СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Перелыгина А.О. 1, Марыченкова Н.В. 1
1Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день на уровне нашего региона отсутствуют необходимые механизмы управления. Или же используется ограниченный набор инструментов, которые сводятся к федеральным целевым программам и бюджетным трансфертам.

Необходим принципиально новый подход к стратегическому управлению региона, способствующий решению накопившихся проблем, реализации новых принципов и методов управления. В рамках стратегического планирования регионом реализуется главная задача – формирование чёткого образа будущего региона.

Для грамотной выработки стратегии необходимо управлять изменениями на рынках и отраслях региона. Это предполагает непрерывный поиск благоприятных возможностей для формирования новых рынков и отраслей, совершенствование рыночной и институциональной инфраструктуры. То есть, необходимо повысить эффективность функционирования деятельности хозяйствующих субъектов, с которого и начинается стратегическое управление регионом [3].

Стратегическое планирование хозяйствующим субъектом – это тип планирования, при котором в организации определяются миссия, стратегия поведения на рынке и основные цели деятельности. Оно определяет способы поддержания отношений с внешней средой организации, а значит и с самим регионом. Существует два финальных результата стратегического планирования:

1. потенциал организации;

2. структура организации и изменения в ней.

Потенциал организации проявляет себя как ресурсы на этапе вхождения в организацию, т.е., их получения из внешней среды. В ресурсы включается сырье, финансы и персонал. На этапе выхода из организации во внешнюю среду потенциал включает в себя продукцию, услуги, набор правил поведения в обществе и в регионе, которые помогают организации достичь своих целей. Продукция или услуги могут рассматриваться как потенциал организации тогда, когда они могут принести прибыль (пользуются спросом на рынке). Общий потенциал организации зависит от следующих элементов:

технология изготовления продукции;

оборудование, здания, производственные мощности;

организация производства;

распределение власти, прав и ответственности в иерархии организации;

задачи подразделений и отдельных исполнителей;

коммуникации, качество информационных потоков;

квалификация персонала;

качество решения проблем менеджерами;

гибкость поведения руководителей и работников [1].

Структура организации и изменения в ней определяют способность организации реагировать на изменения во внешней среде. В коммерческой организации изменения в структуре подразумевают умение вовремя заметить и правильно проанализировать изменения внешней среды, составить план адекватных ответных действий и грамотно его реализовать. Ответные действия должны базироваться на стратегических возможностях для новых разработок, испытаний и вывода на рынок новых товаров или услуг. Сюда же включают развитие новых технологий, изменения в иерархии организации, в схемах взаимодействия между подразделениями.

Методы, применяемые на разных этапах стратегического планирования, различаются. При этом есть методы, применение которых уместно на протяжении нескольких этапов. Ежегодно появляются новые методы, по большей части, представляющие собой модификации классических методов. Рассмотрим наиболее популярные методы, используемые на этапе анализа среды.

1. SWOT-анализ. Этот метод позволяет выявить причины эффективности или неэффективности в деятельности организации. SWOT-анализ представляет собой сжатый, концентрированный анализ маркетинговой информации, служащий источником сведений о желательных направлениях развития бизнеса организации и направлениях оптимального распределения ресурсов.

2. Конкурентный анализ, который представляет собой всестороннее глубокое исследование конкурентного положения, занимаемого предприятием, а также доступных рынков.

3. Сравнительный отраслевой анализ, объектом которого являются предприятия в рамках отрасли.

4. Анализ ресурсов (относится к анализу внутренней среды предприятия).

5. Конкурентный анализ по М. Портеру (модель «5 сил»). Внешними силами, подвергающимися анализу, выступают: рыночная власть поставщиков, рыночная власть покупателей, власть функционирующих конкурентов, угроза выхода на рынок новых конкурентов, угроза появления товаров-заменителей.

6. Функционально-стоимостной анализ продуктов, продуктовых групп и производственных процессов. Этот анализ нужен для оптимизации выполнения процессов с позиции соотношения затрат и результатов.

