Актуальные проблемы инновационного развития - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Актуальные проблемы инновационного развития

Афонин А.В. 1
1Университет ИТМО
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На сегодняшний день во всех экономически развитых странах предпринимательская деятельность является составляющей экономики государства. Успешный бизнес зависит от правильно поставленной и обоснованной стратегии предпринимательской деятельности, которая должна учитывать вероятность наступления рисковых ситуаций [2].

Актуальность исследования состоит в том, что на сегодняшний день предпринимательская деятельность играет важную роль, как в развитии современной рыночной экономики, так и в стране в целом. С помощью нее происходит обогащение страны, а именно происходит развитие различных отраслей, появляются новые инновационные программы и проекты, современные технологии. Однако предпринимательская деятельность отражает элементы неопределенности, что приводит к увеличению предпринимательского риска. Следовательно, важно уметь правильно оценивать степень риска, управлять риском, чтобы достигать более эффективных результатов [4].

Термин «предпринимательская деятельность» представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли от продажи товаров, сдачи в аренду имущества, выполнения работ или оказания услуг. В России можно выделить наиболее развитые отрасли в сфере предпринимательства, такие как: торговля, недвижимость, оказание медицинских и социальных услуг, гостиничный, развлекательный бизнес и другие [5].

Целью написания работы – раскрыть актуальные проблемы инновационного развития.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Актуальные проблемы инновационного развития

Согласно Гражданскому кодексу РФ, предпринимательская деятельность (бизнес) — это самостоятельная профессиональная деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. [1, ст. 2]

Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом критериях (показателей) [2, с. 23].

Таблица 1 Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу [3, ст. 4]

Критерий

Малое предприятие

Доходы

Не более 800 млн рублей

Численность сотрудников

Не более 100 человек

Доля участия других лиц в капитале

Не более 25 % в сумме − для государственных образований, общественных и религиозных организаций и фондов, 49 % в сумме — для обычных юридических лиц (в том числе и иностранных), а доля участия субъектов малого и среднего предпринимательства — не ограничена

Субъектами малого предпринимательства в соответствии с Законом № 209-ФЗ являются следующие категории:

– потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ);

– физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);

– крестьянские (фермерские) хозяйства.

Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом. Так, в виду развития и широкого распространения предприятий малого бизнеса, предприниматели выбирают для себя наиболее выгодные направления развития деятельности, в которых, по их мнению, предприятие сможет достичь больших успехов и стать наиболее конкурентоспособным по отношению к остальным.

Рис. 1. Число малых предприятий по видам экономической деятельности в 2018 г., тыс. [4, с. 210]

Можно сделать вывод, что лидирующие позиции среди сфер деятельности малого бизнеса занимают торговля оптовая и розничная, обрабатывающие производства и сфера строительства. Каждая из сфер в процентном соотношении составляет 33,4; 12,9 и 12,4 соответственно. Наименее численными сферами малого бизнеса выступают сфера добычи полезных ископаемых, деятельности в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, а также сфера образования.

Каждая из которых составляют в процентном отношении — 0,5; 0,4 и 0,1 соответственно. Малые предприятия преобладают в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

Это связано с рядом их преимуществ в сравнении с крупным бизнесом, таких как: [5, с. 12]

– возможность привлечения большого количества людей в рабочий процесс;

– высокая возможность адаптации на рынке товаров и услуг;

– повышенная восприимчивость к появляющимся нововведениям;

– малочисленный состав управленческого персонала;

– возможность овладевать и вводить новшества, которые могут быть рискованны для крупных бизнес подразделений.

Малый бизнес, не смотря на свои размеры, может решить следующие социально-экономические проблемы:

– расширить ассортимент и повысить качество товаров, работ, услуг;

– придание экономике мобильности, гибкости, маневренности;

– создать дополнительные рабочие места, сократить уровень безработицы;

– привлечение личных общественных средств с целью развития производственной сферы;

– способствовать более эффективному применению творческих возможностей людей, раскрыть их таланты, развить различные виды ремесел, народного промысла;

– активизировать научно-технический прогресс путем разработки и внедрения инноваций;

– содействовать крупным компаниям посредством производства и доставки комплектующих изделий, создавать вспомогательные и обслуживающие производства;

– освободить государство от низкорентабельных и убыточных компаний путем их аренды или выкупа.

Несмотря на все свои достоинства, количество малых предприятий уменьшается. Так, по состоянию на 10 марта 2017 года количество малых предприятий составило 267598, на которых трудилось 7400881 человек; 10 марта 2018 года — 265719 малых предприятий и 7078041 человек занятых в малом бизнесе; 10 марта 2019 года — 249097 предприятий и 6519379 человек. Соответственно, число предприятий сократилось почти на 7 %, а число занятых в малом бизнесе — почти на 12 % [6].

