СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Семёнов С.А. 1, Махнюк А.В. 2
1Гродненский государственный медицинский университет
2Гродненский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Учебный процесс высокой интенсивности проводит к выраженному воздействию на организм студентов-медиков, что проявляется у части из них срывом адаптационных механизмов с дальнейшим нарушением нормального функционирования органов и систем организма, в том числе и развитием синдрома эмоционального выгорания (далее – СЭВ) [3], что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на уровень успеваемости [1]. Поэтому выявление особенностей нейропсихических адаптационных процессов организма студентов, обучающихся на разных курсах медицинского университета, является актуальной задачей, определившей цель нашего исследования, проведенного в 3 этапа и основанного на методе В.В. Бойко [2].

На первом этапе для выявления выраженности симптомов СЭВ и его стадий («напряжения», «резистенции» и «истощения») на 3-4 неделе обучения в осеннем семестре 2019 г. были анкетированы 25 студенток 2 курса лечебного факультета учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет». При анализе результатов было установлено, что среди опрошенных наибольшим оказалось число студенток, у которых сформированной оказалась фаза «резистенция» – 52,0%, фаза «напряжения» была сформированной у 36,0% из них, а фаза «истощение» – у 24,0% обследованных.

Учитывая усложнение учебной программы к третьему курсу обучения в медицинском университете, на втором этапе исследования также на 3-4 неделе обучения в осеннем семестре 2019 г. были анкетированы 25 студенток 3 курса лечебного факультета учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет». По результатам анализа установлено, что если среди этой группы девушек значительно возросла доля обследованных со сформированной второй фазой СЭВ (до 76,0%), то удельный вес третьекурсниц со сформированной фазой «истощения» не превысил 20% от общего числа обследованных.

С целью сравнительного анализа, а также для выявления дополнительных факторов, которые могли оказать влияние на полученные результаты, нами на третьем этапе исследования также на 3-4 неделе обучения в осеннем семестре 2019 г. были изучены особенности выраженности симптомов и стадий формирования СЭВ среди студенток 2 и 3 курсов (по 24 девушки) лечебного факультета учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет».

Полученные на этом этапе результаты позволили установить, что сформированность фаз «напряжение» и «истощение» СЭВ оказалась более выраженной у несколько большего числа студенток 2 курса учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» в сравнении со студентками, обучавшимися в г. Гродно. Так, процентные доли обследованных со сформированными фазами среди этой группы студенток достигли, соответственно, 41,7% (контроль – 28,0%) и 37,5% (контроль – 20,0%). Однако процентная доля студенток 3 курса Белорусского государственного медицинского университета со сформированными фазами СЭВ в сравнении со студентками этого же курса Гродненского медицинского университета не возросла. Более того, удельный вес студенток Белорусского государственного медицинского университета, у которых оказалась сформированной фаза «резистенция», составившая 45,8%, даже оказался значительно меньшим, чем девушек, проходивших обучение в Гродненском медицинском ВУЗе.

Таким образом, установленная нами общность черт симптомов и фаз СЭВ среди студенток разных медицинских университетов Республики Беларусь позволяет утверждать о высокой значимости факторов учебного процесса высокой интенсивности в его формировании [4, 5], что свидетельствует о необходимости совершенствования подходов к его организации и внедрении соответствующих мероприятий корригирующего характера.

Литература

Изучение здоровья учащейся молодежи с применением современных медико-социальных технологий / И.А. Камаев [и др.] // Современные технологии в медицине. – 2010. – Т. 2., №1. – С. 129-131.

Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб., 1999. 32 с.

Горшков, Е. А. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников / Е. А. Горшков, В. И. Косоногова // Молодой ученый. – 2015. – № 23.2. – С. 51-55. – URL https://moluch.ru/archive/103/24327/ (дата обращения: 16.12.2019).

Королева, Е. Г. Синдром эмоционального выгорания / Е. Г. Королева, Э. Е. Шустер // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2007. – № 3. – С. 108–111.

Состояние здоровья и образ жизни студентов-медиков / Л. Н. Коданева [и др.] // Международный научно-исследовательский журнал. № 12 (54), Ч. 4. С. 4547.

Просмотров работы: 9110