ИСТОРИЯ ГОРЬКОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ И СТАНЦИИ «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ» - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИСТОРИЯ ГОРЬКОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ И СТАНЦИИ «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Горьковская железнодорожная магистраль – одна из старейших дорог, которая ведет свое начало от Московско-Нижегородской железной дороги, проходившей по Московской, Владимирской и Нижегородской губерниям. В Российской империи она стала седьмой по счету. Строительство железной дороги в данном регионе было необходимо. С 1817 года, когда знаменитая Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород, город стал одним из важных и главных торговых центров России. Железнодорожная линия открывала возможность более удобно и быстро доставлять товары на Нижегородскую ярмарку, а также связала Центр России с Поволжьем и восточными регионами страны, снабжала Москву продуктами.

Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м годам XIX века. Известно выступление в печати Н. П. Щеглова с предложением о прокладке железных дорог между Петербургом и Нижним Новгородом. Эту идею поддерживали многие прогрессивные деятели, в том числе М. С. Волков, статью которого в защиту железнодорожного транспорта в России предполагал напечатать А. С. Пушкин в журнале «Современник» в 1836 году. 10 мая 1847 г. императорским указом было одобрено строительство дороги от Москвы до Нижнего Новгорода. Однако прошло более 10 лет, прежде чем началось строительство.

Весной 1858 года частное Общество Российских железных дорог начало строительство железной дороги, соединяющей Москву с большим промышленным центром на Волге – Нижним Новгородом (г. Горький). Общее руководство строительством было передано французским инженерам. Практические работы велись под руководством русских инженеров, среди которых было немало выпускников института Корпуса инженеров путей сообщения (в том числе А. И. Дельвиг). Трасса прокладывалась среди глухого леса и пересекала множество торфяных болот. Все работы тогда выполнялись вручную, при помощи деревянных лопат с железными насадками, тачек с катальными досками, да грабарками с конной тягой для перевозки грунта на далекое расстояние. Вот уж действительно, «вся дорога построена руками российского мужика».

Первый участок однопутной железной дороги, от Москвы до Владимира был открыт для движения через три года после начала работ - 14 июня 1861 года. А второй участок, от Владимира до Нижнего, длиною в 233 версты вступил в эксплуатацию 2 августа 1862 года. С этой даты и начинается отсчет существования действующей Московско-Нижегородской железной дороги. Начальником дороги в 1863—1868 годах был И. Ф. Кёниг.

Первый вокзал Московско-Нижегородской железной дороги располагался на левом, низком затопляемом весенним паводком берегу реки Оки, в Кунавинской слободе. Близ линии этой железной дороги проходило московское шоссе, а неподалеку от комплекса вокзала располагалась Нижегородская ярмарка. Для обеспечения подвоза товаров с речных пристаней от станции были устроены специальные соединительные ветви. Первые паровозы и вагоны закупались за границей, правда, паровозы строились там по российским чертежам. Первые отечественные железнодорожные мастерские для переоборудования иностранных вагонов были построены в Коврове в 1861 году. В 1878 году были уложены вторые пути на участке Москва — Владимир (237 вёрст), в 1892 году — до Нижнего Новгорода. В 1888 году в подвижном составе эксплуатировались 3623 товарных и 268 пассажирских вагонов.

До 1894 года дорога принадлежала Главному обществу железных дорог. В 1893—1895 годах Московско-Нижегородская железная дорога объединена с Московско-Курской железной дорогой и Муромской железной дорогой, управление в Москве. Чистый доход — в пределах 4,7 % от основного капитала (273 млн руб. в 1900 году). В мае 1918 года дорога передана в ведение НКПС (Народный комиссариат путей сообщения СССР).

В 1936 году в соответствии с приказом Народного комиссариата путей сообщения из состава Московско-Курской железной дороги была выделена Горьковская железная дорога (в 1932 году Нижний Новгород переименовали в Горький), а из состава Московско-Казанской — Казанская железная дорога. В 1961 году в результате слияния Горьковской и Казанской магистралей возникла Горьковская железная дорога.