Данное явление во многом зависит от недостатков, присущих малому предпринимательству: из-за зависимости от крупных предприятий, высокой степени риска и неустойчивости положения на рынке, низкого уровня компетентности руководителей, повышенной чувствительности к изменениям хозяйствования и трудности в получении финансовых средств и наблюдается сокращение числа малых предприятий. Однако в последнее время государство пытается упростить процесс регистрации малых предприятий, уменьшить количество бюрократических процедур, то есть политика России направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства.

Функции по поддержанию предпринимательской деятельности возложены на государственные институты, непосредственно эти обязательства выполняют как публичные, так и правовые организации, целью которых является обеспечение положительного климата в экономике, что, безусловно, должно способствовать быстрому развитию бизнеса. Обычно это коммерческие или же некоммерческие компании, которые основаны в России и работают исключительно в пределах страны. Их привлекают в качестве тендерных операторов (поставщики, исполнители, подрядчики) с целью оказания различного рода услуг, проведения работ или поставок товаров. Данные функции, выполняемые тендерными операторами, безусловно необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса, в соответствии с законом 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», могут характеризоваться с разных сторон (имущественно, финансово, консультационно, информационно). Также такая помощь может оказываться в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Государство оказывает всестороннюю поддержку тем, кто осуществляет инновационную деятельность или работает в области внешней экономики. Также к таким мерам есть доступ у тех компаний, которые ведут хозяйственную деятельность в промышленной сфере.

Анализ возможностей государственной поддержки небольших хозяйствующих субъектов в Московском регионе, свидетельствует, что относительно недавно не существовало полного закона, который бы контролировал взаимоотношения, возникающие у органов государственной власти и бизнес-сообщества. В связи с вступлением в силу Закона МО «О развитии предпринимательской деятельности в Московской области», для предпринимателей оказываются следующие меры поддержки:

1) имущественная поддержка предпринимательства;

2) соответствующая информационная поддержка;

3) консультационная поддержка малого бизнеса;

4) содействие через определенные механизмы в организации и формировании выставочной деятельности;

5) помощь в подготовки и переподготовки кадров;

6) финансовая поддержка хозяйствующих субъектов предпринимательства;

7) иные формы поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Также, к дополнению ориентиров заданным вышеуказанным законом, можно отнести деятельность органов исполнительной власти субъекта РФ направленная на обеспечение благоприятного инвестиционного климата с взаимодействием инвесторов и государства в лице профессионалов в сфере инвестиций, которая будет сопровождаться ясной стратегией с обозначением приоритетов для региона [1]. Ведь, инвестиции сопровождаются большим капиталом, которые работают, по истечению времени, как мультипликатор, способствующий развитию региона.

В настоящее время основным координатором государственных программ выступает Правительство Московской области в сфере региональной государственной политики стимулирования малого и среднего предпринимательства. Для обеспечения координации деятельности органов власти и взаимодействия с хозяйствующими субъектами МСП создана Правительственная комиссия с целью развития предпринимательства [2].

По данным за 2014 год на основании принятой государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья» реализуется шесть подпрограмм [6]:

1. Инвестиции в Подмосковье.

2. Развитие конкуренции в Московской области.

3. Развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области.

4. Развитие потребительского рынка и услуг на территории Московской области.

5. Содействие занятости населения и развитию рынка труда.

6. Обеспечивающая подпрограмма.

А также, 193 программы по развитию малого предпринимательства муниципальных образований на 2014 год. Основными финансовыми инструментами данных программ являются:

- предоставление государственной гарантии по кредитам;

- соответствующие выделяемые субсидии инновационным организациям;

- определенные гранты на создание соответствующих инновационных предприятий – до 0,5 млн руб. на одну организацию;

- микрофинансирование субъектов малого бизнеса;

- льготное субсидирование процентной ставки;

- грантовая поддержка для начинающих предпринимателей в размере до 0,3 млн руб.;

- возмещение затрат в виде субсидий, выделяемых субъектам малого и среднего бизнеса, которые связаны с реализацией программ по энергосбережению. Размер предоставляемой субсидии может составлять до 50% от затраченной суммы, но не более 1 млн. руб.

Самой действенной и популярной мерой государственной поддержки в развитых странах мира является реализация и применение государственных гарантий по кредитам малого и среднего предпринимательства. Гарантии малому предпринимательству предоставляются ответствующими региональными гарантийными фондами.

Специализированные гарантийные фонды работают на территории субъекта, и финансируются из бюджета региона (Московской области) и федерального бюджета. Общее руководство деятельностью гарантийных фондов в регионе осуществляет Правительство Московской области через подведомственные уполномоченные органы.

