Актуальность
В современном мире предприятия сталкиваются с высокой конкуренцией. Для того, чтобы занять лидирующие позиции на рынке, организации нужно знать все свои сильные и слабые стороны, а также знать о преимуществах и недостатках своих конкурентов. Именно в этом и помогает SWOT-анализ. Он направлен на выявление преимуществ, угроз, возможностей и недостатков работы предприятия.
SWOT-анализ — это один из самых распространенных и простых в использовании видов анализа бизнеса. С его помощью можно выявить внутренние и внешние факторы, влияющие на успех компании.
SWOT анализ бизнеса позволяет оценить деятельность компании по четырем факторам:
S — strength (сильные стороны). Конкурентные преимущества вашего предприятия. Например,
низкая себестоимость производства,
сплоченное сообщество поклонников бренда,
высокие KPI email-рассылок.
W — weakness (слабые стороны). Внутренние факторы, которые затрудняют рост бизнеса, снижают вашу конкурентоспособность. Например,
недостаточное количество сотрудников поддержки,
отсутствие настроенных триггерных рассылок,
высокая стоимость привлечения клиента.
O — opportunities (возможности). Внешние факторы, которые могут положительно сказаться на росте бизнеса. Например,
улучшение позиций сайта в органической поисковой выдаче,
«уход» конкурента с рынка.
T — threats (угрозы). Негативные внешние факторы, которые могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии предприятия. Например,
уменьшение размера рынка,
выход на рынок крупного конкурента с большим количеством преимуществ,
ужесточение условий ведения бизнеса со стороны государственного регулятора.
Преимущества и недостатки метода
SWOT-анализ эффективен при осуществлении начальной оценки текущей ситуации, однако он не может заменить выработку стратегии или качественный анализ динамики.
Сильные стороны SWOT-анализа:
Это универсальный метод, который применим в самых разнообразных сферах экономики и управления. Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна и пр.).
Это гибкий метод со свободным выбором анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей (например, можно анализировать город только с точки зрения туризма или только с точки зрения работы транспорта и т.д.).
Может использоваться как для оперативной оценки, так и для стратегического планирования на длительный период.
Использование метода, как правило, не требует специальных знаний и наличия узкопрофильного образования.
Недостатки:
SWOT-анализ показывает только общие факторы. Конкретные мероприятия для достижения поставленных целей надо разрабатывать отдельно.
Зачастую при SWOT-анализе происходит лишь перечисление факторов без выявления основных и второстепенных, без детального анализа взаимосвязей между ними.
Анализ даёт в большей степени статичную картинку, чем видение развития в динамике.
Результаты SWOT-анализа, как правило, представлены в виде качественного описания, в то время как для оценки ситуации часто требуются количественные параметры.
SWOT-анализ является довольно субъективным и чрезвычайно зависит от позиции и знаний того, кто его проводит.
Для качественного SWOT-анализа необходимо привлечение больших массивов информации из самых разных сфер, что требует значительных усилий и затрат.
Существует специальная методика проведения SWOT анализа для получения максимально качественных результатов. Она состоит из 5 этапов.
Шаг 1. Выделите вопросы для проведения анализа
Необходимо ответить на следующие вопросы. Они помогут вам выделить самую важную информацию и настроиться на дальнейшую работу.
Примеры вопросов для выявления сильных сторон:
Какое наше основное конкурентное преимущество?
В чем мы превосходим наших конкурентов?
Какими преимуществами обладают наши сотрудники?
Вопросы для выявления слабых сторон:
В чем преимущество конкурентов?
В чем конкуренты превосходят нас?
Чем не довольны наши клиенты?
Вопросы для выявления возможностей предприятия:
Как нынешняя политическая и экономическая ситуация может способствовать росту бизнеса?
Какие внешние ресурсы можно привлечь для ускорения развития?
Как текущие рыночные тенденции могут пойти нам на пользу?
Возможности носят постоянный или временный характер?
Примеры вопросов для определения угроз:
Какие новые участники рынка потенциально опасны для нас?
Как политическая и экономическая ситуация может ухудшить нашу эффективность?
Какие новые продукты и технологии могут более привлекательны для пользователей, чем наши?
Могут ли рыночные тенденции негативно сказаться на нашем бизнесе?
Шаг 2. Составьте таблицу SWOT анализа
С помощью таблицы (матрицы) вы сможете структурировать всю полученную информацию. Она состоит из четырех частей: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Все выявленные факторы необходимо внести в SWOT матрицу в соответствующие блоки, отсортировав ее по степени важности.
Шаг 3. Поиск сильных и слабых сторон
Выявите основные внутренние факторы, влияющие на успех компании. Факторы, которые лучше, чем у конкурентов — сильные стороны, которые хуже — слабые.
Отсортируйте полученные данные таким образом, чтобы вверху списка находились те факторы, которые влияют на итоговую прибыль в наибольшей степени.
Шаг 4. Поиск возможностей роста
Составьте рейтинг внешних факторов, которые могут положительно сказаться на уровне продаж. Из полученного списка исключите все пункты, которые не влияют на итоговую прибыль или уровень лояльности клиентов.
Шаг 5. Поиск угроз для бизнеса
Определите, что может снизить уровень дохода вашей компании. При этом никогда не забывайте о том, что под угрозами понимают внешние факторы. Они вам не подконтрольны — вы не можете влиять на них.
Составьте рейтинг факторов по степени влияния на уровень продаж и исключите из списка угрозы, которые не отразятся на прибыли и удовлетворенности клиентов в течение ближайших 5 лет.
Список использованной литературы
1. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М.: Магистр, 2016. – 526с.
2. Практический SWOT-анализ / С.В. Тимофеев. – М: Норма, 2016. – 83с.