ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данном исследовании рассматривается мотивация к профессиональной деятельности студентов второго курса специальности «Физическая культура». В ходе исследования выявлены индивидуальные показатели мотивации студентов-спортсменов, а также соответствуют ли мотивационные комплексы оптимальному показателю.

Ключевые слова: тренер, профессиональная деятельность, мотивы, внешняя положительная мотивация, внешняя отрицательная мотивация, внутренняя мотивация.

На основании изученной литературы доказано, что внутренняя мотивация с точки зрения удовлетворения трудом и его производительностью наиболее эффективна. Затем, по степени положительного влияния, идет внешняя положительная мотивация. При этом как внешняя положительная, так и внешняя отрицательная мотивации по сравнению с внутренней мотивацией обладают меньшей устойчивостью, быстро теряет свою стимулирующую силу. Тип мотивации влияет не только на эффективность труда, но и на личность работника. Высокая удовлетворенность возможна, в основном, при преобладании внутренней мотивации. Если преобладает внешняя мотивация, то труд становится просто средством для достижения чего-то, не являясь самоцелью; он выступает как подчиненность чему-то внешнему, как цена за приобретение благ, необходимых человеку [3].

Цель работы – рассмотреть, соответствует ли мотивационный комплекс личности студентов, ориентированных на работу в сфере физической культуры и спорта, оптимальному сочетанию внутренней, внешней положительной и внешне отрицательной мотиваций.

Задачи:

– провести исследование на выявление показателей внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной мотиваций;

– выявить какой тип мотивации преобладает у испытуемых.

Материалы и методы. В исследовании приняли студенты второго курса бакалавриата направления «физическая культура» Уральского Федерального Университета, уже начавшие тренерскую деятельность. Возраст испытуемых от 18 лет до 21 года в количестве 10 человек. Использовалась методика диагностики мотивации профессиональной деятельности Н.Замфир в модификации А.Реана в учебно-методическом пособии «Диагностика профессионального становления личности» составители Я.С.Сунцова, О.В. Кожевникова 2012 год [5].

На основе полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности, который представляет собой тип соотношения между собой внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной мотивации (ВПМ), внешней отрицательной мотивации (ВОМ). Оптимальные сочетания: ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ>ВПМ>ВМ. [5]

Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность мотивирована самим содержанием деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.

Под внутренними мотивами понимается то, что порождается в сознании человека самой трудовой деятельностью: понимание ее общественной полезности, удовлетворение, которое приносит работа, т. е. результат и процесс труда. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без какого-либо внешнего давления. Внешняя мотивация содержит те мотивы, которые находятся за пределами самого работника и труда как такового: заработок, боязнь осуждения, стремление к престижу и т. д. К внешней положительной мотивации относятся: материальное стимулирование, продвижение по работе, одобрение со стороны коллег и коллектива, престиж, т. е. те стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К внешней отрицательной мотивации автор относит наказания, критику, осуждение, штрафы и т. п. [3].

Оптимальным мотивационным комплексом обладает 80% исследуемых, у 10% преобладает следующий комплекс ВМ >ВПМ=ВОМ, а у других 10 % ВМ>ВПМ<ВОМ. Это говорит о том, что в большей части студенты активно мотивированны на профессиональную тренерскую деятельность.

У всех 100% исследуемых преобладают показатели внутренней мотивации. У 10 % внешняя положительная мотивация меньше, чем внешняя отрицательная мотивация, а у 10% внутренняя положительная и внутренняя отрицательная мотивация имеют одинаковые показатели.

Результаты исследований говорят о том, что в большей части испытуемые обладают оптимальным мотивационным комплексом, то есть активно мотивированы на трудовую тренерскую деятельность, имеют низкую эмоциональную нестабильность. Небольшой процент имеет мотивы избегания, и обладает малой эмоциональной стабильностью. Все испытуемые осознают общественную полезность деятельности, а также результат и трудовой процесс приносит удовольствие.

По итогу исследования можно сказать, что все студенты, уже работающие в сфере физической культуры и спорта, были высоко мотивированны для поступления на направление «физическая культура», т.к. у всех испытуемых преобладают показатели внутренней мотивации. А также именно преобладание внутренней мотивации будет способствовать ранней профессиональной тренерской деятельности студентов-спортсменов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Зеер, Э.Ф. Психология профессии: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. – 2003. – 336с.

Иванова, Е.М. Психология профессиональной деятельности. – М.: ПЭР СЭ, 2006. – 382с.

Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.

Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой. – СПб.: Питер, 2004. – 124с.

Сунцова Я.С. Диагностика профессионального становления личности: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова, О.В. Кожевникова. Часть 3. – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2012. – 144 с.

Просмотров работы: 31