История Дирижаблестроения в Долгопрудном - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

История Дирижаблестроения в Долгопрудном

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Город Долгопрудный обязан своим рождением предприятию по производству дирижаблей, строительство которого было начато в 1931 году неподалёку от железнодорожной платформы «Долгопрудная». Вскоре предприятие получило наименование «Дирижаблестрой» (ныне — Долгопрудненское научно-производственное предприятие, разрабатывает и производит вооружение ПВО).

В конце 1931 года при Главном управлении (ГУ) Главвоздухфлота была создана организация «Дирижаблестрой», которая должна была проектировать, производить и эксплуатировать дирижабли, а также совершенствовать методы их эксплуатации. В апреле 1932 года в районе станции Долгопрудная началось строительство, постепенно здесь были построены производственные цеха и вспомогательные сооружения, эллинги для дирижаблей, газовый завод, производивший водород, жилые и коммунально-бытовые здания, несколько магазинов и ларьков.

Предприятие начало работать 5 мая 1932 года под названием «Дирижаблестрой». В мае 1932 года «Дирижаблестрой» получил из Ленинграда три дирижабля мягкого типа: СССР В-1, СССР В-2 (Смольный) и СССР В-3 (Красная звезда). Они предназначались для учебно-агитационных полетов и испытаний их применения в народном хозяйстве. 7 ноября 1932 года над Красной площадью прошли четыре советских дирижабля: В-1, В-2, В-3 и В-4. К 1933 году СССР овладел техникой проектирования, строительства и эксплуатации дирижаблей мягкого типа.

«Дирижаблестрою» была поставлена задача: организовать производство дирижаблей полужёсткого типа. Для этого в СССР был приглашён выдающийся итальянский аэронавт и конструктор дирижаблей Умберто Нобиле, на какое-то время связавший свою судьбу с СССР. Нобиле вместе с группой итальянских специалистов прибыл в Долгопрудный в мае 1932 года.

В конце февраля 1933 года Нобиле совместно с советскими инженерами создал первый советский полужесткий дирижабль СССР В-5. 27 апреля 1933 года В-5 совершил свой первый полет продолжительностью 1 час 15 минут.
В 1933 году В-5 совершил более 100 полётов.

Дирижабль «СССР В-6» («Осоавиахим») был создан на основе конструкции итальянского дирижабля N-4. Первый полет «СССР В-6» состоялся 5 ноября 1934 года под командованием У. Нобиле. Одновременно с воздушным судном «СССР
В-6» строился дирижабль «СССР В-7» (Челюскинец). Его первый полет состоялся 16 июля 1934 года. В 1935 году был построен дирижабль «СССР В-7 бис», а в 1936 году «СССР В-8».

Вплоть до 1935 года посёлок при предприятии не имел не только собственного наименования, но и официального статуса населённого пункта. В конце декабря 1934 года состоялись первые выборы в поселковый совет, а 1 июля 1935 года «городок» был официально отнесён к категории рабочих посёлков и получил наименование Дирижаблестрой. Вероятно, из соображений секретности 19 октября 1937 года посёлок переименовали в Долгопрудный.

В 1936 году на базе комбината «Дирижаблестрой» был создан завод № 207, который начал осваивать производство истребителей И-207. До 1940 года предприятие продолжало выпускать воздухоплавательную технику различного типа. В 1937 году был построен дирижабль СССР В-10 мягкого типа. Он предназначался для обучения и тренировки экипажей дирижаблей. Первый полет В-10 состоялся 14 января 1938 года.

Во время Великой Отечественной войны «Дирижаблестрой» так же выпускал бомбардировщики Су-2, Пе-2 и Ту-2, ночные ближние бомбардировщики Як-6, самолёты По-2, лёгкие самолёты конструктора
А. С. Яковлева. За период 1931-1939 гг. было построено и модернизировано 16 дирижаблей различного объёма и типа. Все они по своим лётно-техническим характеристикам не уступали зарубежным. В марте 1942 года, по решению Генерального штаба СА, в Воздушно-десантных войсках был сформирован 1-й Отдельный воздухоплавательный дивизион, в состав которого входило 3 отряда десантных аэростатов и отряд транспортных дирижаблей. Местом дислокации дивизиона стал город Долгопрудный.

