Современный мир сталкивается с глобальными экологическими проблемами человечества: угроза высоких технологий, загрязнение окружающей среды, критическое изменение климата, нарушение естественного биологического баланса живых организмов, истощение природных ресурсов, ухудшение здоровья людей, демографическая катастрофа и т. д. Агрессивный научно-технический прогресс, социально-правовая доступность и в то же время высокая ликвидность природных ресурсов наряду с неэффективностью государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования создали идеальные условия для развития. Один из наиболее скрытых видов преступлений - экологические преступления, потенциальными и конкретными жертвами которых являются десятки миллионов человек, а материальный ущерб исчисляется миллиардами рублей.
В широком смысле под экологической преступностью (экопреступностью) предлагается понимать совокупность комплексных экологических преступлений, в которых основной видовой объект сопряжен с альтернативным и дополнительным видовым объектом, а также несколькими непосредственными объектами уголовно-правовой охраны. В узком смысле под экологической преступностью предлагается рассматривать совокупность однообъектных экологических преступлений, содержащих один видовой объект и несколько непосредственных объектов уголовно-правовой охраны.
Криминологическая характеристика экологической преступности через критерии социальной опасности, социальной обусловленности, системной структуры представлена следующим образом. Социальная опасность данного вида преступлений выражается в том, что преступление нарушает «естественные и неотъемлемые права на жизнь, благоприятную окружающую среду и т. д., формируя экологический и правовой статус человека и гражданина.
Основным фактором, который искажает реальную общественную опасность экологической преступности, является ее латентность, а также методологические средства формирования статистических данных в системе государственных органов, что напрямую влияет на понимание фактического состояния экологической преступности, структуры, динамики, масштабы и характер причиненного ущерба.
Такая ситуация не позволяет повысить достоверность прогнозов экологической преступности и сформировать эффективные направления борьбы с ней, что, соответственно, способствует ее росту. Снижение латентности экологических преступлений должно основываться на повышении общего уровня экологической правовой осведомленности граждан и совершенствовании норм уголовного и экологического законодательства, механизмов защиты прав жертв экологических преступлений.
Практика назначения наказаний по отдельным составам экологических преступлений свидетельствует о конфликте в реализации уголовно-правового принципа справедливости, который влияет на защиту прав жертвы от экологического преступления на возмещение вреда, причиненного экологическим преступлением. Необходимо пересмотреть концептуальные положения об уголовной ответственности за экологические преступления.
Экологическая преступность имеет социальную обусловленность. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума растет. Политическая нестабильность, растущие потребности в расширении промышленного производства, низкий уровень жизни людей, – всё это обусловливает высокие риски и ухудшает качество окружающей среды. В зоне экологического неблагополучия находится 40% территории России, где проживает более 60% населения государства.
К количественным показателям экологической преступности относят ее состояние и динамику, к качественным – ее структуру и характер преступности. По сведениям Генеральной прокуратуры РФ, экологических преступлений зарегистрировано в 2013 – 24 728 (-10,35 %), 2014 – 25 526 (+3,23 %), 2015 – 24 856 (-2,62 %), 2016 – 23 688 (-4,70 %), в 2017 – 24 379 (+2,9 %). В январе–ноябре 2018 г. зарегистрировано 22,3 тыс. экологических преступлений, что на 1,8% меньше, чем за такой же период 2017 г.
В структуре экологической преступности наибольшее внимание необходимо уделить профессиональной экологической преступности, которая отличается наибольшими масштабами, высокой общественной опасностью, интенсивностью, специфичностью средств и способов совершения деяний, силой, напряженностью воздействия. Профессиональную экологическую преступность необходимо рассматривать как посягающую на национальную безопасность. Субъекты профессиональной экологической преступности — это должностные лица, наделенные «функциями планирования, распределения, управления и контроля в вопросах взаимодействия общества и окружающей среды, формирующие статистику по вопросам охраны окружающей среды, природоохранной деятельности, уполномоченные принимать решения на уровне расстановки приоритета между экономическим и экологическим интересом».
Одним из важнейших средств предупреждения экологической преступности является реализация конституционных прав на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Однако до настоящего времени единого понятия информации о состоянии окружающей среды законодателем не сформулировано, а Россия до сих пор не присоединилась к Конвенции Европейской экономической комиссии ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция 1998 г.), возводящая информационные требования в ранг главных средств экологической политики государства. Если общественность будет иметь возможность контролировать важные административные действия и решения, то это окажет самое позитивное антикриминогенное воздействие.
Для предупреждения экологических преступлений решающее значение имеет ограничение сфер и силы действия, а по возможности – и устранение порождающих их экономических противоречий и диспропорций. Именно на базе хорошо просчитанных, научно обоснованных, ресурсообеспеченных мер экономического характера можно восстановить равновесие в системе «человек (общество) – природа», уберечь окружающую среду от масштабных противоправных посягательств на нее, сохранить ее для будущих поколений. Особенно это касается добывающих, металлургических, энергетических отраслей промышленности, интенсивно воздействующих на среду обитания.
Совершенствование мер предупреждения экологической преступности требует более детального рассмотрения с акцентированием внимания на создании единой концепции предупреждения экологической преступности, включающей в себя меры противодействия, направленные на решение следующих задач:
– устранение противоречий между природно-ресурсными и природоохранными нормами законодательства Российской Федерации, а также между законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права;
– обеспечение реализации законодательных актов путем принятия подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для полноценного применения федеральных законов;
– правовое закрепление необходимости представления экологического обоснования деятельности хозяйствующих субъектов как одного из обязательных условий при проведении конкурсов, тендеров, аукционов на право реализации и (или) выбора проектов;
– развитие системы государственных стандартов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, закрепление в правовой системе Российской Федерации международных экологических стандартов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду;
– гармонизация законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и норм международного права в этой области в рамках обязательств Российской Федерации по международным договорам;
– укрепление системы прокурорского надзора и реализация мер прокурорского реагирования в области охраны окружающей среды;
– совершенствование методик расчета и практики компенсации ущерба в результате экологических правонарушений и (или) осуществление экологически опасных видов деятельности.
Использованные источники
1. Бринчук М.М. Экологическая политика: природа и человек как общественная ценность // Экологическое право. 2016. № 3. С. 5
2.Татьянина Л.Г., Лукомская А.С Об ответственности за сокрытие и искажение информации о состоянии окружающей среды // Вестник Южно-Уральского гос. университета. Сер. Право, 2016. Т. 16, № 4. С. 39
3.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ рп2
4.Официальный сайт МВД России. URL: https://мвд.рф/folder/101762/item/15304733