Срок действия гарантии не более трех лет, а ее размер должен составлять не более 70% от обеспечения по кредиту. Вознаграждение фонду – не более 3% от размера поручительства. Размер вознаграждения может варьироваться от 1 до 3% в зависимости от отраслевой принадлежности субъекта МСП [4]. Кредитование субъектов МСП. Особая роль в системе финансовых инструментов поддержки МСП отведена льготному кредитованию. Специализированный банк ОАО «МСП-банк» в рамках государственной программы финансовой поддержки предоставляет кредиты субъектам МСП.

В соответствии статьей 346.43 Налогового Кодекса Российской Федерации с 1 января 2013 г. Вводится патентная система налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства. При получении патента предприниматель должен уплатить 6% от «возможного дохода» в конкретной отрасли. Индивидуальный предприниматель, получивший патент дополнительно получает налоговые льготы в виде освобождения от уплаты следующих налогов (но в рамках определенного вида деятельности на который был получен патент): НДС, НДФЛ, налог на имущество физических лиц.

Налоговая ставка при применении патентной системы составляет 6 %. Также стоит отметить, что при применении патента предприниматель освобождается от подачи налоговой декларации.

Также предусмотрены специальные налоговые льготы для налогоплательщиков:

- ускоренная амортизация производственных фондов (основных);

- налоговый кредит, который предоставляется малым и средним предприятиям в размере 10% от годовой выручки через отсрочку налогового платежа в бюджет определенного субъекта РФ, но не более чем 50%;

- малые и средние предприятия, которые заняты в сфере производства товаров народного потребления, строительства, не облагаются налогом на прибыль в первые два года со дня создания организации.

Политика Московской области акцентируется на финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства через развитие финансовых инструментов. В целях оказания данной поддержки из бюджета Московской области могут предоставляться субсидии бюджетам муниципальных образований Московской области на софинансирование реализации мероприятий муниципальных программ развития предпринимательской деятельности. На рисунке 1 можно увидеть отношение объема денежных средств к ВРП региона. К примеру, с 2014 по 2018 год – на развитие предпринимательства выделено более 13 миллиардов 297 миллионов рублей, что в общей доле занимает 111% от ВРП [7]. Только в 2014 году на реализацию программных мероприятий предполагалось освоить 3 миллиарда 684 миллионов рублей из областного бюджета.

Рисунок 1 – Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства к ВРП Московской области.

Источник: составлено автором на основании проведенного анализа Постановление от 23 августа 2013 г. N 662/37 об утверждении государственной программы Московской области "Предпринимательство Подмосковья" и закона Московской области «О бюджете Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов»

Государственная политика по развитию малого и среднего предпринимательства реализуется с привлечением центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, ассоциаций и акционерных обществ. Важнейшим элементом инфраструктуры являются общественные объединения предпринимателей, такие как отраслевые ассоциации, союзы, торгово-промышленные палаты [8]. Анализ существующей и действующей в настоящее время

инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, позволил сделать вывод, что проводимая политика в отношении малого и среднего предпринимательства с целью разрешения проблем поддержки данного сектора экономики, нуждается в едином координирующем начале.

Условие эффективного решения всех проблем – консолидация действий муниципальных образований, центральных исполнительных органов власти, общественных организаций, всех организаций, образующих финансовые инструменты, направленные на поддержку хозяйствующих субъектов.

Автор считает, что одной направленности и обозначение инструмента решения проблем государственной политики включающая в себя применение финансовых инструментов в отношении предпринимательства, недостаточно. Поэтому стоит отметить, что как основополагающий критерий в определении целевых ориентиров в реализации политики, является понятие – «эффективность применения финансовых инструментов».

Но, конечно, стоит еще и определить то, что такое эффективность применяемых финансовых инструментов. Поэтому поводу, в экономической литературе для оценки показателя эффективности применения данных инструментов, существуют различные подходы.

Заключение

Малый бизнес в современных условиях способен развиваться успешно при условии, если в каждом регионе страны будет сформирована эффективная организация инфраструктуры и осуществлена поддержка комфортного климата, в котором будут функционировать данные хозяйствующие субъекты. Малый и средний бизнес – это главные субъекты рыночной системы на территории РФ. Конечно, это справедливо только в том случае, когда регионы активно используют законодательство и принимают всесторонние усилия для поддержки предпринимательской деятельности и ее развития. Как результат – развиваются экономические структуры, которые направляют свои материальные, технически, финансово-кредитные и иные силы непосредственно на цели субсидирования предприятий. Со временем в России была сформирована достаточно качественная инфраструктура, обеспечивающая меры государственной поддержки для развития бизнеса.

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. ― № 31. ― ст. 4398.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 31.01.2016 г.).

Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть 2) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. 05.04.2016 г.).

Агарков, С. А. Управление рисками: учебное пособие; рекомендовано УМО РАЕ / С. А. Агарков, Е. С. Кузнецова. — Старый Оскол: ТНТ, 2014. — 112 с.