С мая 1942 года началась интенсивная массовая подготовка парашютных частей Советской Армии, где основным средством обеспечения выполнения прыжков являлись воздухоплавательные средства - привязные аэростаты и дирижабли. Работа шла почти круглосуточно, с одного аэростата в сутки совершалось до 200 прыжков с парашютом. Аэростаты и дирижабли полностью высвободили боевые самолеты ВВС и дальней авиации от необходимости выполнения полетов для учебной парашютной подготовки частей и соединений ВДВ.

В годы Великой Отечественной войны Долгопрудный являлся центром парашютной подготовки всех частей и соединений Воздушно-десантных войск, а также разведывательных и диверсионных групп, забрасываемых в ходе боевых операций в тыл противника. Об этом мало кто знает из жителей города, хотя в нем и сейчас живут бывшие офицеры, сержанты, солдаты Отдельного воздухоплавательного дивизиона ВДВ, так много сделавших для боевой подготовки воинов-десантников. Использование для этих целей воздухоплавательных средств было весьма эффективно. Стоимость парашютного прыжка снизилась более чем в 60 раз.

Дирижабли работали безотказно, доставляя в воздухоплавательные отряды газ, горючее, военное имущество и другие грузы. В ходе полетов готовились летные кадры дирижаблистов из числа опытных воздухоплавателей. В период войны были подготовлены и работали командирами дирижаблей: майор С.А.  Попов, капитан А.И. Рощин, майор П.Р. Прохоров. Первоначальная боязнь уязвимости дирижабля от наземных средств поражения развеялась после одного из полетов в район Калининского фронта. Дирижабль, доставлявший газ в воздухоплавательный отряд, был обстрелян с воздуха и почти с сотней пулевых пробоин в прорезиненной оболочке корпуса смог долететь в отряд и возвратиться на базу под Москвой (ст. Долгопрудная). В период войны дирижаблями было доставлено для обеспечения работы десантных аэростатов свыше 250000 куб. м. газа (водорода) и перевезено около 300 тонн груза.

В ходе Великой Отечественной войны количество отрядов в составе дивизиона ВДВ было значительно увеличено, был расширен и парк транспортных дирижаблей. Силами личного состава воздухоплавательного дивизиона были построены: дирижабль «Победа», объемом 5000 куб. м., дирижабль «Патриот», объемом 3000 куб. м. и моторизованный аэростат «Малыш», объемом 1100 куб. м.

В дивизионе было создано конструкторское бюро в составе семи человек, которое под руководством инженера-капитана Б.А. Гарфа, замечательного ведущего конструктора советских дирижаблей, выполняло много работы по совершенствованию конструкции и условий эксплуатации десантных аэростатов и дирижаблей. Были спроектированы, построены и стали успешно использоваться низкие причальные мачты для полевой стоянки дирижаблей, что значительно упростило их обслуживание при разгрузочных работах в местах базирования воздухоплавательных отрядов. Применение автопричала значительно облегчило выполнение процесса посадки дирижабля. Для десантных аэростатов была разработана и установлена уздечка механического подтягивания аэростата (МПА), что сократило численность стартовой команды, необходимой для снаряжения и расснаряжения аэростата, на 20-30 человек. История комбината «Дирижаблестрой» как профильного предприятия, занимающегося воздухоплавательной тематикой, завершилась к началу войны — в 1940 году. Все работы по созданию аппаратов легче воздуха были переданы в ведение ЦАГИ (Лаборатория № 13).

Список литературы:

1.Энциклопедия Долгопрудного http://www.dolgoprud.org/

2. История ПАО «ДНПП» https://ru.wikipedia.org/wiki/

3.Книга Воспоминания ветеранов Долгопрудненское научно-производственное предприятие. Булашевич А.П «Авиамир-2000»

Просмотров работы: 161