На сегодняшний день работа любой компании предполагает собой комплекс последовательных мероприятий (бизнес-процессов), которые направлены на определенную цель. В последнее время уделяется большой интерес анализу бизнес-процессов как предприятия в целом, так и отдельных проблемных участков. Определение и исследование бизнес-процессов дают возможность оценить приемлемость выполнения процесса, выделить излишние операции, выяснить распределение ответственности в рамках выполнения процесса.
Бизнес-процесс - совокупность взаимосвязанных операций (работ) по изготовлению готовой продукции или выполнению услуг на основе потребления ресурсов. Управление бизнес-процессами нацелено на выполнение качественного обслуживания потребителей (клиентов). При этом в ходе управления бизнес-процессами все материальные, финансовые и информационные потоки рассматриваются во взаимодействии[1].
Объектом реинжиниринга являются не организации, а процессы. Компании подвергают реинжинирингу не свои отделы продаж либо производства, а работу, выполняемую персоналом этих отделов[3].
Под реинжинирингом понимается кардинальное изменение традиционной функционально-ориентированной структуры управления и производства компании, которое основывается на выделении взаимодействующих бизнес-процессов и обусловлено необходимостью внедрять принципиально новую модель бизнеса[4].
Реинжиниринг бизнес-процессов является одним из наиболее сильных методов увеличения производительности производственно-экономической деятельности сегодняшних компаний; его принципы получили всемирное признание и завоёвывает на сегодняшний день самые разные страны[3].
Целью реинжиниринга бизнес-процессов (РБП) является целостное и системное моделирование и реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания[3].
В данной статье построено дерево решений на основе прямой цепочки рассуждений.
Дерево решений - математическая модель, которая задаёт процесс принятия решений так, что будут отображены каждое возможное решение, предшествующие и последующие этим решениям события или другие решения и последствия каждого конечного решения[2].
Дерево решений состоит из следующих элементов: дуг, узлов решений, узлов событий и конечных узлов (исходов).
Диаграммы называются деревьями решений потому, что, подобно настоящему дереву, имеют ветви. Ветви деревьев решений заканчиваются логическими выводами. Для рассматриваемого примера вывод заключается в том, необходим ли реинжиниринг предприятию, и если да, то какой. Многие задачи сложны, и их непросто представить (или для их решения не собираются использовать ЭС). Дерево решений помогает преодолеть эти трудности.
На рисунке 1, показано дерево решений примера реинжиниринга предприятия.
Рисунок 1 - Дерево решений для реинжиниринга предприятия
Построенная схема последовательности рассуждений называется прямой цепочкой потому, что констатирующая часть правила (часть то) выполняется только в том случае, если удовлетворяется условная часть правила (часть Если). Отправной точкой рассуждений, таким образом, служит уже возникшая ситуация, а затем делаются выводы.
Прямая цепочка рассуждений применяется в задачах, где на основании имеющихся фактов необходимо определить тип (класс) объекта или явления, выдать рекомендацию, определить диагноз и т.п.[2].
Таким образом, задачи реинжиниринга аналогичны задачам инновации: освоение новшеств для обеспечения конкурентоспособности продукции и в конечном счете – выживаемости предприятия. В настоящее время и в России, и за рубежом применяют реинжиниринг бизнес-процессов, чтобы повысить производительность и выявить недостатки предприятия.
Использованные источники:
1. Дудченко Е. М. Особенности управления бизнес-процессами в компаниях, находящихся на этапе зрелости / Профессия – директор. - 2014 - № 3. - С. 23-28.
2. Македонский А.М., Аксёнов К.А., Построение деревьев принятия решений/ Уральский федеральный университет.- Екатеринбург, 2015. – 107с.
3. Рудакова О. С. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие для студентов вузов / О. С. Рудакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – с. 64.
4. Сидоров Д. А. Управление изменениями. Реорганизация и реструктуризация предприятия. Реинжиниринг бизнес-процессов: учебное пособие. - М.: МГТУ ГА, 2015. - 44 с.