Аносова А.В., Ким И.А. Макроэкономика – М.: Издательство Юрайт, 2015г. – с. 223

Астахов, В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учебник для бакалавров; допущено УМО ВО / В. П. Астахов. — 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2014. — 984 с. — (Бакалавр. Базовый курс).

Благих, И. А. История экономических учений: учебник для академического бакалавриата; допущено УМО ВО / И. А. Благих, А. Н. Дубянский; под ред. А. Н. Дубянского. — М.: Юрайт, 2014. — 611 с. — (Бакалавр. Академический курс).

Боргояков, А. С. Производственный менеджмент. Курсовая работа: методические указания / А. С. Боргояков; Сиб. федер. ун-т; ХТИ — филиал СФУ. — Абакан: Ред.-изд. сектор ХТИ — филиала СФУ, 2014. — 16 с.

Бусов, В. И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учебник для бакалавров; допущено МО и науки РФ / В. И. Бусов, О. А. Землянский, А. П. Поляков. — М.: Юрайт, 2014. — 430 с. — (Серия: Бакалавр. Базовый курс).

Войтоловский, Н. В. Экономический анализ: учебник для бакалавров / Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2014. — 548 с. — (Бакалавр. Углубленный курс).

Воронова, Е. Ю. Управленческий учет: учебник для бакалавров; рекомендовано УМО по образованию в области финансов / Е. Ю. Воронова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2014. — 390 с. — (Серия: Бакалавр. Базовый курс).

Гумба, Х. М. Ценообразование и сметное дело в строительстве: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Х. М. Гумба, Е. Е. Ермолаев, С. С. Уварова. — М.: Юрайт, 2014. — 419 с.

Зуб, А. Т. Управление проектами: учебник и практикум для академического бакалавриата; рекомендовано УМО ВО / А. Т. Зуб. — М.: Юрайт, 2014. — 422 с. — (Бакалавр. Академический курс).

Казакова, Н. А. Финансовый анализ: учебник и практикум / Н. А. Казакова. — М.: Юрайт, 2015. — 539 с. — (Бакалавр. Углубленный курс).

Карпова, Н. В. Экономика и социология труда: учебное пособие; допущено УМО АМ / Н. В. Карпова, А. Г. Схиртладзе, В. П. Борискин. — Старый Оскол: ТНТ, 2014. — 144 с.

Карпова, Н. В. Маркетинг: учебное пособие / Н. В. Карпова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Старый Оскол: ТНТ, 2015. — 448 с.

Касьяненко, Т. Г. Оценка стоимости бизнеса: учебник для бакалавров; рекомендовано ГОУ ВПО «Государственный институт управления» / Т. Г. Касьяненко, Г. А. Маховикова. — М.: Юрайт, 2014. — 411 с. — (Серия: Бакалавр. Углубленный курс).

Колосов, А. В. Институциональная экономика: учебник для академического бакалавриата; рекомендовано УМО ВО / А. В. Колосов. — М.: Юрайт, 2015. — 384 с. — (Бакалавр. Академический курс).

Коммерческая деятельность: учебник для бакалавров; допущено УМО высшего образования / И.М Синяева [и др.]. — М.: Юрайт, 2014. — 506 с. — (Серия: Бакалавр. Базовый курс).

Коротков, Э. М. Управление изменениями: учебник и практикум для академического бакалавриата; рекомендовано УМО ВО / Э. М. Коротков, М. Б. Жернакова, Т. Ю. Кротенко. — М.: Юрайт, 2015. — 278 с. — (Бакалавр. Академический курс).

Круи, М. Основы риск-менеджмента: пер. с англ.; науч. ред. В. Б. Минасян / М. Круи, Д. Галай, Р. Марк. — М.: Юрайт, 2014. — 390 с.

Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности. Теория и практика: учеб. пособие для бакалавров / Е. Е. Кузьмина, Л. П. Кузьмина. — 2-е изд.,перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2014. — 508 с. — (Бакалавр. Базовый курс).

Кузнецов, Б. Т. Инвестиционный анализ: учебник и практикум для академического бакалавриата;рекомендовано УМО ВО / Б. Т. Кузнецов. — М.: Юрайт, 2015. — 361 с. — (Бакалавр. Академический курс).

Моляков Д.С. Теория финансов предприятий /Д.С. Моляков, Е.И. Шохин. - М.: Финансы и статистика,2014.-С. 23,28

Национальная экономика: учебник; допущено МО и науки РФ / ред. П. В. Савченко. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 832 с. — («Высшее профессиональное образование»).

Самарина, В. П. Основы предпринимательства: учебное пособие / В. П. Самарина. — Старый Оскол: ТНТ, 2014. — 292 с.

Симкина Л.Г. Микроэкономика: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2017 г. – с. 152

Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: учебник - М.: КНОРУС, 2018 г. – с. 167

Просмотров работы: 72