Сегодня школа нуждается в компетентных, профессиональных, мыслящих самостоятельно педагогах, которые способны практически реализовывать гуманистические ценности и осознанно участвовать в педагогических процессах. «Суть современного образования не только в получении базовых знаний и необходимых навыков и умений, - его основное содержание в самостоятельном восприятии и усвоении личностью новых знаний, эстетических и культурных ценностей, новых форм и видов деятельности, способов её организации и управления» [1, с. 472]. Анализ деятельности современных школ и исследования в области социологи и педагогики, даже при условии готовности молодых педагогов к работе в школе, показал, что педагогическая деятельность, а также адаптация молодого учителя, может осложняться объективными факторами, поэтому данная тема весьма актуальна, и это не вызывает сомнений. «Работа с молодыми специалистами – это систематическое и планомерно-организованное воздействие с помощью организационных, финансовых и социальных механизмов управления, взаимосвязанных между собой, с целью обеспечения эффективной работы предприятия и повышения степени удовлетворения потребностей молодежи в их профессиональном и личностном росте. Это совокупность организационных структур, моделей и процессов управления молодыми специалистами, нацеленных на эффективное использование их трудового потенциала и удовлетворение потребностей профессионально развивающейся личности» [2].
В настоящее время сохраняются проблемы адаптации молодых специалистов в педагогической профессиональной среде, которые продолжают оставаться объектом научных исследований. Ученые, изучавшие проблему становления молодых педагогов, рассматривали адаптацию, как этап в развитии их профессионализма, характеризующийся формированием навыка построения системы отношений в педагогическом коллективе, готовностью к новой социальной роли, которая способствует приобретению педагогического опыта и вырабатывает навык самостоятельной педагогической деятельности.
Молодые учителя, только недавно вступившие на педагогическую стезю, приобретают опыт ответственности отвечает за судьбу своих учеников, и чем выше уровень труда молодого педагога, тем более надёжным и гармоничным становится современное общество настоящего и будущего. Невозможно вообразить себе какую-либо иную профессию, которая бы так сильно влияла на жизнь и судьбу общества.
Решать стратегическую задачу, в которой предполагается профессиональная адаптация молодого специалиста в педагогической среде, помогает наличие в ней учителей – наставников. Они формируют условия, которые необходимы для становления молодых педагогов, а также для появления мотивов самосовершенствоваться, саморазвиваться и самореализовываться со стороны молодых учителей. Множество проблем без труда решается при условии, что педагогическим коллективом оказывается существенная помощь в процессе адаптации молодых учителей.
Главная задача для педагога, являющегося наставником, проявляется в помощи, с его стороны, молодому учителю успешно реализовать самого себя, а также ещё более развить личностные и профессиональные качества, умения в области коммуникации, навыки управления коллективом учащихся. При этом передача педагогического опыта со стороны наставника является сложным процессом, в котором участвуют не только опытные учителя. Но и сами молодые специалисты. При этом важным условием эффективного обучения молодого педагога со стороны наставника является хорошая база из профессиональных знаний, навыков и умений и готовность к передаче своего личного педагогического опыта.
Педагог, являющийся наставником своим личным примером способствует тому, чтобы постоянно раскрывался потенциал молодого учителя, а также тому, чтобы начинающий учитель привлекался к активному участию в общественной жизни своего педагогического коллектива, и чтобы у него формировались интересы, имеющие общественную значимость, которые бы влияли на развитие кругозора молодого педагога в плане повышения его общекультурного и профессионального уровня, а также его творческих способностей и мастерства в своей профессии.
Непосредственно вхождение молодого специалиста в педагогическую среду является его профессиональной адаптацией, которая представляет собой вхождение личности в совершенно новое социальное окружение с целью общей деятельности. Которая направлена на прогрессивные изменения не только самой личности молодого учителя, но и трудовой среды. При этом большое количество проблем молодых педагогов, сигнализирует всё-таки о сложностях, проявляющихся в процессе адаптации к своей профессиональной деятельности, и эти проблемы можно условно разделить в несколько отличающихся друг от друга групп: это, в частности, проблема, обусловленная когнитивной или информационной, психологической или методической некомпетентностью; сюда же можно отнести проблему, которая может быть вызвана неготовностью молодого учителя решать возникающие перед ним воспитательные и образовательные задачи; кроме того, это может быть проблема, в основе которой имеется некомпетентность в сфере коммуникации; и, наконец, это может быть проблема, которая обусловлена особенностями личности учителя, в частности, его эмоциональными особенностями или особенностями характера, или его самосознанием и другими социальными проблемами.
Решение данных проблем возможно только при важном условии совместных усилий для их преодоления как самим молодым специалистом, так в целом педагогическим коллективом школы, где он работает. Так, например, на плечи педагога-наставника возлагается задача познакомить молодого учителя с педагогической деятельностью школы, методического школьного объединения, психологической или социальной службы. Кроме того, важную роль в деле адаптации молодого специалиста играет поддержка и коммуникация со стороны более опытных коллег, при этом методическое школьное объединение и педагоги. Являющиеся наставниками, оказывают молодым учителям помощь в многочисленных вопросах по методике преподавания дисциплины, а также касающихся специфики учебного процесса и оценки результатов в процессе обучения учащихся. Важно то, что молодой педагог приобретает в процессе своего участия в жизни коллектива, в разнообразных профессиональных соревнованиях и конкурсах при условии создания всех необходимых условий для его активного участия разнообразных семинарах и конференциях, имеющих профессиональную направленности, в проведении собеседований и занятий, которые посвящаются формированию навыков публичных выступления и написания разнообразных статей.
Таким образом, несомненно, адаптация молодых педагогов в профессиональной среде является процессом довольно сложным и весьма многогранным. Конечно, молодой учитель, который впервые приходит работать в школу, всё-таки вначале должен озадачить себя вопросом о том, как ему наиболее безболезненно и легко влиться в ряды уже сложившегося трудового школьного коллектива, как ему найти подход не только к своим ученикам, но и к их родителям так, чтобы образовательные, обучающие, воспитывающие, развивающие детей процессы проходили все более качественно. Развитие педагогического мастерства педагога, а также его педагогической компетентности - в руках не только опытного наставника, но и самого молодого педагога: он осознанно регулирует и своё образование, и свои способности к самоорганизации. А участие специалиста при поддержке опытных коллег в различных школьных мероприятиях, например, выступления на педагогических семинарах, всевозможных конференциях или выставках педагогических идей, проведение молодым учителем открытых уроков – все это является реальной возможностью для него проявить самого себя и продемонстрировать свои разнообразные профессиональные способности и возможности. А также поделиться пусть. Может быть, и небольшим, но определенным личным опытом работы со своими коллегами.
Иванова А.Д. Особенности методических и психолого-педагогических аспектов в преподавании математики на гуманитарных специальностях в технических вузах // Теоретико-методологические проблемы естественнонаучных методов в гуманитарных науках: Материалы международной научно-практической конференции. – Уфа: Изд-во «АЕТЕРНА», 2014. – с. 472-481.
Громов В.Е., Громова Г.А., Иванова А.Д., Муругова О.В. Кадровая работа с молодыми специалистами (на примере компаний энергетического комплекса). - Научное обозрение. Педагогические науки. - 2018. - № 4. - URL: https://science-pedagogy.ru/pdf/2018/2018_4.pdf