Сейчас поезда горьковского направления отправляются с Курского вокзала, однако до объединения веток в 1896 году в Москве существовал отдельный Нижегородский вокзал, открытый в 1861 году в районе современной Нижегородской улицы. В 1866 году после открытия Московской-Курской дороги, поезда в курском направлении стали отходить именно с Нижегородского вокзала. Таким образом, симбиоз курской и нижегородской железных дорог наблюдался на протяжении практически всего времени их существования. Старое здание Нижегородского вокзала использовалось в качестве грузовой станции вплоть до 50-х годов XX века.

Изначально при открытии Московско-Нижегородской железной дороги было устроено 26 станций. Первые по пути следования были: Москва - Нижегородская (была расположена за Абельмановской заставой), Кусково, Обираловка, Васильево (затем будет переименована в Кудиново, ныне Электроугли), Степаново (потом Богородск, а когда построили в 1886 году Богородскую ветку - снова Степаново, а уже потом стало Фрязево). Кроме этих станций, между Кусково и Обираловкой, для живущего в своем поместье князя Салтыкова был сделан остановочный пункт, получивший название Салтыковская. В 1877 году от Москвы до Коврова железная дорога стала двухпутной.

В 1862 году в 20 километрах от Москвы возле Кучино была построена железнодорожная платформа того же названия. А железнодорожная станция в 3-х верстах от нее (на восток) – получила название ближайшей округи – Обираловка (в настоящее время станция Железнодорожная). Суть происхождения названия Обираловка остается невыясненной. Ни документов, ни каких-либо правдоподобных фактов из далекого или близкого прошлого, несмотря на все старания краеведов, обнаружить не удалось. Поэтому, наибольшее распространение получили версии, связанные с негативной лексической окраской слова.

Согласно первой версии, поначалу станция вообще не имела никакого названия. Поезда пошли, и тут же появились первые безбилетники, первые «зайцы». На борьбу с ними были брошены ловкие, опытные контролеры. Проскочить участок от Москвы до 1-й остановки стало невозможным. Человек, попавший в руки цепких контролеров, мог получить свободу только будучи «обобранным до нитки». Вторая версия более криминальная. Данная местность примыкала к Муромской дорожке, на которой действовали воровские шайки, отбирали товар, а людей отпускали.

Третья версия считается более весомой. По ней возникновение Обираловки связано с более ранней историей страны – периодом монголо-татарского ига. В период господства Орды – управлением и сбором занимались на русских землях военноначальники, а затем темники (чиновники). Нельзя не учитывать тот факт, что рядом с Обираловкой находится и деревня Темниково. Подобные названия не единственные на Руси, но все они происходят от одной основы – темник. А уж эти управители умели обирать русских людей. Обираловка – название с сильной экспрессивной окраской.

Железные дороги активно развивались, повышалась их стратегическая значимость. Вместе с этим менялся и облик Обираловки – появились пассажирские и жилые строения, а также здание почты. Возле станции всегда было оживленно – извозчики зазывали приезжих, предлагая им свои услуги. Торговцы мелочевкой процветали. В 1866 году здесь возник колодезь, имеющий специальный ручной движок, с помощью которого обеспечивалась подача воды. Доходы у станции стали неуклонно расти и совсем скоро в два с половиной раза превысили расходы. Рядом со станицей возвели здание водокачки, появился поворотный круг, облегчающий управление составами. За 1866 год со станции Обираловка уехало 9207 пассажиров, то есть по 25 человек в день. Только на 24-м году работы станции число пассажиров удвоилось, достигнув 18 295 человек. 1877 год ознаменован новым витком в истории Обираловки. Станции присваивается IV класс, ведь здесь находится 4 стрелки, пассажирские и жилые строения, а одних только запасных путей оказалось не менее чем на 584 сажени.