Процесс стратегического планирования должен быть последовательным и соответствовать миссии организации и её целям. Поэтому планирование должно пересматриваться через определенные промежутки времени, а менеджеры, занимающиеся стратегическим менеджментом, должны быть квалифицированы для решения подобного типа задач. Планы должны быть простыми и легко реализуемыми, содержать такое количество целей и задач, которым можно управлять и полностью контролировать. Процесс планирования представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Схема стратегического планирования на предприятии

Стратегическое планирование направлено на обеспечение такой позиции на рынке, которая позволяет организации выживать в изменяющихся условиях внешней среды.

Рассмотрим налоговый паспорт региона на примере Орловской области.

Таблица 1 – Налоговый паспорт Орловской области

Показатели

2016

2017

2018

Темп роста, %

Количество зарегистрированных юридических лиц, ед.

15523

14055

13265

85,45

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.

25049

26719

26836

107,13

Доходы от реализации организаций, млн.руб.

232986

249960

260378

111,76

Проанализировав налоговый паспорт Орловской области, можно сказать, что количество зарегистрированных юридических лиц с каждым годом становится всё меньше (на 14,55%). Однако число субъектов малого и среднего бизнеса имеет тенденцию роста, так же как и доходы от реализации организаций. В целом, можно судить о благоприятной внешней среде региона для развития предпринимательства [5].

Так, в паспорте ведомственной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Орле на 2016 - 2018 годы» выделены следующие суммы из бюджета города:

2016 год - 1000 тыс. руб.,

2017 год - 1000 тыс. руб.,

2018 год - 500 тыс. руб.

Малый и средний бизнес выполняет важную социальную функцию и призван стать гарантом общественной и экономической стабильности региона.

Для примера рассмотрим Акционерное общество «Орелсибгазаппарат», являющееся классическим представителем среднего бизнеса. Основными видами деятельности общества являются: производство труб из полимерных материалов, производство газового оборудования и аппаратуры, сбыт.

В 2019 году всего в России насчитывается 3692 предприятий, занимающихся производством пластмассовых плит, полос, труб и профилей. В нашем регионе таких предприятий всего 17, в их числе АО «Орёлсибгазаппарат», которое занимает 2 место в рейтинге по отрасли в Орловской области [2].

Определенное представление об экономике региона дают сведения о количестве и составе организаций, включающие сведения о числе организаций по видам экономической деятельности, формам собственности, числе малых предприятий, числе фермерских хозяйств с указанием средних размеров занимаемых ими земельных участков, числе организаций с участием иностранного капитала.

Необходимо выработать ряд стратегических направлений, реализация которых даст возможность повысить роль предприятий в региональном развитии. Стратегия обычно разрабатывается в форме плана действия, охватывающего все главные стороны и направления развития структуры функционирования управляемого объекта, который имеет степень детализации, адекватную возможностям прогнозирования на заданный период. Она должна разрабатываться с точки зрения перспективы всего регионального социума.

На сегодняшний день правительства многих регионов осознают, что в условиях глобализации обостряющейся конкуренции и нехватки ресурсов сложно рассчитывать на устойчивое развитие без чёткого определения стратегических приоритетов, без ясного представления о конкурентоспособности региона.

Список литературы

Афоничкин, А. И.Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 2. Финансовая политика предприятия : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. И. Афоничкин, Л. И. Журова, Д. Г. Михаленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 297 с.

Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. Часть 1. : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. Н. Шедько [и др.] ; под редакцией Ю. Н. Шедько. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 205 с.

Тишаев В.В., Перелыгина А.О., Марыченкова Н.В. Совершенствование организации финансового планирования на предприятии в целях его финансовой безопасности // Актуальные проблемы управления экономикой региона.2019. С. 290-295.

Налоговый паспорт субъекта РФ [Электронный ресурс] // URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm

Просмотров работы: 2