирования внутренних органов и систем, а также деградации личности и общества в целом. 

Аддиктивное поведение – это один из типов девиантного поведения, которое выражается желанием избавиться от психологического дискомфорта с помощью определенных веществ (алкоголь, наркотики) или повторяющихся действий (игромания, трудоголизм, переедание). Addictus (аддиктус) – юридический термин, которым называют должника, осужденного на рабское повиновение кредитору. То есть метафорически аддиктивное поведение – это глубокая зависимость от внешней принуждающей силы, которая требует полного повиновения и получает его. Соответственно аддикт – зависимый человек, не способный контролировать свое пристрастие к тем или иным поступкам.

Аддиктивным поведением в психологии называют целую группу расстройств, объединенных одним термином «болезни зависимости». Обычно такой образ действий разрушительно влияет на здоровье и деятельность самого аддикта, его ближнее и более широкое социальное окружение.

В связи с обострением аддиктивного поведения в молодежной среде появляется необходимость изучения профилактических средств по предотвращению зависимостей у молодого поколения.

Под профилактикой зависимого поведения в настоящее время понимается комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ, а также предупреждения развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (Евсеев С.П. 2002)

Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ или специфической активности, вызывающих болезненную зависимость.

Вторичная профилактика направлена на предотвращение формирования аддикции, предполагает работу с людьми, эпизодически употребляющими ПАВ, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни.

Третичная профилактика (или реабилитация зависимых) направлена на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, проводится среди больных наркоманиями и токсикоманиями. На данном этапе предполагается проведения комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного наркоманиями и токсикоманиями, включая алкоголизм, и возвращение его в семью, образовательное учреждение, к общественно полезной деятельности.

В результате анализа научной литературы было выявлено, что факторы риска зависимого повеления – это условия, предрасполагающие к употреблению психоактивных веществ и формированию наркомании (Евсеев С.П.). Факторы риска делятся на социальные и психологические.

Социальные факторы риска – условия жизни человека в различных социальных обществах – подразделяют на макро- и микросоциальные. К макросоциальным факторам риска наркотизации относятся: ухудшение социально-экономической ситуации в стране. Факторы риска на микросоциальном уровне обусловлены ближайшим окружением ребенка и подростка – семьей, образовательным учреждением, группой сверстников.

Среди семейных факторов риска специалисты выделяют следующие: воспитательные стили (гипер- или гипоопека, противоречивое воспитание, воспитание одним родителем, наличие семейных конфликтов, постоянная занятость родителей и другие)

Факторы риска связанные с пребыванием ребенка, подростка в образовательном учреждении: раннее асоциальное поведение (робость, пассивность или наоборот, агрессия, нарушение дисциплины), академическая неуспеваемость, конфликтные отношения со сверстниками, педагогами и др.

Факторы риска связанные с ближайшим окружением (группой сверстников): одобрение наркотизации в ближайшем окружении, отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками (Евсеев С.П.).

Психологические факторы:

1. Индивидуально-психологические и нервно-психические аномалии личности: низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность, импульсивность, склонность к рискованному поведению, недостаточная социальная адаптация, низкая стрессоустоичивость.

Для копинг-поведения, способствующего формированию зависимости, характерно: - изменение соотношения базисных копинг стратегий (под которыми понимаются «способы преодоления стресса, совладание с ним») в его структуре: ведущей копинг-стратегии является базисная стратегия избегания, промежуточное положение занимает стратегия разрешения проблем, наиболее слабо выражена стратегия социальной поддержки.

- преобладание мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха.

- преимущественная ориентация копинг-стратегий не на стрессор (изменение внешних условий), а на уменьшение психоэмоционального напряжения, связанного со стрессом.

-негативная, слабо сформированная «Я-Концепция», низкий уровень развития способности к сопереживанию, неадекватное восприятие социальной поддержки, подчиненность среде и т.д.

- Использование ситуативных стратегий совладания.

2. Нравственная незрелость личности: отрицательное отношение к обучению, отсутствие социально-одобряемой активности и социально значимых установок, узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов, неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установок на трудовую деятельность, дефицит мотивации достижений, уход от ответственности.

Установлено, что физическая активность умеренной и высокой интенсивности прямо и опосредованно способствует сохранению и укреплению здоровья (Н.А. Амосов, 1987; В.К. Бальсевич, 2000; В.И. Белов, 1995; С.Н. Блэйер, 1994; Н.Н. Вавилова, 2002; В.А. Вишневский, 2002; В.Г. Тристан, 1994; A. Steptoe, 2000; G.J. Welk, 2002 и другие). В свою очередь, снижение уровня физической активности в молодежной среде при одновременном повышении нервно-эмоционального напряжения приводит к ухудшению состояния здоровья (В.А. Вишневский, 2002).

Для выявления профилактического потенциала физической культуры и спорта было проведено исследование на базе Уральского федерального университета. В исследовании приняли участие 30 студентов в возрасте от 19 до 23 лет. Участники эксперимента были равномерно разделены на две группы. В первую группу были набраны студенты, занимающиеся физической культурой только на занятиях в учебном заведении (2 раза в неделю). Вторая группа была сформирована из числа студентов-спортсменов. Всем респондентам был предложен тест-опросник «Аддиктивная склонность» (Юсупов В.В., Корзунин В.А.).

В результате анкетирования были получены следующие данные:

- Средний показатель для студентов-спортсменов равен 6,5 баллов;

- Для студентов, не занимающихся спортом, средний показатель составляет 15 баллов, что в свою очередь, является показателем умеренно выраженного риска зависимого поведения. Стоит отметить, что среди респондентов в этой группе встречались студенты с выраженными признаками аддиктивного поведения.

Так, можно утверждать, что регулярные и постоянные занятия спортом способствуют формированию волевых качеств. Умение ставить реальные, достижимые цели и добиваться их способствует коррекции уровня притязаний, повышает уверенность в себе. С помощью занятий студенты обучаются конструктивному выражению своей агрессии, снижается тревожность, импульсивность, реализуется склонность к рискованному поведению в социально приемлемых формах. Обучение методам саморегуляции позволяет снимать психоэмоциональное напряжение, достигать душевного спокойствия и так далее.

Физическая культура и спорт являются эффективным механизмом для самореализации, самосовершенствования и самовоспитания человека, для его самовыражения и развития. Занятия спортом повышают способность выдерживать интенсивные или необычные нагрузки, высокий уровень активации, чрезмерное возбуждение и эмоциональное напряжение. Формируется оптимистичный взгляд на жизнь. Личность студента становится более устойчивой к стрессу. Все это, как отмечают специалисты, является залогом психологической устойчивости к аддиктивному поведению.

Список литературы:

Коргут С.В. Профилактика аддиктивного поведения подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта // Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук: материалы ежегодной межрегиональной научно-практической конференции. Петропавловск-Камчатский: Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, 2012. С 91-102.

Тест-опросник «Аддиктивная склонность» [Электронный ресурс].URL: http://hrm.stolin.edu.by/main.aspx?guid=4471 9дата обращения: 15.12.2019).

Просмотров работы: 204