РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ КОСМОСА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ КОСМОСА

Егаубаева Мадина Фаридовна 1
1Университет Нархоз
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Положительной стороной периода «холодной войны» является научно-технический прорыв в освоение космоса. По всей территории советского пространства были распределены зоны выпуска деталей и сбора ракет. Самая значимая стратегическая постройка оказалась на территории Казахстана – космодром «Байконур». Космическая деятельность и по сей день предполагает совместные усилия для реализации и развития космических проектов, так как все страны мира зависимы от космических услуг в гражданских и военных интересах. Космические услуги стали традиционными для массового покупателя, такие как услуги спутниковой связи и высокоточного позиционирования. Развитие инновационных космических технологий – это имидж страны и ее будущее. 2 октября 1991 года во время пресс-конференции президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Байконур – это не только достояние советского народа, богатство всей страны, но и наш общий приоритет в мире. В рамках конверсии мы должны повернуть возможности космического комплекса на экономические интересы Казахстана. Сегодня бюджет страны не может обеспечить потребности космических ведомств, что означает фактическую остановку космических проектов. Поэтому не случайно здесь находятся руководители всех республик. Надо сделать всё возможное для того, чтобы работы на Байконуре не остановились [1].»

Именно сотрудничество позволит взаимовыгодно развивать космическую индустрию. С 10 декабря 1994 года между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации был подписан Договор аренды космического комплекса «Байконур» сроком на двадцать лет с пролонгацией еще на десять лет. С этого момента начинается теоретическое и практическое изучение космоса и Казахстан в мае 1997 года присоединяется к пяти основным международным договорам ООН в области космической деятельности. Благодаря партнерским отношениям в 2004 году стартовал совместный проект по созданию космического ракетного комплекса «Байтерек», 4 марта 2005 года вышло постановление Правительства Республики Казахстан № 207 об учреждении акционерного общества «Совместное Казахстанско-Российское предприятие «Байтерек» [1]. Однако несколько раз проект был переориентирован с одного на другой ракет-носитель различного производства, что задерживало и увеличивало бюджет. Разногласия сторон по вопросам финансирования и внешнеполитическая ситуация искореняют изначальную идею проекта. Поэтому в 2014 году комплекс на базе ракет-носителей «Зенит», украинского производства, не был реализован.

Стратегическая важность «Байконура» целесообразна только в случае сотрудничества нескольких стран в регионе. Ведь уникальность «Байконура» заключается в его географическом положении, которое позволяет запускать пилотируемые корабли, межпланетные станции и спутники на геостационарную орбиту. Для стран региона космодром должен стать «силиконовой долиной», способствующей развитию научного потенциала страны, как фактор укрепления международного веса и как источник средств для пополнения бюджета.

Я считаю, что развитие космического потенциала должно происходить именно в рамках регионализации. Государства, согласно реализму, действуют сугубо в своих национальных интересах, но освоение космоса должно представлять «региональный» интерес и стать для человечества новым витком в истории без войны за «территорию». Регионализация в рамках экономических организаций, таких как Евразийский Экономический союз, Шанхайская Организация Сотрудничества, Содружество Независимых Государств – это платформа для укрепления союзнических отношений, сотрудничество в области инновационного развития космической индустрии и формированию конкурентоспособной экономики для совместного использования производственных мощностей и инфраструктуры стран.

Ответственность и риски с процессом регионализации увеличатся, так как даже двустороннее сотрудничество для Казахстана означает, что в случае возникновения проблем с разработкой новой ракеты в России новая пусковая площадка Казахстана окажется незагруженной пусками, что приведет к экономическим проблемам у казахстанской стороны. В процессе управления таким огромным хозяйственно-промышленным механизмом возникновение вопросов неизбежно. Однако, как заявлял С. Лавров, все они решаемы в рабочем порядке [2].

Сейчас странам региона необходимо прибегнуть к «разделению труда» в космической индустрии. Российско-казахстанское сотрудничество является примером эффективного сотрудничества, но пока единственного в регионе. Так к примеру, сначала 2000-х годов, когда «Росвооружение» и «Казспецэкспорт» подписали генеральное соглашение военно-технического сотрудничества, Астана стала активно закупать в России современное вооружение и военную технику, запасные части и комплектующие. В свою очередь, в Казахстане находятся ряд промышленных предприятий, ранее входивших, представляющие значительный интерес для Москвы [3]. Как указано экспертами, Россия заинтересована в сохранении своего присутствия на космодроме «Байконур», а Казахстан – в совместном с Россией исследовании космического пространства в мирных целях, отсюда – в российских инвестициях и участии в деятельности транснациональных, совместных коммерческих предприятий, в создании отечественной научно-экспериментальной космической базы, во взаимном обмене информацией и результатами, участии в разработке космических аппаратов [4].

Развитие национальной космической отрасли и взаимодействие их между собой в рамках регионализации – это долгосрочная перспектива, однако она будет обусловлена высокими экономическими выгодами, которые можно извлечь, реализуя совместную взаимовыгодную коммерческую деятельность в области исследования и освоения космоса.

Президент РК Н.А. Назарбаев, который более четверти века уделяет особое внимание развитию казахстанского космоса, поставил задачу: «к 2030 году Казахстан должен расширить свою нишу на мировом рынке космических услуг и довести до логического завершения ряд начатых проектов. Я имею в виду сборочно-испытательной комплекс космических аппаратов в Астане, космическую систему дистанционного зондирования, национальную систему космического мониторинга и наземной инфраструктуры, систему высокоточной спутниковой навигации» [5].

Казахстан, имея огромный потенциал развития космической индустрии, стремится налаживать связи и развивать контакты с партнерами, которые нацелены исключительно на мирное освоение космоса и продвижение научно-технического прогресса в мирных целях.

Использованная литература:

Космический путь Казахстана: через тернии к звездам. 25 февраля 2015 год. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: URL: https://www.inform.kz/ru/kosmicheskiy-put-kazahstana-cherez-ternii-k-zvezdam_a3165631

Харланов А.С. Сотрудничество России и Казахстана в области космоса и высоких технологий // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2019. № 2. С. 59–68. DOI: 10.28995/2073-63042019-2-59-68

И.А. Баскакова сотрудничество России и Казахстана по вопросам безопасности

Т.Ж. Имаш Проблемы и перспективы двустороннего сотрудничества Казахстана и России в области исследования и освоения космического пространства // Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева Астана, Республика Казахстан

Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н. А. Назарбаева Народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050». 14 декабря 2012 год. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: URL: https://www.akorda.kz/ru/special/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-14-dekabrya-2012-g

Просмотров работы: 13