Здание станции включало телеграф, комнаты с кассами, общий зал ожидания, а также специальные залы I и II класса. Интересно отметить, что в то время в зале ожидания можно было увидеть иконы, а церковнослужители нередко совершали здесь по выходным и праздничным дням молебны. Порядок на станции поддерживался станционными работниками. Платформы были также деревянные. При дамских комнатах были устроены ватерклозеты. В зависимости от положения станции было число служащих. Заведовал один начальник станции, у него были помощники, кассиры, письмоводители, конторщики, весовщики, составители поездов, ламповщики, сторожа, рассыльные, рабочие и прислужницы при дамских комнатах. Читая сегодня приказы по управлению Нижегородской дороги, удивляешься и по-хорошему радуешься тому чувству ответственности и гордости за свою службу, которое было у работников железной дороги. Посудите сами. В 1862 г., например, был такой приказ: «На станциях замечается недостаток чистоты и опрятности. Начальникам станции предписывается под страхом взыскания (!), чтобы на станциях была наблюдаема безукоризненная чистота: метлы, швабры, помойные лохани и прочие предметы, неприятные на вид, должны быть убираемы». Работникам станции приказом также предписывалось: «У дверей, назначенных для публики, во время прихода и отхода пассажирских поездов должны стоять прилично одетые сторожа, которым строго воспрещается: 1) отлучаться от своего поста, 2) уходить в залы, назначенные для публики, 3) присылать на платформу своих жен или детей». Служащие должны были строго придерживаться установленной для службы формы, на работу являться чистыми и опрятно одетыми, и «в сношениях с публикою соблюдать крайнюю вежливость и благочиние. Были жалобы на курение служащих при публике». Особо престижными считались должности билетных кассиров и кондукторов. Они делились на классы по размеру жалованья.

Первые 25 лет железнодорожные пути активно использовались для доставки кирпича в Москву. Стройматериал свозили на станцию с расположенных поблизости кирпичных заводов. Среди прочих грузов, транспортируемых со станции, достаточно часто встречались уголь, дрова, зерно и др. Об отправлении поезда извещал колокол. Параллельно его использовали с целью извещения людей о пожаре. В 1912 году появилась искусственная подсветка на основе керосинокалильных фонарей. Руководство Московско-Нижегородской дороги старалось сделать все от себя зависящее, чтобы на станциях соблюдался порядок, а сотрудники всегда выглядели опрятно.

Первая империалистическая война в хозяйственной жизни России вызвала страшную разруху. К октябрю 1917 года железная дорога находилась в тяжелом состоянии, крайне изношены были дорожное полотно, подвижной состав. Паровозы стояли без топлива. После революции железнодорожники Обираловки, проделав огромную работу, одними из первых восстановили свое путевое хозяйство и подвижной парк. Чтобы добраться до Обираловки от Курского вокзала, приходилось проехать 11 остановочных платформ, так как станция была последней на пути следования дачных поездов.

17 января 1939 года поселок Обираловка получил статус рабочего поселка городского типа. 27 августа 1939 года Указом Верховного Совета РСФСР № 35 железнодорожная станция Обираловка была переименована в станцию Железнодорожную, а Обираловский поселок - в поселок Железнодорожный. Название определялось тем, что его жители работали на железной дороге: путейцы, рабочие депо, кондукторы. О железнодорожной станции неоднократно упоминали в своих произведениях русские классики. Например, у Льва Толстого в этих местах трагически обрывается жизнь Анны Карениной.

Список литературы

Горьковская железная дорога. История развития [Электронный ресурс] //СтудопедиЯ. Статья. – URL https:// https://studopedia.ru/17_88105_gorkovskaya-zheleznaya-doroga-istoriya-razvitiya.html

История Горьковской железной дороги [Электронный ресурс] // Инновационный Дайджест. Статья. – URL https://www.rzd-expo.ru/regions/Gorky_Railway/History/

Московско-Нижегородская железная дорога [Электронный ресурс] // Энциклопедия. Всемирная история – URL https://w.histrf.ru/articles/article/show/moskovsko_nizhiegorodskaia_zhielieznaia_doroga

Станция «Обираловка» [Электронный ресурс] // Городской портал. Статья. – URL https://gorodsprav.ru/contents.php?id=109

Где находится Обираловка? [Электронный ресурс] //История РФ. Статья. – URLhttps://histrf.ru/biblioteka/b/gdie-nakhoditsia-obiralovka

Город Железнодорожный. Краеведческий альманах (выпуск восьмой) [Электронный ресурс] // Досье – URLhttp:// www.bogorodsk-noginsk.ru/bal/rw-sbornik8.html

Просмотров работы: 392